Великая депрессия, начавшаяся в октябре 1929 года, взяла старт со стремительного обвала акций на Нью-йоркской фондовой бирже. Первая реакция — массовое банкротство банков. Следом «эстафету» подхватили крупные предприятия. Финансовая катастрофа быстро выбралась за пределы США и стала глобальной, поскольку затронула не только государства на разных континентах, но и обрушила системообразующие отрасли: промышленность, сельское хозяйство, финансовый сектор. А иллюстрациями мировой катастрофы стали безработица, голод и нищета.
Причины Великой депрессии в США
Иногда бывает так, что яркая, красивая обёртка не соответствует содержанию. Вот таким кричащим «фантиком» оказался 1929 год. История последующих событий показала, что чрезмерный оптимизм порой может привести к плачевным результатам.
В начале 1929 года, как говорится, ничего не предвещало беды. США и Западная Европа процветали. Экономика росла. Вот только под ярким фантиком благополучия были скрыты системные проблемы. С каждым месяцем человечество приближалось к кризису.
Парадокс ситуации заключался в том, что главная иллюстрация благополучия и являлась тем «червяком», что точил систему изнутри: товаров производилось так много, что люди банально не могли всё это приобрести. Предприятия США и стран Западной Европы это игнорировали, продолжая наращивать выпуск. При этом население многих стран не могло что-либо купить из-за ограниченных финансовых возможностей. И это не только колонии ведущих держав, где большинство людей прозябало в нищете. К этой категории относились и независимые, но среднеразвитые государства. Например, Советский Союз или Турция. Мировая экономика на протяжении длительного времени работала вхолостую. Этот факт тщательно маскировался финансовыми спекулянтами. Они продолжали печатать акции в надежде, что будущая прибыль будет обеспечена привлечёнными деньгами.
Кроме огромного количества товаров, которые рынок уже не мог переварить, была и другая причина. Подножку мировой экономике подставили финансовые спекуляции. В те времена их никто не контролировал. Торговля акциями росла, появлялись фиктивные компании, занимавшиеся махинациями. Итог — образование финансовых пузырей.
Зато экономика США росла. Могло показаться, что в стране полный порядок. Развивались новые отрасли, технологии, а безработицы была представлена в виде «погрешности». И рынок акций устремился вверх. При этом только в период с 1920 по 1924 годы Федеральная резервная система снизила базовую ставку с 7% до 3% годовых. Соответственно, кредиты стали более доступными, а условия для инвестиций — благоприятными. Получилось так, что из-за спекуляций и махинаций реальная стоимость финансовых активов была значительно ниже «приклеенного ценника». Так появился очередной финансовый пузырь.
О проблемах в системе Нью-Йоркская биржа сигнализировала на протяжении большей части 1929 года. Она то проседала, то на какое-то время отыгрывала потерянные позиции. Опытные игроки понимали — грядёт что-то страшное, поэтому начался постепенный отток денег с рынка. Однако о своих средствах беспокоились не все. Дело в том, на бирже играло огромное количество обычных людей, которые не верили в кризис и думали, что беда обойдёт стороной. Интересно, что некоторые крупные компании тоже так считали, поэтому ничего не предпринимали и просто ждали.
Как начинался экономический кризис
Весной 1928 года Федеральная резервная система всё-таки начала постепенно повышать базовую ставку — к роковой осени следующего года она составила 6% годовых. Сделано это было, в первую очередь, из-за появления угрозы перегрева экономики. Однако такой шаг привёл к противоположным результатам. Спекулятивный фондовый рынок отреагировал болезненно: в сентябре промышленный индекс Dow Jones поднялся до 381 пункта — максимальное значение за всё время наблюдений. Правда, вскоре он начал медленно опускаться.
Биржевой крах 1929 года: «Чёрный четверг»
В октябре фондовый рынок США накрыла волна нестабильности. Акции, словно по щелчку, то поднимались в цене, то резко обваливались. Было понятно — грядёт что-то страшное. Но никто не мог оценить размаха грядущих событий.
В среду 23 октября курс акций снизился ориентировочно на 4%. Рынок отреагировал на это мгновенно. Началась массовая продажа акций. Соответственно, на следующий день произошла катастрофа — цены на акции резко обвалились.
Настало 24 октября. «Чёрный четверг» — такое название получил биржевой крах — ознаменовался паникой. На торгах индекс Dow Jones обвалился на 26% - с 326 до 272 пунктов.
Промышленный индекс Dow Jones — фондовый индекс, созданный Чарльзом Доу. Его ввели в обиход для лучшего отслеживания развития промышленной составляющей фондовых рынков. Индекс включает в себя несколько десятков крупнейших компаний Америки. При этом не все они имеют непосредственное отношение к промышленности.
Инвесторы быстро скинули почти 13 млн ценных бумаг. Тем временем руководство крупнейших американских банков решило начать скупать акции. По логике, вливание больших денег должно было притормозить панику на бирже. Этот ход не был новым. К нему банкиры прибегали в 1907 году, когда тоже намечался никому не понятный кризис. И тогда, 22 года назад, метод сработал. За короткий временной отрезок рынок получил 20 млн долларов (по тем временам — огромные деньги). Покупка акций продолжилась, а снижение стоимости ценных бумаг остановилось. А затем и вовсе начался небольшой рост.
«Чёрный четверг» на этом и закончился.
На следующий день биржа попыталась ожить. Котировки немного подросли. Инвесторы продолжили вливать деньги. История повторилась и в субботу. К концу 26 октября появилось ощущение, что метод сработал и больших неприятностей удалось избежать.
Однако утро понедельника началось с падения рынка на 9%. Эту новость тут же растиражировали крупнейшие газеты, чем подхлестнули новую волну паники. От ценных бумаг начали избавляться все, в том числе и мелкие инвесторы. Игроки биржи были озабочены лишь одним — они всеми силами пытались вернуть свой вложенный капитал. Соответственно, падение стоимости акций продолжилось с новой силой.
Во вторник уже всем стало окончательно понятно — грянул кризис. Уолл-стрит отреагировала на это крахом.
Уолл-стрит — улица в Нью-Йорке, где расположена Нью-Йоркская фондовая биржа. Со временем под «Уолл-стрит» начали подразумевать весь фондовый рынок Америки.
Индекс Dow Jones опустился до 212 пунктов. Что же касается инвесторов, то они потеряли около 30 млрд долларов. Для примера, акции Chrysler обесценились в 27 раз. И можно сказать, компании ещё повезло, поскольку акции General Motors и вовсе подешевели в 80 раз.
Всё финансовое благополучие США рассыпалось всего за несколько дней.
Кто придумал термин «Великая депрессия»
Вообще, первым из американских президентов, который решил использовать термин «депрессия», был Джеймс Монро. Так он охарактеризовал состояние экономики в 1819 году. Монро же ввёл в обиход и понятие «большая депрессия».
Активно использовал термин «депрессия» президент США Герберт Гувер. По одной из версий, он считал, что «депрессия» звучит не так страшно, как «паника» или «кризис». И поэтому ситуация с американской экономикой характеризовалась именно так.
Что же касается превращения «большой депрессии» в «великую», то есть мнение, что за это в ответе британский историк Лайонел Роббинс. Он назвал свою книгу, посвящённую кризису, «Великая депрессия». Книга вышла в 1934 году, и с тех пор под «великой» принято подразумевать именно события 1929−1939 годов.