.
Окончание
Программа Гувера
Герберту Гуверу не повезло. Он стал 31-м президентом США в марте 1929 года. А всего через 7 месяцев грянул экономический кризис. Новоявленному лидеру пришлось принимать экстренные меры. Причём в начале краха он сохранял оптимизм и старался успокоить людей. На острые вопросы Гувер отвечал, что «основные силы депрессии находятся за пределами Соединённых Штатов». Президенту, конечно, верили, причём довольно долго.
Однако уже в 1931 году стало понятно — Гувер и его администрация не справляются. А лидер страны продолжал делать вид, что всё под контролем. В конце 1931 года президент сосредоточил усилия на сохранении экономики США и вынужден был признать, что они столкнулись не с проблемой спасения Германии или Великобритании, а с проблемой спасения себя самих.
Естественно, подобное заявление вкупе с политикой невмешательства не добавляли Гуверу политических очков. Народ ждал от него неких радикальных мер, способных изменить ситуацию. Но этого не происходило. Рыночная экономика, вопреки ожиданиям властей, самостоятельно восстанавливаться не спешила.
Когда «невмешательство» завело администрацию в тупик, начались робкие попытки борьбы с кризисом. Появилась Национальная кредитная организация — своего рода фонд помощи банкам. В 1932 году этот фонд превратился в Финансовую корпорацию реконструкции. Поддержку получил не только банковский сектор, но также сельское хозяйство и промышленность. Параллельно Гувер пытался решить проблемы с безработицей. Однако всё это привело лишь к временному улучшению, после чего ситуация обострилась с новой силой.
Тогда Гувер распорядился увеличить количество субсидий, а также федеральные расходы штатов, создал специальные банки для домовладельцев, фермеров. Он часто встречался с бизнесменами и промышленниками, пытаясь получить от них какой-нибудь дельный совет. Но было уже поздно. Сильно аукнулся закон Смута-Хоули (о таможенном тарифе), принятый в 1930 году. Согласно документу, пошлина на импорт составила 40%, что на бумаге выглядело как надёжная защита внутреннего рынка. Вот только подобный шаг не оценили европейские партнёры и поступили точно так же. Соответственно, американские производители потеряли внешние рынки, что стало ещё одним гвоздём в крышку гроба. Сокращение торговли повлекло за собой сокращение продаж, а затем и ликвидацию рабочих мест. Пазл сложился.
Великая депрессия и «Новый курс» Рузвельта
Перед президентскими выборами положение Гувера было плачевным. Он не справился с экономическим кризисом, вёл невнятную внешнюю политику, хотя именно за счёт неё и мог поправить своё положение. В феврале 1932 года Япония громко заявила о себе, создав в Маньчжурии марионеточное правительство. От США ждали решительного и жёсткого ответа, однако последовала осторожная «доктрина Гувера». Её восприняли как проявление слабости, причём не только в Азии или в Европе, но и самой Америке. На президента накинулась пресса. Всем уже было понятно — Гувер не справился. Недавнего «великого инженера» теперь называли «самой ненавистной и презираемой фигурой».
В марте 1933 года президентом Соединённых Штатов стал Франклин Рузвельт. И он, засучив рукава, взялся разгребать «Авгиевы конюшни», доставшиеся от Гувера. Первые 100 дней своего правления Рузвельт занимался принятием антикризисных законов. Главной задачей президента на тот момент было затормозить кризис, который и не думал останавливаться. Программа реформ растянулась до 1938 года. Её делят на два периода.
Первый — с 1933-го по 1934-й. Став президентом, Рузвельт взялся за финансовые учреждения. Первым делом он отправил банки на каникулы, то есть поставил на паузу их деятельность. Следом подоспел закон, который практически полностью перекрыл кислород финансовым учреждениям. Теперь банку, чтобы возобновить деятельность, требовалось пройти процедуру санации. Причём проводили её специальные государственные органы. И обойти эту систему было крайне сложно.
Санация — система мероприятий, направленных на улучшения финансового положения некоего предприятия. К процедуре санации прибегают в случае реальной угрозы банкротства или же в целях повышения конкурентоспособности компании.
Если комиссия считала, что банк живой и может функционировать, ему предоставлялось финансовое плечо федерального правительства. А если был вынесен противоположный вердикт, то банк умирал окончательно.
По сути, прикрываясь буквой закона, Рузвельт мог национализировать всю банковскую систему США. И эта идея обсуждалась на самых «верхах». Но Франклин не стал этого делать. Он решил, что необходимо восстановить сначала банковскую систему, затем финансовую, поскольку без этого американская экономика не сможет ожить.
Затем Рузвельт взялся за промышленность. Был принят соответствующий закон, направленный на создание условий для честной конкуренции. По замыслу, это постепенно привело бы и к восстановлению производства, и повышению цен. По сути, Рузвельт пытался вытащить из пропасти наиболее крупные и перспективные компании, принеся в жертву более мелкие. Они просто не могли вести равную, конкурентную борьбу с гигантами и быстро разорялись. Многие были недовольны такой политикой, но президент продолжал уверенно гнуть свою линию.
Не оставил Рузвельт без внимания и сельское хозяйство. Был принят закон, направленный на поддержку фермеров путём увеличения цен на их продукцию. Правда, для реализации закона пришлось «резать по живому». Увеличение цен, возврат долговых обязательство и компенсация денежных потерь напрямую зависели от количества произведённого товара. И правительство предложило им вариант: сократить поголовье скота и не сеять новый урожай взамен на компенсации. Поскольку выбора у фермеров не было, они согласились.
Началось планомерное уничтожение животных, зерна, молока и другой продукции. И это всё произошло в тот период, когда над государством нависла реальная угроза голода. По приблизительным подсчётам, только одних свиней было уничтожено около 6 млн особей. О том, что мясо можно было отправить на рынки для продажи или же раздать голодающим, правительство предпочло не думать. Рузвельт и здесь гнул свою линию, делая всё возможное, чтобы его не заподозрили в слабости.
Как удалось выйти из Великой депрессии
Реформы финансовой системы, несмотря на старания властей, не принесли быстрого результата. Да, ситуация стала лучше, но об окончании кризиса речи не шло. Требовалось время, чтобы все законы заработали в полную силу. И Рузвельт переключил внимание на другие сферы. Социальные реформы давно назревали, но только в 1935 году президент обратил на них внимание.
Начался второй период преобразований, он продлился с 1935 года по 1938-й. Первым делом нужно было как-то решить проблему безработицы. Её жертвами стали более 12 млн американцев, потерявших работу и средства к существованию, а также их семьи. В те времена чаще всего доход семьи обеспечивал мужчина, а женщина занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. Получается, что кризис затронул в несколько раз больше людей. И подавляющее большинство из них оказалось на улице. Рузвельт, конечно, знал об этой проблеме. И нашёл решение — в стране появились программы общественных работ.
Люди получили работу, а значит, и какие-то деньги. Это уже был огромный шаг вперёд по сравнению с тем, что было. Программа общественных работ подразумевала в основном возведение неких общественных зданий, а также инфраструктурных объектов. Например, школ, мостов, дорог, гидроэлектростанций и так далее. Список был обширным. К нему же добавились задачи по благоустройству национальных парков и заповедников. Затем появилось ещё и творческое ответвление: ставились бесплатные для зрителей спектакли, устраивались концерты. За работу актёров и музыкантов платили не зрители, а государство.
Главный плюс программ заключался в том, что на объектах были задействованы люди разных профессий и возрастов. Это стало неким символом объединения всех американцев перед лицом общей беды. Воодушевлённые люди трудились усердно — в конце туннеля забрезжил свет. .
В 1935 году был принят важный закон Вагнера, который регулировал трудовые отношения. В США появилась правовая возможность создания профсоюзов. Американские рабочие получили законное право на проведение забастовок. Президент медленно, но верно менял страну. Он и его помощники понимали, что без нововведений такого формата государство не спасти.
Далее был принят закон о социальном страховании. Это стало ещё одним шагом в сторону эпохальных изменений. Официально появились пособия по безработице, пенсии по старости. Дополнил картину закон об условиях найма. Были закреплены понятия минимальная заработанная плата и количество рабочих часов.
Однако, несмотря на многочисленные нововведения, справиться с экономическим кризисом не получалось. Требовалось время и терпение. И американцы верили. Если при Гувере в умах простых людей царило отчаяние, то при Рузвельте — надежда.
В 1939 году ситуация начала меняться в лучшую сторону — в Европе началась Вторая мировая война. Для США она быстро стала «дорогой из жёлтого кирпича», по которой Рузвельт повёл своих сограждан к «американской мечте». Экономика быстро сориентировалась и перешла на военные рельсы. Военно-промышленный комплекс заработал в полную силу. Появились рабочие места и деньги. Как говорится, «кому война, а кому — мать родна».
«Новый курс» Рузвельта сработал благодаря самому масштабному военному конфликту в истории человечества. Однако нельзя отрицать тот факт, что именно при 32-м президенте государство стало приобретать «человеческое лицо». Роль самой власти сильно изменилась, а экономика попала под жёсткий контроль регулирования. Администрация Рузвельта сделала правильные выводы и взяла под контроль всё, в том числе и финансовую систему. Времена Великой депрессии сделали Америку сильнее, хотя до полного краха ей оставалось сделать всего лишь несколько шагов.
Эпоха экономического кризиса 1930-х годов в мире
Даты «жизни» Великой депрессии можно отнести не только к США, но и к Европе. Старый Свет основательно лихорадило из-за трагических событий за океаном. Глобализация, которая уже уверенно поглощала планету, во всей красе продемонстрировала свой главный недостаток. Европа и США к началу 1930-х годов были тесно переплетены экономически. Соответственно, кризис одной стороны болезненно ударил по второй. Во время Великой депрессии объём мировой торговли сократился ориентировочно на две трети. Экономики ведущих европейских стран ничего не смогли противопоставить расползающейся опухоли кризиса.
Великая депрессия в Европе
В наиболее уязвимом положении из всех европейских стран оказалась Германия. Она только-только начала преодолевать кризис из-за поражения в Первой мировой войне, как её накрыло новым потрясением. Камнем, который потянул страну на дно, стали репарации. Германия исправно выплачивала солидную сумму странам-победителям. Однако в начале 1930-х годов выяснилось, что соблюдать договорённости государство не в состоянии. Правительство приняло решение поставить выплаты на паузу. Летом 1931 года президент Пауль фон Гинденбург сообщил об этом Гуверу. Американский лидер согласился предоставить Германии отсрочку на год. Тогда ещё ни Гувер, ни Гиндербург толком не понимали, во что выльется Великая депрессия.
Однако это не могло спасти тонущую экономику. В стране вспыхнула безработица, которую усугубляла инфляция. Следом кризис накрыл производство. До этого оно держалось благодаря инвестициям, которые европейские страны вливали в немецкую экономику. Теперь же финансовый «кран» был перекрыт. Каждая страна думала о своих проблемах. Население Германии, которое ещё помнило катастрофу недавней войны и последующую за ней гиперинфляцию, начало активно протестовать. Народ боялся нищеты и разрухи. И в новом экономическом кризисе немцы винили, в первую очередь, собственное правительство, а не американские финансовые пузыри.
Тем же летом 1931 года Германия камнем пошла на дно. Её финансовая и банковская системы рухнули. Страна столкнулась с массовым оттоком капитала. Рейхсбанк задействовал золотовалютные резервы, но они быстро истощились. Срочно требовалось вливание денег. Поскольку своих финансов уже не хватало, правительство Германии обратилось за помощью к другим странам. Но кредиты никто не давал. Биржа закрылась, начался промышленный кризис, государство охватила безработица. Массовое недовольство парламентской демократии быстро переросло в искреннюю поддержку Национал-социалистической партии. Именно в Адольфе Гитлере немцы увидели человека, способного справиться с кризисом.
Тем временем подошёл срок выплаты репараций. Правительство Германии заявило, что не в состоянии этого делать. По международным финансовым отношениям был нанесён мощный удар. Некоторые европейские страны пошли по пути Германии и также отказались выполнять свои долговые обязательства. Как итог — суверенный дефолт многих государств.
Именно банкротство Германии стало наиболее болезненным для Европы. Особенно сильно пострадала Великобритания. Дело в том, что её финансовые средства оказались «замороженными» в Германии, и вывести их Лондон не мог. Постепенно начался процесс понижения платёжного баланса Англии. Её доходы значительно сократились, а расходы, наоборот, выросли. Дошло до того, что некоторые европейские страны начали выводить свои капиталы из Великобритании. Так поступили, например, Швейцария и Нидерланды.
Французы выбрали более изощрённый путь. Париж обвинил Лондон в том, что тот пытается помешать появлению таможенного союза между Германией и Австрией. И после этого французское правительство начало забирать свои деньги из британской экономики. Сделано это было ради одного — оказать политическое давление на Лондон. Примеру Франции последовали ещё несколько государств. Начался отток золота. И уже осенью 1931 года английский фунт обесценился — грянул мощный кризис. Великобритании пришлось отказаться от золотого стандарта.
Крах золотого стандарта в Европе произошёл впервые. И, словно карточный домик, вслед за обвалившимся фунтом произошла девальвация валют в европейских странах, Латинской Америке и английских доминионах. К концу 1932 года более трёх десятков государств оказались под сапогом Великой депрессии. И им всем пришлось отказаться от привычного золотого стандарта. В следующем году та же участь постигла и США.
К Германии и Великобритании присоединилась Италия. Нищета и безработица привели к тому, что люди начали активно поддерживать Бенито Муссолини. Так, сразу в двух европейских государствах власть оказалась в руках фашистов.
Дотянулась опухоль кризиса и до Японии. Пострадало, в первую очередь, сельское хозяйство, особенно шелководство, которое играло для страны огромную роль — в этой отрасли была занята чуть ли не половина всех крестьянских хозяйств.
В 1933 году, когда до окончания кризиса было ещё очень далеко, государства старательно нащупывали пути выхода. В конечном итоге, обнаружилось три варианта:
Неолиберальный. Этот путь выбрали США и Великобритания.
Тоталитарный. Здесь командовали парадом Германия и Италия.
Буржуазно-реформистский. По этому пути пошли другие европейские страны, которых кризис затронул не так сильно.
При этом Франция нашла свой вариант — социал-реформистский. Этот путь подразумевал лишь частичную, а не полную национализацию производства, перевод экономики на плановые рельсы, а также масштабные реформы в социальной сфере. И примерно в 1936 году французам удалось одолеть кризисную «опухоль».
Как Великая депрессия повлияла на СССР
1920-е годы для СССР прошли под знамёнами выстраивания государства. После революции и Гражданской войны страна лежала в руинах. Практически все отрасли перестали функционировать. Советскому правительству пришлось строить с нуля. С 1925 года СССР взял курс на индустриализацию.
Огромные деньги вкладывались в возведение новых заводов, развитие инфраструктуры и модернизацию производственных мощностей. Ко второй половине 1930-х годов Советскому Союзу удалось занять долю в 10% на мировом рынке.
Есть мнение, что Великая депрессия прошла мимо СССР и не затронула его, поскольку курс на индустриализацию стал щитом от экономической катастрофы. Однако это не совсем верно. Истина, как обычно, находится посередине. Что касается промышленности, здесь у Советского Союза был ощутимый прорыв. Когда мировой рынок начал опускаться на дно, большое количество квалифицированных специалистов Америки и Европы остались без работы. И тут появился спасательный круг в виде СССР. Инженеры и предприниматели стали получать заказы из Страны Советов. Американская компания Arthur McKee Company, например, спроектировала Магнитогорский металлургический комбинат. А автомобильный завод в Нижнем Новгороде появился благодаря фирме Ford Motor Company. Американская компания Albert Kahn Inc способствовала появлению более полутысячи промышленных объектов в СССР, в том числе и нижегородского предприятия.
Однако была и обратная сторона медали. До начала Великой депрессии СССР массово отправлял на экспорт сельскохозяйственную продукцию. А после 1929 года поток сильно сократился. В первую очередь из-за того, что страны-партнёры ввели импортные пошлины, стараясь сохранить своих производителей. В итоге мировая торговля сократилась, а кризис лишь набирал обороты.
Зерновой экспорт был крайне важен для СССР, поскольку обеспечивал поступление валюты. После обвала цен и сокращения поставок приток финансов практически прекратился. Основной валютой выручки в то время являлся фунт стерлингов. Когда в Англии произошла девальвация и крах золотого стандарта, пострадал и Советский Союз. По приблизительным подсчётам, за время кризиса СССР на внешней торговле потерял более 1 млрд рублей.
Получилось так, что СССР эффективно провёл индустриализацию, но расплатился за это потерей денег на экспорте.
Итоги и последствия Великой депрессии
Уровень промышленного производства за время кризиса был отброшен на уровень начала 20-го столетия. Произошло сокращение на 56%.
- В индустриальных странах с рыночной экономикой насчитывалось в общей сложности около 30 млн безработных. Только в США работу потеряли свыше 12 млн человек. Около 3 млн стали бездомными.
Финансовое положение фермеров, представителей среднего бизнеса, а также мелких торговцев значительно ухудшилось. Многие люди потеряли всё, став нищими.
Произошёл демографический кризис.
В США обанкротилось свыше 5 тыс. банков, более 135 тыс. компаний и без малого 900 тыс. фермерских хозяйств.
Индекс Dow Jones смог преодолеть значение сентября 1929 года только в 1954 году.
В Европе значительно увеличилось число сторонников ультраправых партий.
Произошла ликвидация золотого стандарта
Крах банковской системы ведущих европейских государств.
Значительный спад экономики.
Спад производства.