Ночь на 18 марта 1871 года в Париже выдалась особенно бурной. Отряды правительственных войск двинулись на Монмартр, в Бельвиль и другие округа, населенные рабочими. Перед войсками поставлена задача: захватить и вывезти пушки национальной гвардии. Однако операция провалилась. Национальная гвардия поднялась по тревоге и не допустила захвата орудий.
Убедившись, что контроль над столицей установить не удалось, к трем часам дня правительство Адольфа Тьера вместе с верными ему войсками удалилось в Версаль. Так началась история Парижской коммуны.
У истории, как правило, всегда есть предыстория. Предыстория событий 18 марта и станет предметом этого очерка.
Откуда начинать отсчет? Какие-то историки уходят сразу в Великую Французскую революцию 1789 года. Какие-то отталкиваются от баррикадных боев в Париже XIX века. Советские историки полюбили восстания лионских ткачей 1831 и 1834 годов, когда впервые на баррикадах взвилось пролетарское красное знамя.
Восстание лионских рабочих. «Жить, работая, или умереть, сражаясь!»
Франция вообще и Париж в частности в XIX веке отличались какой-то аномально высокой социальной или мятежной активностью. Если же приближаться к 1871 году, то бурление среди рабочих заметно еще до начала франко-прусской войны.
12 января 1870 года в Париже состоялись народные похороны журналиста Виктора Нуара, убитого родственником Наполеона III. На улицы вышло до 200 тысяч человек.
7-8 февраля 1870 года в рабочих округах сооружены баррикады. Прошла демонстрация под лозунгом «Да здравствует республика!» Правительство двинуло войска. До масштабного восстания дело не дошло.
8 мая 1870 года правительство Наполеона III провело плебисцит по поправкам к конституции. И вновь день отмечен возведением баррикад в Париже.
К слову сказать, «за» проголосовало около 7 млн человек, «против» 1,5 млн и 2 млн воздержались. Это по стране. В Париже для правительства ситуация выглядела куда хуже: «за» проголосовало около трети участников плебисцита. В общем, ситуация была накалена и без войны.
Старший сержант правительственных войск, 1870-1871 гг. Музей армии, Париж.
Что обычно практикуют правительства при внутреннем кризисе? Маленькую победоносную войну. Франко-прусская началась 19 июля 1870 года. Оказалась она, правда, не маленькой и уж совсем не победоносной для Наполеона III. Месяц активных боев в августе и сентябрьская катастрофа под Седаном – вот и всё, чего добился император.
2 сентября 1870 года Наполеон III в плен, 3 сентября весть об этом расходится по Парижу, 4 сентября вспыхивает революция. Толпа ворвалась в зал заседаний Законодательного корпуса и потребовала низложения императора, провозглашения республики. Империя пала.
Провозглашение республики вызвало волну патриотизма. Ряды национальной гвардии (народного ополчения в отличие от профессиональной армии) росли быстрыми темпами. Немцы осадили Париж, но взять его не смогли – очень уж велик оказался гарнизон из войск и национальной гвардии.
Народ во время революций хочет всего и побыстрее. Правительство во время войны не решается на реформы, даже если в принципе соглашается с ними. 31 октября в Париже и некоторых городах вспыхнуло восстание с целью свержения республиканского правительства. Оно было быстро подавлено, а организаторы приговорены к смертной казни.
Правительство республики, опасаясь, что не в состоянии оказать серьезного сопротивления германцам, ведет переговоры о перемирии, соглашаясь на любые условия. Недовольство правительством, национальный позор, голод в Париже привели к попытке восстания 22 января 1871 года. Оно было быстро подавлено.
Правительство ускорило переговоры. 28 января заключено перемирие, 26 февраля подписан предварительный мир. Франция теряла Эльзас и Лотарингию и выплачивала 5 млрд франков контрибуции.
Адольф Тьер.
15 февраляу власти оказывается новое правительство во главе с Адольфом Тьером. Что оно делает? Начинает экономить на расходах и стремится увеличить доходы. Разумеется, во многом за счет рабочего населения. Вот только некоторые меры: отмена выплаты жалования национальным гвардейцам, отмена отсрочки выплат по векселям, отмена отсрочки выплат квартплаты.
Что еще, кроме восстания, можно было ожидать в сложившейся ситуации? Тем более, что у национальной гвардии на руках была масса оружия. А национальные гвардейцы – те самые рабочие и есть.
250 тысяч национальных гвардейцев были объединены в 260 батальонов. Каждый батальон создал свой комитет – что-то вроде наших солдатских комитетов 1917 года. Батальонные комитеты объединялись в комитет легиона – всего 20 легионов. Центральный комитет республиканской федерации национальной гвардии становится штабом надвигающейся революции.
Чтобы предотвратить неизбежное, Адольф Тьер и попытался 18 марта 1871 года разоружить гвардию. Для начала изъят у нее артиллерию. Дескать, война с немцами завершена, всем спасибо, все свободны.
Расстрел генералов Леконта и Тома. Фотомонтаж.
Ночной вывоз орудий провалился, национальная гвардия поднялась в ружье. В полдень Центральный комитет гвардии взял управление событиями в свои руки и двинул батальоны для захвата казарм правительственных войск.
Генерал Леконт, трижды отдававший приказ стрелять в толпу, загораживающую орудия, был арестован гвардейцами. По обвинению в шпионаже взяли также генерала Клемана Тома. Ему, скорее всего, мстили за подавление восстания в 1848 году. Обоих генералов тут же и расстреляли. В целом число убитых и раненых 18 марта 1871 года оценивается в 30 человек.
К вечеру этого дня Париж окончательно перешел в руки восставших. Правительство с верными ему войсками окопалось в Версале.