17 января 2023

Катастрофа, «обезглавившая» авиапромышленность и воздушный флот

Утром 5 сентября 1933 года в результате аварии самолета АНТ-7, произошедшей южнее Подольска, около станции Лопасня, погибли 2 члена экипажа и 6 пассажиров, пятеро из которых являлись руководителями авиапромышленности и гражданской авиации СССР.

АНТ-7 АНТ-7

Краткая информация об этом трагическом происшествии на следующий день была опубликована в газете «Правда»:

«5 сентября в 9 час. 20 мин. южнее Подольска, около станции Лопасня, в результате аварии самолета погибли: заместитель наркомтяжпрома, начальник Главного управления авиационной промышленности т. Баранов Петр Ионович; начальник Главного управления гражданского воздушного флота т. Гольцман А.3.; директор Московского авиационного завода №22 т. Горбунов С.П.; зам. начальника Главного управления гражданского воздушного флота т. Петров А.В.; член Президиума Госплана СССР т. Зарзар В.А.; шеф-пилот т. Дорфман И.М, бортмеханик Плотников Н.Е. и т. Баранова Б.М. Правительство назначило семьям погибших персональные пенсии».

Упомянутая рядом с экипажем (шеф-пилотом и бортмехаником) «т. Баранова Б.М.» (Баранова Белла Моисеевна) - это Петра Ионовича Баранова, которая упросила мужа взять ее с собой в этот оказавшийся роковым перелет в Крым, где отдыхали их дети. Все остальные пассажиры - руководители авиапромышленности и гражданской авиации СССР - летели на открытие нового авиационного завода в Севастополе.

Самолет АНТ-7, на котором совершался полет, был, как сообщается в книге Николая Бодрихина «Туполев», вышедшей в серии «ЖЗЛ», опытным вариантом пассажирского восьмиместного самолета, переоборудованного на авиационном заводе №22 в Филях в июле 1933 года из самолета-разведчика Р-6.

Как рассказывается в книге Николая Бодрихина со ссылкой на воспоминания академика Бориса Чертока, который тогда работал на заводе, опытный вариант АНТ-7 был изготовлен в единственном экземпляре. С бывшего самолета-разведчика убрали всё вооружение, в фюзеляже разместили восемь кресел для пассажиров. Кабину экипажа остеклили. Самолет сделал первые пробные полеты в районе заводского аэродрома, после чего неожиданно пришло распоряжение подготовить его к дальнему перелету в Крым, установив дополнительные бензобаки. Однако самолет не был оборудован приборами для слепого полета ночью и в условиях плохой видимости, что, вероятно, и стало причиной катастрофы.

5 сентября 1933 года погодные условия были плохими, однако Петр Баранов настоял на вылете. В 9 утра АНТ-7 вылетел из Москвы. Спустя 20 минут в районе Подольска летящий на низкой высоте авиалайнер зацепил стойками шасси проволоку любительской радиоантенны, которая была натянута на высоких шестах. Затем, как вспоминал Борис Черток, самолет «задел элероном левой плоскости за верхушку высокой ветлы. Левая консоль крыла отвалилась, а самолет носовой частью ударился о землю и рассыпался». Все 8 человек, находившиеся на борту, погибли.

Как сообщается в книге Николая Бодрихина, 

«причина катастрофы не составляла тайны - она до малейших деталей напоминала ту, что произошла с АНТ-9 (12 июля 1931 года авария случилась под Наро-Фоминском – С.И.) - тогда погибли заместитель начальника штаба РККА В.К. Триандафиллов с известным летчиком С.Т. Рыбальчуком». 

12 июля, тоже туманным утром, Рыбальчук принял решение лететь, невзирая на погодные условия, однако из-за того, что полет проходил на малой высоте, в районе платформы Алабино самолет зацепил деревья, после чего упал на землю и разрушился, а все находящиеся на борту люди — 3 пассажира и 5 членов экипажа — погибли.

В сентябре 1933 года о катастрофе с АНТ-7 Иосиф Сталин узнал, находясь на отдыхе в Сочи. После этого он отправил телеграмму Лазарю Кагановичу, остававшемуся в Москве «за главного», в которой говорилось, что 

«надо запретить под страхом исключения из партии полеты ответработников-нелетчиков без разрешения ЦК. Надо строжайше проводить в жизнь запрещение и обязательно исключать провинившихся, невзирая на лица».

По случайному совпадению, которое невольно воспринималось как проявление «черной» иронии судьбы, эта катастрофа, «обезглавившая» авиапромышленность и воздушный флот СССР, произошла менее чем через месяц после того, как 18 августа 1933 года страна впервые торжественно отметила День авиации.