05 июля 2022

1МВ. Российский флот: линкоры Балтийского флота

01 ЛК Слава в бою (630x357, 79Kb)

Линейные корабли (сокращенно линкоры) – это крупные артиллерийские корабли, являвшиеся в начале 20-го века главной ударной силой флотов. Свое название они получили от способа ведения боя: линкоры выстраивались в линию и поражали бортовыми орудийными залпами идущего параллельным курсом противника. Линкоры периода Первой мировой войны подразделялись на два типа: устаревшие, так называемые «додредноуты», и современные - «дредноуты».

Корабли додредноутного типа представляли собой бывшие эскадренные броненосцы, построенные до или во время русско-японской войны. Эти корабли имели водоизмещение до 15-16 тыс. тонн; их характерными чертами были паровые двигатели, питавшиеся углем, броневые палубы и бортовые бронепояса (закрывавшие обычно только середину корпуса); а так же всего четыре орудия главного, крупного калибра в двух башнях (носовой и кормовой). Русско-японская война показала уязвимость этих кораблей и недостаточность количества орудий главного калибра при переизбытке малокалиберных пушек. По опыту боев той войны был разработан новый тип линкора – тип «дредноутов» (по названию первого такого корабля, построенного в Англии). Линкоры дредноутного типа имели водоизмещение свыше 20 тыс. тонн; броневой пояс у них был продлен от носа до кормы, а артиллерийское вооружение составляли не менее 8 орудий главного калибра в нескольких башнях, размещенных линейно. Это позволяло кораблю вести огонь всей артиллерией на любой борт. Как правило, линкоры дредноутного типа имели нефтяные паротурбинные двигатели, позволявшие этим гигантам двигаться со скоростью крейсеров броненосной эпохи.
02 ЛИНКОРЫ сверху (650x380, 68Kb)

Накануне Первой мировой войны Балтийский флот имел всего четыре линейных корабля. Все они принадлежали к устаревшему, «додредноутному» типу (т.е. ранее числились броненосцами). Из них один корабль был построен еще до русско-японской войны, и один - в ее ходе. Эти два линкора считались устаревшими, но именно их, как наименее ценные, командование и бросало в бой против германского флота, в то время как линкоры более поздней постройки стояли в гаванях, в виде резерва на случай прорыва противника в Финский залив. Два этих «резервных», более поздних корабля были заложены во время русско-японской войны, но достраивались уже после ее окончания, и в них (насколько позволяли уже изготовленные корпуса) был учтен опыт прошедших боев. Тем не менее, конструктивно эти линкоры оставались устаревшими и мало отвечавшими техническим достижениям своего времени. Лишь в конце 1914 года, через несколько месяцев после начала войны, в состав Балтийского флота вступили четыре новых линкора современного, дредноутного типа. Каждый из них по количеству орудий главного калибра равнялся трем броненосцам, а по скорости превосходил крейсеры постройки начала века. Однако, несмотря на значительное увеличение огневой мощи, эти корабли так же почти всю войну простояли в тыловых гаванях, предоставив сражаться с врагом самым старым и самым слабым линкорам Балтийского флота – «Цесаревичу» и «Славе». Несмотря на это (а может, благодаря именно этому) линкоры Балтийского флота благополучно дожили до конца войны; в 1917 г был потерян лишь линкор «Слава», который затопила сама команда из-за повреждений, не позволявших кораблю вернуться в Кронштадт. В 1919 г по недосмотру вахты произошел пожар на линкоре «Полтава», в результате которого корабль полностью выгорел и потерял боеспособность.
03 Марки балт ЛК 1912-1918 (654x474, 53Kb)

Линкор «Цесаревич» (с 1917 г. «Гражданин»)
04 Цесаревич (500x482, 54Kb)

Водоизмещение: нормальное – 13.110 т, полное – 14.700 т. Размеры: 118.82x23.22x7.93 м. Двигатель – паровой на угле (15.254 л.с.). Скорость: 18,7 узлов. Броня: пояс до 250 мм, башни до 250 мм, барбеты до 127 мм, рубка до 254 мм, палубы 40 50 мм. Вооружение: 4-305 мм, 12-152 мм, 20 - 75 мм. 2-47 мм, 2 450 мм подводных торпедных аппарата. Экипаж 782 чел.

Проект разработан французским инженером Лаганем, броненосец строился во Франции в 1899-1902 гг.; в состав российского флота вступил в 1903. Этот корабль стал прототипом серии русских броненосцев типа «Бородино». Впервые среди своих современников был оснащен продольной противомин¬ной переборкой. Ветеран русско-японской войны. Входил в состав Тихоокеанской Порт-Артурской эскадры; в июле 1904 после боя в Желтом море прорвался из окружения, и ушел в германский порт Циндао, где был интернирован. После войны прибыл на Балтику. В 1910-1911 прошел капитальный ремонт.
Перед Первой мировой войной и в начале боевых действий «Цесаревич» нес на обеих трубах идентификационные марки бригады линкоров (вверху). После вступления в строй новых линкоров дредноутного типа, составивших 1-ю бригаду, старые линкоры были переформированы во 2-ю бригаду. Из-за этого одинарные марки принадлежности на трубах «Цесаревича» были заменены на сдвоенные.
В период Первой мировой войны линкор принимал участие в обороне Рижского залива и прикрывал действия легких сил флота. В марте 1917 г, в связи с Февральской буржуазной революцией, сменил свое «монархическое» имя на «революционное» - был переименован в «Гражданин». В сентябре-октябре 1917 принимал участие в Моонзундском сражении; после Октябрьской революции вошел в состав советского флота. В марте 1918, чтобы не достаться наступавшим немецким войскам и поднявшим восстание финским белогвардейцам, линкор вместе с другими кораблями Балтфлота совершил «Ледовый переход» из Гельсингфорса в Кронштадт. Но этот трудный переход окончательно подорвал и так изношенные длительной службой и войной механизмы корабля, и в мае «Гражданин» был разоружен, а в 1925 г сдан на слом.

Линкор «Слава»
05 Слава (500x492, 47Kb)

Водоизмещение: нормальное – 14.415 т, полное - 15.900 т. Размеры: 121,31x23,17x8,48 м. Двигатель – паровой на угле (15.800 л.с.). Скорость: 17,8 узлов. Броня: пояс до 194 мм. башни до 254 мм. рубка 203 мм. палуба до 32 мм. Вооружение: 4-305 мм, 12-152 мм, 20 - 75 мм. 4-47 мм, 8 пулеметов, 2 450 мм подводных торпедных аппарата. Экипаж 822 чел.

Пятый корабль в серии броненосцев типа «Бородино», строился на Балтийском заводе с 1902 г. Спущен на воду еще до начала русско-японской войны, в 1903-м, но из-за начала боевых действий достройка корабля затянулась, и «Слава» не успел встать в строй эскадры адмирала Рожественского, отправившейся на Дальний Восток. Поэтому корабль в русско-японской войне не участвовал. В 1908, когда линкор «Слава» во время плавания по Средиземному морю подошел к острову Сицилия, его экипаж оказал большую помощь населению города Мессина, разрушенному землетрясением.
Перед Первой мировой войной и в начале боевых действий «Слава» нес на обеих трубах идентификационные марки бригады линкоров (посередине). После вступления в строй новых линкоров дредноутного типа, составивших 1-ю бригаду, старые линкоры были переформированы во 2-ю бригаду; из-за этого одинарные марки принадлежности на трубах «Славы» были заменены на сдвоенные.
Во время войны линкор «Слава» активно действовал при обороне Рижского залива. В июле-августе 1915 линкор участвовал в Ирбенской операции, в сентябре-октябре 1917 – в Моонзундском сражении. В ходе боев с более современными германскими линкорами, имевшими дальнобойную артиллерию, «Слава» не раз затапливал отсеки одного борта. При этом накренившийся корабль выше поднимал стволы орудий, и доставал снарядами противника. 4.10.1917 г после боя на рейде Куйваст с германскими линкорами «Слава» был тяжело поврежден, и при отступлении затоплен экипажем в Моонзундском проливе.

Линкоры типа «Андрей Первозванный»
«Андрей Первозванный» - в строй 30.04.1912 г. Исключен в 1924 г.
«Император Павел I» - в строй 05.1912 г. Исключен в 1925 г.
06 Андрей и Павел (654x202, 35Kb)

Водоизмещение: нормальное – 17.320 т, полное - 18.580 т. Размеры: 140,2x24,4x8,5 м. Двигатель – паровой на угле (17.600 л.с.). Скорость: 18 узлов. Броня: пояс до 216 мм, башни до 254 мм, рубка 203 мм, палубы до 39.6 мм. Вооружение: 4-305 мм, 14-203 мм, 12 - 120 мм. 6 пулеметов, 2 450 мм подводных торпедных аппарата. Экипаж 957 чел.

Эти два корабля стали последними и самыми совершенными эскадренными броненосцами русского флота. «Император Павел I» строился с 1904-го на Балтийском заводе, «Андрей Первозванный» - с 1905 на Адмиралтейском заводе. Первоначально были заказаны как 6-й и 7-й корабли серии «Бородино», но уже в ходе постройки, исходя из опыта русско-японской войны, проект переработали, из-за чего корабли вступили в строй только в 1912 г. При перестройке калибр средней артиллерии увеличили до 203-мм, вместо 75-мм орудий установили 120-мм, и усилили противоминную защиту. Надводный борт кораблей не имел ни одного иллюминатора, а все световые люки жилых помещений располагались на верхней палубе. Новшеством для русского флота стала установка на этих кораблях ажурных мачт американского типа. Правда, накануне войны командование спохватилось, что из-за этих «останкинских башен» противник будет издалека обнаруживать линкоры, и ажурные мачты срезали, заменив их обычными.
07 Андрей и Павел (653x186, 62Kb)

Перед Первой мировой войной и в начале боевых действий эти линкоры несли на передней трубе идентификационные марки бригады линкоров («Андрей Первозванный» - вверху, «Император Павел I» - посередине). С введением в строй новых линкоров дредноутного типа, составивших 1-ю бригаду, старые линкоры были переформированы во 2-ю бригаду; из-за этого одинарные марки принадлежности на трубах были заменены на сдвоенные.
В годы Первой мировой войны эти линкоры активного участия в боевых действиях не принимали, находясь в резерве на случай прорыва германского флота к Петрограду. После Февральской буржуазной революции носивший «монархическое» название линкор «Император Павел 1» был в апреле переименован в «Республику». В ноябре 1917 оба линкора вошли в состав советского флота. В марте 1918, чтобы не достаться наступавшим немецким войскам и поднявшим восстание финским белогвардейцам, линкоры совершили трудный «Ледовый переход» из Гельсингфорса в Кронштадт. Во время Гражданской войны оба корабля входили в состав Действующего Отряда. В апреле 1918 «Республика» вместе с линкорами «Гангут» и «Полтава» оборонял форт «Ино». «Андрей Первозванный» в июне 1919 г участвовал в подавлении мятежа на форте «Красная Горка».
18.08.1919 г «Андрей Первозванный» был поврежден торпедой при атаке английских торпедных катеров, и его вывели из состава флота. В 1925 г из списков флота исключили и линкор «Республика». Оба корабля разобрали на металл в середине 20-х гг.

Линкоры типа «Севастополь»
«Петропавловск» - в строй 20.12.1914 г. Исключен в 1953 г
«Гангут» - в строй 21.10.1914 г. Исключен в 1956 г.
«Севастополь» - в строй 4.11.1914 г. Исключен в 1956 г.
«Полтава» - в строй 4.12.1914 г. Сгорел в 1919 г.
08 лк тип Севастополь схема (648x335, 98Kb)

Водоизмещение: нормальное – 23.288 т, полное - 26.900 т. Размеры: 181,2x26.9x8,5 м. Двигатель – нефтяной и угольный паротурбинный (52.000 л.с.). Скорость: 23-24 узла. Броня: пояс до 225 мм, башни до 203 мм, барбеты до 150 мм, казематы 25 мм, руб¬ки до 254 мм. палубы 25 — 37,5 мм. Вооружение: 12-305 мм, 16 - 120 мм, 2 -75 мм, 1- 40 мм; 4 450 мм подводных торпедных аппарата. Экипаж: 1125 — 1140 чел.

Проект разработан специалистами Балтийского завода при участии академика А.Н. Крылова. Строились с 1909 г.: «Севастополь» и «Петропавловск» - на Балтийском, «Гангут» и «Полтава» - на Адмиралтейском заводах. Линкоры предназначались для действий в достаточно тесном Балтийском море. Это стало причиной ограниченного водоизмещения линкоров, что и предопределило их недостатки: корабли имели сравнительно невысокую мореходность и относительно слабую для класса дредноутов броневую защиту орудийных башен. Достоинствами считались мощное артиллерийское вооружение, хорошая бронезащита надводного борта и высокая скорость хода. После вступления в строй эти корабли сформировали 1-ю бригаду линкоров БФ. «Гангут» и «Петропавловск» составили 1-ю маневренную группу, «Севастополь» и «Полтава» - 2-ю группу. В годы 1-й мировой войны их боевое использование было ограничено прикрытием минных постановок. Так, в августе 1915 г линкоры «Гангут» и «Севастополь» прикрывали постановку минных полей в Ирбенском проливе; осенью и зимой 1915 «Петропавловск» и «Гангут» обеспечивали минные постановки южнее острова Гогланд – в оперативной зоне германского флота. В основном же новые линкоры находились в резерве на случай прорыва германского флота в Финский залив.
09 рус дредноуты (649x365, 97Kb)

В ноябре 1917 все эти линкоры вошли в состав советского флота. В марте 1918, чтобы не достаться наступавшим немецким войскам и поднявшим восстание финским белогвардейцам, линкоры совершили трудный «Ледовый переход» из Гельсингфорса в Кронштадт. В апреле 1918 «Гангут» и «Полтава» обороняли артиллерийским огнем форт «Ино»; в июне 1919 «Петропавловск» подавлял своими орудиями мятеж на форте «Красная горка»; летом-осенью 1919 «Петропавловск» и «Севастополь» обороняли Петроград. В ноябре 1919 г по недосмотру вахты произошел пожар на линкоре «Полтава», в результате которого корабль полностью потерял боеспособность. После окончания Гражданской войны линкоры долгое время находились в порту на хранении. В конце 20 — начале 30-х гг., после разборки сгоревшего линкора «Полтава», три остальных корабля модернизировали, и они вошли в состав БФ под названиями «Парижская коммуна» («Севастополь»), «Марат» («Петропавловск») и «Октябрьская революция» («Гангут»). Все три линкора участвовали в Великой Отечественной войне