02 декабря 2021

О сражении при Аустерлице

Совсем недавно мы говорили о нашем поражении под Нарвой… так вот – с тех пор русская армия в течение столетия не проигрывала больших сражений! …Увы, история повторится под Аустерлицем, 2 декабря 1805 года. Эта «Битва трёх императоров» войдёт в историю как величайшая победа Наполеона – и наше феерическое поражение… Разумеется, на память приходит князь Андрей Болконский со знаменем… и ещё фраза: «Вот оно – солнце Аустерлица!» – сказанная Бонапартом в утро Бородинской битвы. (Правда, как мы знаем, на сей раз он несколько поторопился…) Но – по порядку.




…Как мы помним, в те времена целью Наполеона была Англия – но в разгар приготовлений ему помешает создавшаяся в тылу русско-австрийская коалиция. (Есть мнение, что к этому мероприятию приложили руку британские банкиры). Австрийцев маршалы Бонапарта побьют – а вот с русскими получилось не очень… для генерального сражения императору придётся прибыть лично.

Встреча противников произойдёт у деревушки Аустерлиц (ныне – город Славков-у-Брна в Чехии). Наполеон несколько уступал в силах – семьдесят три тысячи против восьмидесяти пяти (двадцать пять из них – австрийцы); в артиллерии преимущество союзного войска было двойным: 278 стволов против 139). К сожалению, этими войсками командовал не ещё памятный им Суворов, и даже не осторожный Кутузов… собственно говоря, императоры Александр I и Франц II тоже толком не командовали – что и приведёт к печальным последствиям.

…Вообще-то, номинально главнокомандующим был именно Кутузов – но его сильно стесняло присутствие царя; молодой Александр буквально рвался в бой!..  Таким образом, на первое место неожиданно выдвинется начштаба Франц фон Вейротер (кстати, именно ему принадлежит «честь» прокладки совершенно губительного маршрута для Швейцарского похода Суворова) – теперь же австрийский генерал-майор составит диспозицию предстоящего сражения!.. (Забегая вперёд, сообщим – через пару месяцев он умрёт… видимо – от огорчения).



…Упомянутый план предусматривал атаку на правый фланг Наполеона. (Примечательно, что император французов в ночь перед битвой огласит по войскам своё воззвание: «...в то время, как они будут обходить меня справа, они подставят мне фланг!») …Не вдаваясь в перечень колонн, дивизий и командиров, заметим – фон Вейротер исходил из того, что Бонапарт, во-первых, располагает всего сорока тысячами солдат; во-вторых – ни в коем случае не предпримет встречного наступления!.. Этот шедевр тактической мысли коряво переведут на русский – и раздадут нашим генералам буквально за пару часов до начала наступления! Что ещё?.. Кутузов попытается вставить слово-другое – но потом примолкнет…

…Итак, над полем боя господствовали Праценские высоты – и днём раньше Бонапарт их демонстративно уступит... Это было приглашением!.. Но  союзники воспримут движение Наполеона, как слабость – и, точно по плану, начнут атаку своим левым флангом. (По мнению многих историков, смысл этого наступления был в отрезании стратегического направления на Вену; австрийцы логично заботились о себе, любимых). Атака началась – однако, французы сдерживали натиск, стягивая на себя всё бо́льшие силы противника – одновременно Бонапарт концентрировал войска для атаки на центр. И дождался…



…Решающим моментом станет приказ нетерпеливого Александра… войска двинутся с Праценских высот – и Наполеон ударит!.. Растянутый центр союзников будет мгновенно разгромлен – а левый фланг окажется в окружении. Дальнейшее известно – русские кое-где отбивались, австрийцы бежали… в историю войдёт замёрзшее озеро Сачан – французские батареи откроют огонь по льду, и около тысячи наших солдат попросту утонут в ледяной воде. (Наполеон заявлял о двадцати тысячах. Надо сказать – некоторые специалисты ставят под сомнение сам факт).  Так или иначе – потери союзников превысят двадцать семь тысяч; у французов убитыми выбыло полторы тысячи.

…Русский и австрийский императоры срочно покинут поле боя… (Проще говоря – монархи бежали, причём «…вся свита Александра I рассеялась в разные стороны и присоединилась к нему только ночью и даже наутро. В первые же часы после катастрофы царь скакал несколько вёрст лишь с врачом, берейтором, конюшим и двумя лейб-гусарами, а когда при нём остался лейб-гусар, царь, по словам гусара, слез с лошади, сел под деревом и заплакал». Недоброжелатели утверждают, что при этой ретираде с Александром случился ещё и приступ медвежьей болезни…)

…Что касается Франца II, то он поспешит выйти из коалиции… (Третьей по счёту – Россия продолжит воевать в  союзе с Пруссией, которая, впрочем, вскоре потерпит полный крах).



P.S. …Кутузов был ранен, и едва не пленён – впрочем, вопреки бонапартову пиару, это поражение не станет катастрофой для русской армии, которая отступит с потерями, но отнюдь не потеряет боеспособности. А насчёт стрельбы по переправе – как известно, мы с французами сквитаемся при Березине… Впрочем, это – совсем другая история.