05 июля 2022

Корабль, разорвавший шаблон

Сегодня речь пойдет о корабле, перевернувшем мои устоявшееся представления…

Не секрет, что переоборудование гражданских судов в боевые корабли имело место испокон века. В отдельных классах таковых единиц насчитывалось едва ли не подавляющее большинство. Какие-нибудь тральщики, минные заградители и даже канонерские лодки переделывались из пароходов и буксиров постоянно. Вспомогательные крейсера тоже у всех на слуху. Да и не только вспомогательные. Взять хотя бы наши «Европу», «Азию» и примкнувшую к ним «Забияку» – вполне себе крейсерами первой линии считались.

Тем не менее, существовало несколько классов кораблей, которые никогда не переделывались из гражданских, а всегда были только специальной постройки. Так мне казалось на заре флотофильства. И такими классами я долгое время считал броненосцы, подводные лодки и эсминцы/миноносцы.

Разрыв шаблона наступил довольно быстро.

Сначала оказалось, что куча броненосцев была переделана из деревянных линкоров (пусть не гражданские, но все же конверсии).
Затем прочитал про «Дойчланд» – подводную лодку, доставлявшую грузы из США.
Потом узнал о ряде миноносцев, переделанных из быстроходных яхт частных владельцев.

А недавно настал черед эсминцев. И виной тому вот этот пароход:

Заложен в 1917 году на верфи «Bath Iron Works» как частная быстроходная яхта «Изабель» («Isabel») для автомобильного магната Джона Уиллиса Норта из Толедо, штат Огайо. 7 июня 1917 г. спущен на воду, а уже 3 июля реквизирован флотом и вошел в строй под прежним наименованием. Получил бортовой номер SP-521, однако фактически использовался в качестве… эскадренного миноносца.

Всё дело в том, что мистер Норт очень любил прокатиться с ветерком (да и пустить пыль в глаза, наверняка). Поэтому его 710-тонный кораблик получил два котла «Норман-экспресс» и два турбозубчатых агрегата Парсонса суммарной мощностью 8400 л.с. Проектировщики обещали 26-узловую скорость, что само по себе весьма неплохо, но на испытаниях «Изабель» разогналась до 28,8 узла! Флотские рекрутеры не преминули этим воспользоваться, присобачив на яхту соответствующее вооружение: четыре 76-мм пушки с длиной ствола 50 калибров, два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата, пару пулеметов и пневматический бомбомет Торникрофта («Y-gun»).

В таком виде «Изабель» 28 декабря 1917 г. вошла в строй и дослужила до конца войны в составе дивизиона эсминцев. Окончательно выкуплена у владельца она была уже после окончания Первой мировой войны.

В апреле 1920 года корабль вывели в резерв, 17 июля переклассифицировали в вооруженную яхту (бортовой номер PY-10), а ровно через год вновь ввели в строй на верфи ВМС в Филадельфии для службы в составе Азиатского флота. По прибытии в Шанхай «Изабель» стала флагманским кораблем Патруля Янцзы. Надо сказать, что уже там с нее сняли торпедные аппараты (их хорошо видно на приведенном снимке, хотя он сделан на Янцзы) и бомбомет, вместо них установили две 76-мм/23 зенитки и оборудовали дополнительные помещения на верхней палубе. Позже два из четырех 76-мм/50 орудий были сняты, два других переставлены в диаметральную плоскость.

«Изабель» прошла всю Вторую мировую, правда, по больше части простояв в австралийском Фримантле, удостоилась одной Боевой звезды. 26 октября 1945 г. она вернулась в Сан-Франциско, где была разоружена, выведена в резерв и 25 марта 1946 г. продана на слом.