П. А. Клейнмихель на портрете Ф. Крюгера
Герой сегодняшней статьи, Петр Андреевич Клейнмихель, был одним из ближайших и доверенных сотрудников Аракчеева. После смерти знаменитого графа современники говорили, что Аракчеев умер, но «его зубы остались». Этими «зубами» и считали человека, о котором пойдет речь в данной статье.
В отличие от Аракчеева, о котором и сейчас помнят хорошо, хоть и в значительной степени предвзято, Клейнмихель в настоящее время знаком всем лишь благодаря упоминанию в эпиграфе входящего в школьную программу стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»:
«Папаша! кто строил эту дорогу?
Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!»
Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!»
Он был человеком таранного типа – из тех, что выполняют поставленную перед ними задачу любой ценой, не считаясь с потерями.
Таких людей очень не любят современники, называя жестокими и бездушными. Потомки в лучшем случае – стараются побыстрее забыть их заслуги, а в худшем – демонизируют, щедро «мажут черной краской». Но при реализации масштабных и жизненно важных проектов государство не может обойтись без личностей такого масштаба и склада. Они приходят и, в отличие от «эффективных менеджеров» типа Чубайса, оставляют после себя не руины, а созданные на пустом месте металлургические предприятия, как Никита Демидов, атомную отрасль промышленности, как Лаврентий Берия, или железную дорогу между двумя крупнейшими городами страны, как Петр Клейнмихель.
Происхождение
П. А. Клейнмихель родился в 1793 году в семье «служилых немцев» и был российским дворянином во втором поколении. Известно, что прадед героя сегодняшней статьи, служил в саксонской армии, дед был пастором в Риге, а отец начинал службу всего лишь капралом в Киевском мушкетерском полку. Любопытно, что в буквальном переводе с немецкого языка фамилия Клейнмихель означает «Маленький Михель». Отец героя, Андрей Андреевич, носивший эту фамилию, по воспоминаниям современников, маленьким совсем не был, ростом и осанкой он походил на медведя. Никаких протекций Клейнмихель-старший не имел, был настоящим служакой, воевал в Польше (1778–1779 гг.) и в Крыму (в 1783 году). Потом долгое время возглавлял Второй кадетский корпус.
Рисунки из статьи «Второй кадетский императора Петра Великого корпус» Военной энциклопедии издательства И. Д. Сытина
В 1812 году А. А. Клейнмихель сформировал в Ярославской губернии 6 полков народного ополчения, которые присоединились к российской армии в Тарутинском лагере.
Умер он в сентябре 1815 года под Белостоком в звании генерал-лейтенанта. В это время он занимал должность начальника главного штаба 2-й резервной армии, назначенной действовать против вернувшегося с Эльбы Наполеона.
Андрей Андреевич Клейнмихель. Портрет из Военной энциклопедии издательства Сытина, 1913 г.
По обычаям дворян того времени Петр Клейнмихель был записан родителями в лейб-гвардейский Гренадерский полк сразу после рождения. Учился в кадетском корпусе отца, разумеется, не пользуясь и малейшими привилегиями. В 1808 году в возрасте 15 лет стал подпоручиком. В марте 1812 года перевелся в знаменитый Преображенский полк, а затем был назначен адъютантом к хорошо знавшему его отца Аракчееву.
Портрет А. Аракчеева работы неизвестного художника, Русский музей, Петербург
Учитывая характер графа, его пунктуальность и невероятную трудоспособность (работал по 17 часов в день), назвать эту должность лёгкой и приятной нельзя даже при очень большом желании. Однако и молодой Клейнмихель оказался чрезвычайно ответственным трудоголиком, так что с Аракчеевым он сработался.
В 1814 году уже капитан Клейнмихель ненадолго стал флигель-адъютантом императора Александра I и познакомился с его братьями Константином и Николаем: привез им распоряжение отправиться в Базель (подальше от основного театра боевых действий). Некоторое время выполнял обязанности петербургского плац-майора, то есть был заместителем коменданта столицы.
Странный брак Петра Клейнмихеля
В 1816 году П. Клейнмихель женился – и при весьма странных обстоятельствах. Девушка, ставшая его первой супругой – Варвара Александровна Кокошкина, была похищена им из церкви, в которой находилась с матерью. Лихой герой-любовник был арестован на 2 недели, но, ввиду прежней беспорочной службы, этим все и ограничилось. Вопреки ожиданиям, этот брак оказался неудачным, супруги постоянно ссорились, и Варвару регулярно утешал её двоюродный брат Н. М. Булдаков. Он был сыном Михаила Матвеевича Булдакова – директора знаменитой Российско-американской компании, который и получил потомственное дворянство в 1828 году. А его матерью стала дочь известного мореплавателя и промышленника Григория Ивановича Шелихова.
Н. М. Булдаков
Утешения Николая Булдакова зашли настолько далеко, что император, по ходатайству Клейнмихеля, запретил ему жить в городе, где в тот момент находилась его сестра. Но Варвара сама стала навещать его – с неизменным взаимным «утешением». В конце концов, супруги заключили сделку, согласно которой Варвара оставляла мужу все приданое, а он взамен именно себя объявил неверным мужем, благодаря чему и состоялся развод. Получившая свободу Варвара вышла замуж за Булдакова, который со временем стал симбирским губернатором, но, как говорят, не была счастлива и в этом браке: пылкие любовники далеко не всегда становятся хорошими мужьями.
Сотрудник Аракчеева
В 1819 году графу Алексею Андреевичу Аракчееву, вопреки его воле, было поручено командовать военными поселениями. Идея их организации принадлежала Александру I, Аракчеев же выступал против. Он даже стоял на коленях перед императором, умоляя его «не образовывать новых стрельцов». Однако Александр I был непреклонен и все же назначил его главным начальником Отдельного корпуса военных поселений. А Петр Клейнмихель в марте 1819 года стал начальником его штаба.
В сентябре 1825 года в Грузино была убита фаворитка Аракчеева – Настасья Минкина, сама простолюдинка (таких в России называли «барскими барынями»), которая своим самодурством довела дворовых людей до отчаяния. Расследование по этому делу вели новгородский губернатор Д. Жеребцов и генерал-майор П. Клейнмихель. Впавший в депрессию Аракчеев так и не оправился, отошел от дел и скоро умер. Однако на карьере Клейнмихеля это не сказалось ни в малейшей степени.
22 августа 1826 года он получил должность генерал-адъютанта. С 1830 года руководил работами по составлению исторического описания одежды и вооружения российских войск, его сотрудником был А. В. Висковатов, под редакцией которого с 1841 по 1862 год были изданы 30 томов «Исторических описаний одежды и вооружения Российских войск с древних времен» (с 862 года до эпохи Николая I).
Александр Васильевич Висковатов (военный историк, генерал-майор) на портрете работы Паласиоса
Иллюстрация из книги Висковатова
1 мая 1832 года Клейнмихель стал дежурным генералом главного штаба императора. Наконец, 19 июня 1835 года был назначен директором департамента военных поселений с одновременным исполнением обязанностей начальника инспекторского департамента военного министерства.
Любопытно, что все приказы и распоряжения П. Клейнмихеля были написаны весьма совершенным слогом, того же он требовал и от подчиненных и добился успеха. По свидетельству К. И. Фишера,
«дурной слог и почерк бумаг, исходящих из главного управления, изменился к лучшему; большую часть бумаг стали составлять с большим тщанием, а почерк во всех сделался вдруг весьма хорошим».
Завистники распространяли слухи, что благоволением Николая I Клейнмихель обязан тем, что его вторая супруга – Клеопатра Петровна, «легализовала» внебрачных детей этого императора, выдавая их за своих.
К. П. Клейнмихель, вдова штабс-ротмистра В. О. Хорвата, жена Клейнмихеля с 1832 года. Она была родственницей фаворитки Николая I В. А. Нелидовой, статс-дамой, председательницей Патриотического общества, была награждена орденом святой Екатерины
Однако серьезные исследователи относятся к сообщениям об усыновлении в семье Клейнмихелей детей Николая I именно как к сплетням. На самом деле, оба императора ценили и деловые качества Клейнмихеля, и его неамбициозность – готовность беспрекословно выполнить любой приказ. К. И. Фишер вспоминал:
«Слава Клейнмихеля заключалась единственно в точном и строгом исполнении… он мог так организовать дело, что любое приказание государя обязательно исполнялось».
Инженер-путеец В. А. Панаев, знавший Клейнмихеля по работам во время строительства железной дороги, связавшей Петербург и Москву, пишет:
«Клейнмихель был до крайности горяч, нетерпелив, необыкновенно энергичен, быстр в решениях и обладал характером твердым и, в особенности, независимым. Он не терпел ни малейшего вмешательства, кого бы то ни было, в дела до него относящиеся... он был очень умен, талантлив и обладал особенною опытностью в вопросах административного свойства, и потому был всегда на месте, что бы ни попадало в круг его деятельности, а следовательно, превосходным министром врученной ему отрасли... Он решительно не обращал внимания ни на кого, смело вступал в борьбу со всеми и твердо шел, помимо всех возможных препятствий и посторонних интриг, к цели, которую назначил себе... он представлял из себя олицетворение врага бюрократического порядка… Клейнмихель наводил ужас на всякого, кто стремился к злоупотреблениям».
А вот мнение баварского посланника О. де Брэ:
«Деятельный, беспощадный и неумолимый в выборе средств, Клейнмихель не признавал трудностей и как будто хотел доказать, что на свете нет ничего невозможного. Он относился к людям, как к орудиям и машинам, не зная сострадания. Имея в своем распоряжении огромные суммы и неограниченную власть, Клейнмихель возвел, во исполнение императорских приказаний, большие и полезные здания. Его ненавидят и презирают».
Да, П. А. Клейнмихель был не творцом, осуществляющим лично разработанные планы, а всего лишь деятельным и добросовестным исполнителем чужих замыслов. При этом он без колебаний брался за дела, совершенно ему незнакомые, и, как ни странно, обычно успешно с ними справлялся.
Так, в 1837 году он возглавил работы по ремонту Зимнего дворца, серьезно пострадавшего от пожара (выгорели второй и третий этажи). Обязался закончить все за год и три месяца, что многим показалось абсолютно нереальным (по самым смелым прогнозам на ремонт требовалось два года) – и уложился в срок, получив от императора медаль с надписью «Усердие все превозмогает», а от придворных – прозвище «Дворецкий». Правда, по старой традиции, пришлось ещё некоторое время кое-где продолжать отделочные работы, а то – и начинать делать новый ремонт то в одном, то в другом зале.
В 1838–1839 гг. солдаты военных поселений под руководством Клейнмихеля между Петербургом и Варшавой по проекту Жака Шато протянули самую длинную в мире (1 200 км) линию оптического телеграфа.
Зимний дворец, башня оптического телеграфа
Были построены 149 промежуточных станций с башнями высотой от 15 до 17 метров каждая. Телеграф обслуживали 1 908 человек, для подготовки телеграфистов в 1840 году открыли «сигнальную школу». Передача 45 условных сигналов из одного конечного пункта в другой при ясной погоде занимала 22 минуты.
Кроме того, в 1836 году П. А. Клейнмихель был включен в специальный комитет для рассмотрения электромагнитного телеграфного аппарата Шиллинга (его председателем стал управлявший то время морским министерством А. С. Меньшиков). Для проведения испытаний была построена телеграфная линия длиной пять верст, часть которой проходила через внутренний канал адмиралтейства. Испытания прошли успешно, и было принято решение о строительстве уже настоящей линии телеграфа, которая соединила бы Петербург и Кронштадт. Работы были прекращены из-за смерти Шиллинга.
В марте 1839 года П. А. Клейнмихель получил титул графа Российской империи. И наконец, в 1842 году он был назначен членом комитета по строительству железной дороги из Петербурга в Москву (его председателем был А. Х. Бенкендорф), а затем – и главноуправляющим путями сообщения. Комитет министров тогда дал по этому проекту отрицательное заключение. Однако император прислушался к мнению Н. О. Крафта и П. П. Мельникова, изучавших опыт строительства железных дорог в США. Николай I заявил:
«Мы терпим от избытка расстояний. Я смотрю на сближение Петербурга с Москвой как дело великой государственной важности. И надеюсь, что потомство оправдает мое решение».
Николай Осипович Крафт. Именно он обосновал целесообразность применения пятифутовой (1 524 мм) ширины колеи российских железных дорог. Начальник работ по строительству магистрали на участке от Бологого до Москвы. Стал начальником построенной железной дороги между Москвой и Петербургом (находился на этой должности с 1852 по 1855 гг.)
Павел Петрович Мельников. Автор книги «Железные дороги» (1835 год), начальник работ по строительству магистрали на участке от Петербурга до Бологого. Будущий первый министр путей сообщений, за время его управления этим ведомством сеть российских железных дорог увеличилась на 7 062 км.
Памятник П. П. Мельникову на Комсомольской площади, Москва
Дорогу длиной в 604 версты решено было строить сразу в две колеи.
В следующей статье мы продолжим рассказ о П. Клейнмихеле и строительстве железной дороги между Петербургом и Москвой.
«Николаевская» железная дорога близ Москвы