12 июля 2022

Жаркое небо Бразилии



Бразильская гражданская война между паулистами и легалистами интересна не только забавными самодельными танчиками, но и тем, что это был первый вооруженный конфликт в Западном полушарии, в котором обе стороны активно и порой весьма результативно применяли авиацию. Поэтому его можно назвать первой воздушной войной на Американском континенте.

Уже на следующий день после начала восстания, 10 июля 1932 года, паулисты захватили военный аэродром Кампо де Марте, на котором им достались четыре боевых самолета - два французских двухместных многоцелевых самолета (разведчики и легкие бомбардировщики) "Потез" 25ТОЕ и две американские машины того же класса WACO CSO.

Вскоре авиация повстанцев пополнилась французским транспортно-пассажирским самолетом Latecoere-28 авиакомпании "Аэропосталь", прилетевшим из Европы и также немедленно конфискованным на нужды революции. Впоследствии повстанцы переделали его в бомбардировщик. Кстати, пилот этой машины в дальнейшем получил всемирную известность благодаря своему литературному творчеству, а звали его Антуан де Сент-Экзюпери. Паулисты не стали его задерживать и беспрепятственно выпустили со своей территории.

Авиация лоялистов, то есть, правительственных сил, была гораздо более многочисленной. Она  состояла из наземного и морского компонентов. Наземный включал в себя 12 "Потезов", пять WACO, 11 английских учебных легкомоторных  "Де Хэвиллендов" DH-60, два французских истребителя "Ньюпор-Деляж" NiD-72 и один французский одномоторный бомбардировщик "Амио-122".

В состав морской авиации входили семь крупных двухфюзеляжных итальянских летающих лодок "Савойя-Марчетти" SM-55A, три американских двухмоторных летающих лодки "Мартин" PM, четыре американских наземных легких бомбардировщика Воут O2U-2A "Корсар", а также 12 DH-60 и два старых английских учебных биплана "Авро-504K".

Уже в ходе войны повстанцам удалось значительно пополнить свою авиацию, закупив в Чили через подставную аргентинскую фирму восемь новых американских легких бомбардировщиков Кертисс O-1E "Фолкон". Самолеты нелегально перегнали в Сан-Паулу по воздуху над Аргентиной и территорией штата Парана, занятого бразильскими правительственными войсками. Они стали главной ударной силой паулистских ВВС.

Фото одной из этих машин с собственным именем "Кири-кири" ("кис-кис") и ее экипажа помещено на заставке. Под нижним крылом подвешены 25-килограммовые осколочные бомбы.

Впрочем, согласно иным данным, повстанцам в конечном итоге достались только четыре "Фолкона", а остальных аргентинцы успели задержать и конфисковать во время промежуточной посадки для дозаправки. Правительство Аргентины придерживалось нейтралитета и заявило, что не допустит поставок вооружений и военной техники обеим сторонам через свою территорию.

Лоялисты также старались усилить свою воздушную мощь, причем им это было гораздо проще, так как они могли осуществлять закупки вполне легально. Бразильское правительство экстренно приобрело в США 36 истребителей-бомбардировщиков WACO-240, представлявших собой одноместный вариант WACO CSO с 240-сильным мотором и двумя синхронными пулеметами "Кольт-Браунинг", установленными перед кабиной.

Их выбрали по той причине, что особенности пилотирования и обслуживания этих машин почти не отличались от хорошо знакомых бразильским авиаторам WACO CSO, следовательно, летному и наземному персоналу не требовалось переучивание. Правда, до подавления восстания в Бразилию успели доставить лишь таких 10 самолетов, которые приняли участие в боях на завершающем этапе конфликта.

13 июля 1932 года правительственные и повстанческие ВВС совершили первые боевые вылеты. Лоялистский Potez-25ТОЕ сбросил бомбы и агитационные листовки на позиции восставших, а паулистский WACO попытался его перехватить, но бомбардировщику удалось уйти. 18 июля два правительственных "Корсара", выполнявших разведывательную миссию, впервые попали под зенитный огонь, однако оба вернулись без повреждений.

20 июля несколько лоялистских самолетов штурмовали наступавших на Рио-де-Жанейро повстанцев и бомбили вражеские артиллерийские батареи, содействуя наземным войскам в отражении наступления на столицу. На следующий день большого успеха добился экипаж "Корсара". От сброшенной им бомбы взлетел на воздух крупный склад ,боеприпасов, из-за чего паулисты начали испытывать их нехватку.

29 июля в дело вступили тяжелые гидропланы. Два SM-55A в сопровождении "Корсара" засыпали бомбами дзоты, траншеи и блиндажи повстанцев у города Кубатао.

Продолжение следует.


Один из "Латекоров" авиакомпании "Аэропосталь", осуществлявших почтово-пассажирские рейсы над Южной Америкой. Возможно, именно эту машину захватили повстанцы.

1932_01a
Летчики-паулисты возле Potez-25ТОЕ. Опознавательные знаки повстанческой авиации выглядели просто, это были поперечные полосы на крыльях и на фюзеляже за кабиной. Причем на самолетах, окрашенных в темные цвета (зеленый или хаки), полосы были белые, а на машинах, покрытых светлой краской, - черные. Ширина и количество полос - варьировались. Иногда на фюзеляже рисовали одну широкую "ленту", как на этой машине, а иногда - две узких, как на фото внизу.

1932_06

KAVUREI2
Повстанческий Curtiss Falcon и его экипаж.