13 июля 2022

«Телефон в каждый дом»: как телефонная связь появилась в России


13 июля 1882 года в России начали работать первые телефонные станции, сделав настоящий технический прорыв в сфере связи и коммуникации.

Стоит отметить, что до этого в России уже было междугороднее телефонное сообщение. Линия пролегала между Москвой и ближними городами: Богородицком, Химками, Одинцовым, Пушкиным, Коломной, Подольском и Серпуховом. Однако соединение было нерегулярным. К тому же новшество особенной популярностью не пользовалось. Указ императора Николая II изменил ситуацию. В документе говорилось о необходимости установить сообщение на дальнее расстояние, которое связало бы Петербург и Москву и обеспечило постоянное и бесперебойное соединение.

Подготовка к снабжению российских городов телефонной связью началась еще осенью 1881 года. Именно тогда на правительственном уровне были сформированы основные условия и правила городских телефонных сообщений, на которых базировалась их эксплуатация. Тогда за услуги связи отвечало Министерство внутренних дел, которое и занялось вплотную реализацией масштабного проекта.

Правда, первый блин оказался комом, инженер фон Баранов не сумел грамотно подойти к технической стороне дела и отказался обустраивать телефонную сеть. На его место быстро согласились встать специалисты компании Белла, которые полностью контролировали и обустраивали телефонные станции по всей России на протяжении многих лет.

Подготовительные работы длились более полугода, а уже летом 1882 года первые телефонные станции заработали не только в столице России, но и других городах. Постепенно география телефонных сетей расширялась. Первопроходцами стали Санкт-Петербург и Москва, затем к ним присоединились Рига и Одесса, а уже через пару лет станции заработали в Баку, Ревеле, Нижнем Новгороде и других крупных городах.

В 1898 году в России появилась телефонная линия, которая считалась самой длинной во всей Европе. 660 километров проводов связали два мощных города, Москву и Петербург, между которыми бойко шла торговля, решались важные государственные вопросы и судьбы обыкновенных людей.

За техническую сторону дела отвечали доски системы Гилеланда, рассчитанные на обслуживание 50 номеров. Связь проходила по однопроводным линиям, что часто приводило к длительным поломкам и сбоям. К тому же, телефонистки мешали друг другу из-за громких разговоров, причиной которых были слабая связь абонента со станцией. Уже к 1890 году основная часть досок Гилеланда была заменена на шкафные коммутаторы, имеющие индивидуальные гнезда связи для абонентов. Один такой коммутатор мог принимать до 200 звонков, работа телефонисток значительно упростилась.


Стоит отметить, что услуги телефонной связи приобрели необычайную популярность. Люди активно пользовались телефонными станциями и устанавливали домашние телефоны. По данным статистики к началу 20 века только в Санкт-Петербурге и Москве было зафиксировано почти три и четыре тысячи абонентов соответственно. Уже позже телефонные сети опутали всю страну, дойдя даже до провинции.

Как Распутин лечил цесаревича по телефону

Междугороднее сообщение появилось в 1882 году и связало Петербург и Гатчину. Связь в основном использовали для переговоров по важным политическим вопросам и для прослушивания… опер, идущих в Мариинском театре. Следует отметить, что, несмотря на осознание всех преимуществ нового способа сообщения, даже члены царской фамилии так и не смогли отказаться от привычного метода общения – написания писем. Куда бы не уезжал Никки (так ласково называли в семье Николая II), он всегда слал письма своей Аликс - Александре Фёдоровне, где рассказывал о своих впечатлениях и думах. Телефонному разговору они всегда предпочитали эпистолярный жанр.

Впрочем, романтизм романтизмом, а телефон всё-таки Романовы использовали. Сын Николая Алексей, страдал неизлечимой болезнью, передавшейся ему по материнской линии – гемофилией. Помочь мальчику справиться с болями, кровотечениями и припадками мог только «святой чёрт» Распутин, которому звонили в тяжёлые минуты. Его либо вызывали во дворец из квартиры на Гороховой, либо просто подносили к уху мальчика трубку, а Распутин нашёптывал в неё только ему известные слова, которые постепенно утешали боли и мальчик сладко засыпал на коленях у матери.


Открытие телефонной линии

Однако это было позже. А в том относительно спокойном 1897 году строительство междугородней линии только завершилось. Проект разрабатывал инженер Павел Войнаровский – известный специалист по электросвязи. Непосредственно самим строительством ведал механик Рижского почтово-телеграфного округа А. Новицкий. Междугороднюю станцию в Москве расположили на Мясницкой улице, где в то время находилась Центральная телеграфная контора.

Торжественное открытие состоялось утром 31 декабря 1898 года в Петербурге. По случаю столь знаменательного события были отслужены молебны, а министр внутренних дел Иван Горемыкин, поздравляя москвичей и петербуржцев, поднял бокал шампанского за здоровье государя.

Буквально за несколько дней связь оправдала себя: за одни сутки Петербург и Москва приняли свыше 60 переговоров, а к следующей неделе показатели еще возросли. Владельцами такой непомерной роскоши как телефон, помимо членов царской фамилии и людей, особо приближённым к ним, были важные и крупные предприниматели, чиновники, богатейшие люди двух городов, а также магазины, театры, рестораны и банки.

Самая престижная работа конца XIX века

Первая модель телефонов, конечно, была далека от идеала. Одной рукой говорящий прижимал часть аппарата, отдалённо напоминающую современный вантуз, к уху, а вторую приближал ко рту, куда с непривычки говорил очень громко.


Разговор до первого десятилетия XX века принимала телефонистка, которая соединяла двух абонентов. Описывать необычность этой профессии можно было бы часами, но лучше обратиться к фактам. Идеальной телефонисткой считалась девушка из хорошей семьи, обладающая спокойным темпераментом, приятным для слуха голосом, достаточным ростом (по тем времена рост в 165 сантиметров являлся, как сейчас бы сказали, «модельным»), чтобы могла дотянуться до верха коммутатора и обязательно незамужней – чтобы не вздумала рассказывать мужу услышанное в чужом телефонном разговоре. Хоть работа и считалась престижной, нагрузка была тяжёлая — к 1901 году в Москве насчитывалось свыше 2 860 номеров, а одно соединение должно было осуществляться за 8 секунд. За это ничтожное время телефонистка должна была принять вызов, понять, в какое из доступных абонентских гнезд нужно воткнуть шнур, чтобы соединить абонентов. Когда разговор заканчивался, абонент вращал ручку индуктора, а на самом коммутаторе реагировал отбойный клапан, служившим для телефонистки знаком, что соединение можно прерывать.


«Социализм без телеграфа — пустейшая фраза»

Однако вплоть до революционного 1917 года телефонная связь в России дальнейшего развития так и не получила. К тому времени к имеющейся линии Петроград — Москва, присоединилась междугородняя связка Москва — Харьков, которую сделали в 1912 году. Также были сделаны узлы, которые связывали небольшие города, однако соединение было перебойным и, по большей части, не приносящим ни пользы, ни дохода держателям акций.

Только после Октябрьской революции теме телефонного сообщения стали вновь уделять особенное внимание. Никто так остро не воспринимал и не понимал преимуществ телефонии, как Владимир Ленин, веско выразившийся в 1918 году на заседании Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета: «Социализм без почты, телеграфа и машин — пустейшая фраза».


Анастасия Чайковская