01. 1864. Волхов
Развитие парового судоходства в России связано с именем знаменитого механика Роберта Фултона. Построив и опробовав в деле на реках Миссисипи и Огайо 5 паровых судов, или как их тогда называли «стимботов», в 1813 году Фултон обратился в Министерство внутренних дел Российской империи с прошением о предоставлении ему привилегии строить пароходы в России. Привилегия ему была выдана на 15 лет, но в 1815 году Фултон умер, так ничего в России не построив. В 1815 году владелец чугуно-меднолитейного завода в С.Петербурге, шотландец по происхождению, Карл Николаевич Берд установил на обычной барке паровую балансирную машину Уатта, мощностью в 4 л.с. После нескольких пробных поездок по Неве Берд 3 ноября совершил первые рейсы из Петербурга в Кронштадт. В это же время в 1815 году велась работа по постройке первых пароходов коллективом русских мастеров на Пожвинском заводе Всеволода Андреевича Всеволожского. Родовитый аристократ Всеволожский был известен в Петербурге как большой любитель «механических опытов». Летом 1816 года испытывались на Каме и Волге сразу два парохода, паровые машины для которых были построены по проекту и под руководством талантливого горного инженера П.Г.Соболевского. Летом 1817 года Всеволожский предпринял на пароходе поездку до Казани. Таким образом, годом появления в Волжско-Камском бассейне первого парохода можно считать 1817 год. Однако 9 июня 1817 года Берду,благодаря близости к столице, удалось получить привилегию на монопольное применение паровых судов на 10 лет по всем рекам Европейской части России. Первым промышленным пароходом на Волге стал буксирный пароход «Волга», построенный Бердом в 1820 году.
В 1843 году только что вступивший в должность главного управляющего путями сообщений, П.А. Клейнмихель предложил прекратить выдачу привилегий и немедленно опубликовать подготовленное положение «о предоставлении всем права учреждать в империи буксирное пароходство». Это послужило толчком к развитию пароходного дела.
В этом же 1843 году был утвержден устав пароходного общества «По Волге». Первыми директорами общества стали петербургский купец первой гильдии М.П. Кириллов,торгующий в России английский купец Д.И. Кейли и калязинский купец первой гильдии Д.М. Полежаев. Новое общество в отличие от своих предшественников не требовало монопольных прав и изъявляло желание завести пароходы на основе свободного предпринимательства. Первоначальный капитал был определен в 225 тысяч рублей при 150 пайщиках. Первый пароход общества «Волга» мощностью в 250 л\с, изготовленный в Роттердаме, вышел в рейс 15 мая 1846 года из Самары в Рыбинск, положив начало регулярному пароходству на Волге. За первую навигацию пароход принес обществу прибыль в 13 тысяч руб.
9 апреля 1849 года утвержден устав пароходного общества «Меркурий», учредителями которого стали действительный статский советник В.В. Скрипицын и статский советник Н.А. Жеребцов. С 1850 года первые два парохода общества «Минин» и «Пожарский» начали работать на Волге, совершая рейсы между Рыбинском и Астраханью, перевозя грузы и пассажиров. Дела общества «Меркурий», воспользовавшегося всем опытом своего предшественника – общества «По Волге», пошли успешно. Оно с первого же года стало давать своим акционерам хороший дивиденд.
30 октября 1853 года был утвержден устав Товарищества «Самолет». Основателем товарищества стал отставной капитан российского флота Владимир Александрович фон Глазенап. Целью нового товарищества было устройство пароходного сообщения для перевозки пассажиров и легких грузов по Волге и ее притокам, между Тверью, Рыбинском и Ярославлем. В Бельгии, на заводе Коккериль были заказаны 3 парохода, а в Твери был арендован затон, в котором были устроены мастерские для сборки судов. В январе 1854 года пароходы в разобранном виде были доставлены в Тверь, а в апреле уже вышли в плавание.
1890. У пристани пароходства А.А. Зевеке стоит «Альфонс Зевеке», до 1889 года «Колумбия». Построен в 1887-м,сгорел в 1893-м.
Пассажирские помещения I-го и II-го класса, обставленные мягкими диванами, были в трюмах пароходов – первый класс в носу, второй в корме, причем в каждом классе было по 2-е общих каюты – одна мужская и другая женская. Отапливались каюты железными и чугунными печами, освещались, как
и все остальные помещения парохода, керосиновыми лампами. Пассажиры III класса размещались на палубе, под открытым небом, ничем не защищаемые ни от дождя, ни от летнего зноя. Кроме того, вылетавшие из трубы искры и мелкий уголь портили одежду, и багаж пассажиров.
К 1860 году товарищество «Самолет» довело свой флот до 21 пассажирского парохода, распространив плавание по всей Волге, а с 1859 года по Каме до Перми. В 1854 году возникло буксирное и кабестановое «Камско-Волжское пароходное общество», преобразованное из «Товарищества нижегородской машинной фабрики и волжского буксирногои завозного пароходства». Новое общество ставило себе цель не только перевозку грузов и пассажиров по р. Волге и ее притокам, но и постройку паровых и непаровых судов на своем заводе близ Нижнего Новгорода. Со временем этот завод вырос в крупнейшее судостроительное предприятие «Сормово». В том же 1854 году было учреждено «Общество пароходства по р.р. Волге и Шексне с притоками под фирмой «Польза»», с правлением в С. Петербурге. Учредителями этого общества стали инженер генералмайор Теляковский и отставной генерал-майор Энгельгардт. Следует отметить, что к 1860 году общество «Польза» располагало флотом из 6 буксирных и 4 пассажирских пароходов. В 1858 году владельцами механического завода в городе Костроме, братьями Александром и Николаем Павловичами Шиповыми, была
основана пассажирская и буксирная компания «Дружина». Правление компании располагалось сначала в Костроме, а позднее было перенесено в Нижний Новгород. К 1860 году между Н.Новгородом и Рыбинском работал флот компании из 7 пассажирских и 9 буксирных пароходов. В том же 1858 году путем слияния пароходного общества «Меркурий» с обществом пароходства и торговли по Каспийскому морю «Кавказ» было образовано общество пароходства и торговли по Каспийскому морю, рекам Волге, Оке, Каме и их притокам «Кавказ и Меркурий». Новое общество явилось пионером регулярного пассажирского сообщения на Каме, установив в 1858 году срочно – пассажирскую линию Нижний Новгород – Пермь. А к 1860 году флот общества состоял уже из 20 пароходов различных типов и назначения. Общество «По Волге», получив в 1859 году из Англии специальные пассажирские пароходы «Царь» и «Царица», открыло пассажирскую линию Казань – Астрахань. Пароходы «Царь» и «Царица» были с небывалыми удобствами для пассажиров, и поражали современников роскошью классных помещений: первый класс уже был вынесен на палубу, второй класс расположился так же на палубе в надстройке кормовой части. На верхней палубе был устроен мостик для прогулки пассажиров.
06. 1890-е. Флотилия судов А.А. Зевеке на рейде Н. Новгорода
Первым, кому пришла мысль изменения самого типа товаропассажирских судов принадлежит управляющему Камско-Волжского пароходства Альфонсу Александровичу Зевеке. В новом типе грузопассажирского судна, по его выводам, нужно было добиться при наибольшей грузоподъемности и меньшей осадки, наибольшей скорости хода при отличных удобствах пассажиров. Самым подходящим к таким условиям типом судов Зевеке посчитал тип товаропассажирских пароходов, плававших в то время в Северной Америке, на реке Миссисипи. В 1871 году на Сормовском заводе Д.Е. Бенардаки был
построен первый пароход. Это было прекрасно сделанное двухпалубное судно с железным корпусом, с двумя, построенными на петербургском заводе Берда, разновальными машинами системы «Компаунд» общей мощностью 250 индикаторных сил. Внутренняя отделка была роскошна. Просторные и светлые каюты, с проведенной в каждую водой и паровым отоплением, поражали чистотой, удобствами и изяществом. Стены великолепного салона, расположенного в середине, между Iи II классами, были отделаны картинами из перламутровой инкрустации. Красиво сделанные вензеля фирмы и
название парохода украшали всю посуду богато обставленного буфета. Широкая крытая терраса, окружавшая весь пассажирский этаж, предоставляла место для прогулок и отдыха пассажиров. Даже помещения III класса, расположенные в задней, кормовой половине пассажирского этажа, предоставляли удобства, каких не было ни на одном из других пароходов – каждый пассажир имел отдельное спальное место и мог пользоваться крытой галереей. Инициатор постройки парохода А.А. Зевеке, дал ему название «Переворот» (с 1876 года - «Колорадо», с 1891 года – «Ориноко»).
1875. «Переворот» 1871 года постройки, с 1876 – «Колорадо», с 1891 – «Ориноко»
1890-е. «Ориноко». В составе флота общества «Надежда»
1900-е. Перестроенный «Ориноко» в составе флота общества «Русь»
В течение нескольких лет Сормовским заводом было построено для Камско-Волжского пароходного общества несколько подобных судов: «Амазонка», «Магдалена», «Алабама», «Аляска», «Аллегани», «Колумбия», «Флорида».
1903. «Магдалена» Заднеколесный пароход в Н. Новгороде
1903. Верхняя палуба парохода «Магдалена»
В 1871 году на Сормовском заводе по заказу КамскоВолжского пароходства началось строительство однотипных пассажирских пароходов «Бенардаки», «Миссисипи», «Миссури» и «Ниагара». Но тип этих судов быстро устарел, появились более скоростные и комфортабельные пароходы. Камско-Волжское пароходство не выдержав конкуренции, разорилось. В 1876-м А.А. Зевеке арендовал у пароходства суда для плавания на линии Нижний Новгород - Астрахань. После смерти А.
А. Зевеке в 1887 пароходство отошло к сыну. После 1893 года его преследуют неудачи: затонули пароходы «Колорадо», «Бенардаки» и «Альфонс Зевеке». В 1901-м пароходство было продано петербургской компании «Надежда». В 1908-м «Надежда» ликвидирует свои дела, передав в 1910-м пароходы в собственность акционерному обществу «Русь».
На «Ниагаре» была установлена машина завода «Братья Зульцер» в 1400 индикаторных сил. Расход мазута в день 800 пудов на 3 котла, за рейс Нижний — Астрахань — Нижний длительностью 15 суток: 8000 - 8500 пудов. В 1913-м на «Ниагаре» ходил машинистом Иван Федорович Баранов (ст. механик). У машиниста 2-а помощника, двое наблюдателей за уровнем воды в котлах и давления пара, «масленщики» и 4 кочегара.
1903. «Ниагара»
1903.«Ниагара»
1903. «Ниагара» в Саратове
1910-е. Царицын, пристань общества «Надежда»
1900-е. «Петр Чайковский» в составе флота общества «Надежда»
Пароход Акционерного общества пароходов и торговли Зевеке, постройки Сормовского завода 1897 года. Машина «Компаунд», 480 и.л.с. Пассажировместимость – 412 человек; 1-й класс – 32, 2-й – 60, 3-й - 320.
1910-е. «Петр Чайковский» перестроен в обществе «Русь»
1910-е. Экипаж парохода «Петр Чайковский». В центре капитан С.А. Шталлер
1894. Звениговский затон. Строительство «Жемчужины»
Пароход построен в 1894 году по заказу общества «Дружина» в Звенигово, машины и котлы завода Журавлева. Затем пароход выкуплен обществом «Надежда», впоследствии перепродан обществу «Русь».
1900-е. «Жемчужина»
1903. По заказу пароходного общества «Кавказ и Меркурий» на Сормовском заводе в Н. Новгороде был построен пароход «Великий князь Александр Михайлович» для работы на линии Нижний Новгород – Астрахань.
1903. Пароход «Великий князь Александр Михайлович» в Сормово, на достройке
1904. Строящиеся пароходы «Карамзин» и «Ломоносов»
Построены в 1905 году на Сормовском заводе для общества «Надежда». За время своего существования компания построила лишь два парохода – «Ломоносов» и «Карамзин», остальные суда приобритены у компании Зевеке. Машина тройного расширения пара, мощностью 1 000 и.л.с. В 1908 году весь флот компании перешел к вновь образованному товариществу «Русь» на арендных началах, а потом и в собственность. Уничтожен в 1919 году колчаковцами. В 1929 году корпус парохода был утилизирован, как непригодный к ремонту, с использованием железа для ремонта других судов.
1904. Строящиеся пароходы «Карамзин» и «Ломоносов»
21. 1905. «Карамзин»
22. 1905. «Карамзин»
23. 1905. «Карамзин». Столовая 1-го класса
24. 1909. «Карамзин».Пароход в обществе «Русь»
25. 1909. «Карамзин». Экипаж.