15 декабря 1938 года в 12 часов 58 минут на Центральном аэродроме (на Ходынском поле) при испытании истребителя И-180 произошла катастрофа, в результате которой погиб в возрасте 34 лет Герой Советского Союза Валерий Чкалов.
Вынужденная посадка
В ноябре 1938 года Валерий Чкалов находился в кратковременном отпуске у себя на родине. 1 декабря он был срочно вызван в Москву для испытаний нового самолета-истребителя И-180. «Срочность» объяснялась обстоятельствами военного и геополитического характера. Дело в том, что в начале гражданской войны в Испании наш истребитель И-16 в воздушных боях превосходил немецкий МЕ-109В по скорости и другим летным качествам. Через некоторое время в небе Испании появился модифицированный самолет МЕ-109Е, который имел уже большую по сравнению с И-16 скорость. Тут же конструкторское бюро Поликарпова получило задание создать новый скоростной истребитель. Им и должен был стать И-180.
Как позже писали в объяснительных участники и очевидцы события, 15 декабря 1938 года новый истребитель И-180 после тщательного осмотра и опробования мотора на земле в течение 25 минут был предоставлен Чкалову для вылета. Тов. Чкалов опробовал мотор, управление рулями, закрылками и вырулил на старт. Самолет оторвался от земли после разбега примерно в 200-250 метров и, набрав высоту 100-120 метров, с виражом пошел на первый круг. Далее полет продолжался на высоте 500-600 метров. Закончив первый круг над аэродромом, самолет пошел на второй круг, растянув последний в сторону завода № 22, после чего пошел на посадку. Не доходя до аэродрома 1-1,5 километра, с высоты около 100 метров самолет сделал вираж влево и скрылся за постройками.
Самолет был обнаружен на территории деревянного склада возле Хорошевского шоссе. При снижении он зацепил и оборвал провода на территории склада и, развернувшись, врезался в кучу деревянных отходов. При ударе Чкалова выбросило на 10-15 метров вместе с хвостовой частью фюзеляжа, управлением и сидением. Передняя часть самолета была разбита. Пожара не было. Чкалов был тотчас же взят еще живым работниками склада и доставлен в Боткинскую больницу, где скончался через несколько минут.
Гроб с телом погибшего героя был выставлен для прощания в Колонном зале Дома Союзов. В ночь с 17 на 18 декабря тело Валерия Чкалова было кремировано. 19 декабря на Красной площади состоялась торжественная церемония похорон: урну с прахом «летчика №1» к Кремлевской стене несли Сталин и Молотов.
«Разбор полета»
15 декабря в ЦК ВПБ(б) Иосифу Сталину и Вячеславу Молотову было направлено «Краткое сообщение», подписанное директором завода № 156 Михаилом Усачевым, техническим директором и главным конструктором завода Николаем Поликарповым и зам.главного конструктора завода Дмитрием Томашевичем, т.е. теми, кто послал Чкалова в последний полет.
Привожу выдержки из этого письма:
«Самолет И-180 является скоростным одноместным истребителем в развитие самолета И-16. Самолет И-180 был окончен постройкой на заводе № 156 и выведен на аэродром 07.12.1938 года. С 7.12 по 15.12 с.г. на аэродроме производилось (…) опробование мотора на земле и устранение выявленных дефектов. 10.12 была проведена первая рулежка самолета на земле, показавшая удовлетворительную работу шасси, тормозов, костыля и мотора. Результаты рулежки занесены в полетный лист. 12.12 с.г. после осмотра самолета и исправления правой амортизационной стойки шасси самолет был пущен на вторичную рулежку, во время которой произошла поломка тяги управления нормальным газом мотора. Эта тяга заменена на усиленную к утру 14.12 с.г. и тогда же опробована, на что был составлен специальный акт. Удовлетворительные результаты обеих рулежек и тщательная неоднократная проверка самолета позволили перейти к оформлению первого взлета, для чего составлен специальный акт от 14.12 с.г. на готовность самолета к первому вылету без уборки шасси».
Акт был утвержден Главным конструктором завода Поликарповым Н.Н. К этому акту была приложена ведомость дефектов, не влияющих на безопасность первого вылета и подлежащих устранению после первых полетов. После составления акта и на основании его был издан приказ по заводу № 156 о выпуске самолета в первый полет без уборки шасси, подписанный директором завода т. Усачевым.
Версии, причины и поиск виновных
Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) немедленно была назначена Правительственная комиссия по расследованию катастрофы самолета И-180 в составе комдива Алексеева (председатель), Репина, Громова, Байдукова, Кашина и Супруна. В акте комиссии говорится:
«…Причиною вынужденной посадки Комиссия считает отказ мотора в результате его переохлаждения и ненадежной конструкции управления газом.
Отказ мотора произошел в такой момент полета, когда благополучный исход его, без работающего мотора, был невозможен (низкая высота, отсутствие площадок). Судя по обстановке катастрофы, летчик до последнего момента управлял самолетом и пытался сесть, и сел вне площади, занятой жилыми домами.
Комиссия установила: самолет, мотор, винт, карбюратор были опытные и в воздухе до этого не были, что обязывало организаторов полета проявить особое внимание и осторожность подготовки к этому полету, что фактически сделано не было. На самолете отсутствовала система регулируемого охлаждения, без чего производство полета и особенно первого вылета в морозный день (минус 25 градусов) было чрезвычайно опасно. Устройство жалюзи предусматривалось (показание инженера-конструктора КУН), но выполнено не было. Самолет был выпущен в полет 15-го декабря с рядом неустраненных дефектов, вследствие которых Союзным Правительством был запрещен полет именно на этом самолете 12 декабря. Подготовка самолета к полету с момента вывода на аэродром 7.12.1938 г. происходила в условиях исключительно вредной спешки при фактической обезличке и безответственности за это ответственное дело.
На основе общего анализа катастрофы самолета И-180 Комиссия единодушно пришла к выводу, что гибель т. Чкалова является результатом расхлябанности, неорганизованности, безответственности и преступной халатности в работе завода № 156…».
В донесении комиссии Сталину и Молотову четко сформулированы причины гибели Чкалова и определены виновники:
«Гибель т. Чкалова явилась следствием выпуска в воздух недоработанной машины».
За решеткой по этому делу оказалось около 60 человек, многие из которых больше так никогда и не вышли на свободу.
В 1955 году по распоряжению Н.С. Хрущева была назначена вторая комиссия по расследованию причин катастрофы И-180. В основном выводы обеих комиссий совпадают. Но в акте от 8 июля 1955 года уже записано следующее:
«Ответственными за вылет И-180 являются главный конструктор Поликарпов и летчик-испытатель Чкалов».
Согласно выводам «комиссии №2», Чкалов ответственен за то, что, имея богатый опыт эксплуатации истребителей в различных температурных условиях, согласился лететь без жалюзи. Во-вторых, знал, что полет без жалюзи ненадежен, но понадеялся на свое искусство пилотирования: выполнял полет по большому кругу в таком удалении от него, что в результате отказа матчасти не мог спланировать на аэродром без мотора. Переохладив мотор при планировании, Чкалов не смог воспользоваться им и не дотянул до аэродрома, приземлился на поселок.
В 1988 году около места катастрофы был установлен памятный камень.
Он находится около дома № 52, корп. 2 чуть в глубине сквера на пересечении Хорошевского шоссе с Хорошевским тупиком.