12 июля 2022

Захватчик



Ровно 80 лет назад, 10 июля 1942 года впервые поднялся в воздух прототип ударного боевого самолета Douglas A-26 Invader, безусловно, лучшего фронтового бомбардировщика и тяжелого штурмовика времен Второй мировой войны.

По сочетанию максимальной скорости (578 км/ч), вооружения (18 крупнокалиберных пулеметов в штурмовом варианте плюс 2700 кг бомб) и дальности полета с боевой нагрузкой (2300 км) он не имел себе равных среди самолетов своего класса. Кроме того, "Инвэйдер" обладал отличной для своих размеров маневренностью, устойчивостью, был легок и прост в управлении.

Всего было построено 2452 таких машины. Их первый боевой вылет состоялся 6 сентября 1944 года. До конца войны они вылетали на задания 11567 раз, сбросив в общем счете более 18 тысяч тонн бомб. Потери составляли всего 67 самолетов, то есть, один сбитый приходился на 173 боевых вылета. Выдающийся результат, особенно - с учетом мощной германской ПВО.

В дальнейшем "Инвэйдеры" поставлялись во многие страны, активно воевали в Корее, Индокитае, на Кубе и в многочисленных африканских конфликтах. В Корейской войне А-26 выполнили свыше 15000 боевых миссий (из них 7000 - ночью) при потере 85 машин. Дольше всего они состояли на вооружении колумбийских ВВС, где последние А-26 были списаны в 1980 году.

XA_26A_DL_41_19505_01_large
Прототип "Инвэйдера" ХА-26 в штурмовом варианте. Вооружение еще не установлено.

kl 06-2015 Douglas A-26 (02).jpg.7715104
Другой прототип в бомбардировочном варианте, с застекленной носовой кабиной штурмана-бомбардира.

a26b-9 (1)
Один из предсерийных экземпляров на испытательном полигоне NACA. На крыле видна съемная штанга с датчиком воздушного давления.


Прототип скоростного штурмовика ХА-26F с дополнительным турбореактивным двигателем в хвосте фюзеляжа (его воздухозаборник виден за кабиной). На испытаниях самолет достиг скорости 700 км/ч, но из-за окончания войны в серию не пошел.


Экипаж штурмовика Brown Nose возле своей машины. Хорошо видна батарея крупнокалиберных пулеметов. На борту - отметки 165 боевых вылетов и еще сколько-то на носовой створке шасси.

a26b15dl_553bs_386bg_1
Серийный "Инвэйдер" А-26В в полете.

44-35281  A-26C-30-DT
"Инвэйдеры" на военном аэродроме.

416th-Bomb-Group
А-26В в момент бомбометания.


Камуфлированный "Инвэйдер" с дополнительными бензобаками на концах крыла, воевавший во Вьетнаме. 

EVG_2344
Один из "Инвэйдеров", сохранившихся в летном состоянии до наших дней. На снимке хорошо видны внушительные размеры бомболюка, в котором умещалось 1800 кг боевой нагрузки и еще 900 кг можно было подвесить под крылом.

75-a-1280
Еще один "долгожитель" со стеклянным носом.

Douglas_B-26B_N60XX_FLL_04.10.75_edited-2
Послевоенная пассажирская конверсия, получившая название "Марксмен". В 1962-64 годах восемь штурмовиков А-26В были переделаны в такие десятиместные мини-лайнеры. По состоянию на 2013 год пять из них еще находились в эксплуатации.


Канадская модификация "Инвэйдера", предназначенная для борьбы с лесными пожарами. В бомбовом отсеке установлена цистерна с водой.

a26-invader-armor-protection-diagram
Схема бронирования "Инвэйдера". Красным показаны стальные плиты, синим - утолщенная дюралевая обшивка, дававшая частичную защиту от осколков и пуль на излете. Красным со звездочкой - броневые плиты, которые устанавливались не на всех экземплярах машины.