12 марта 2023

Филе миньон, салоны в стиле Версаля для богатых и простая жрачка на нижних палубах





Редкие фотографии “Титаника” показывают, как “непотопляемый корабль” был микрокосмом британского социального расслоения.

By Caroline Howe For Dailymail.com

Это был самый большой и самый роскошный океанский лайнер в мире, знаменитое затопление которого во время первого рейса породило десятки книг, журнальных статей, а также удостоенный наград фильм с историей любви в главной роли с Леонардо Ди Каприо. Но голливудская версия 1997 года не имеет ничего общего с реальной трагедией 1912 года, которая унесла более 1500 жизней и оставила грандиозный корабль на дне океана.Привлекательность судьбы “Титаника” заключается в том, что она не должна была произойти, а причины и их последствия можно исследовать бесконечно”, – пишет Дэвид Росс в своей последней книге “Титаник”, опубликованной издательством Amber Books 14 марта.





Спуск на воду: Сразу после спуска на воду корпус “Титаника” возвышается над водой в идеальном равновесии. Установка двигателей и внутреннего оборудования в конечном итоге приведет к тому, что корпус опустится до нормального уровня в воде.



ПАЛУБНАЯ ПРОМЕНАДА ПЕРВОГО КЛАССА: Эта палуба была также известна как “палуба-убежище”. Застекленные проемы со стороны воды стали проблемой при эвакуации корабля. Палубные стулья такого типа, как на рисунке, были переброшены через борт, чтобы служить спасательными средствами людям, плавающим в воде.



Палубные развлечения: под наблюдением своего отца Фредерика Спеддена шестилетний Роберт Спедден играет со скакалкой на прогулочной палубе первого класса.

Отец, сын и миссис Спедден были спасены в спасательной шлюпке № 3.



САЛОН ПЕРВОГО КЛАССА: Зеркала усиливали ощущение простора и без того очень большой комнаты. Декоративный камин сделан исключительно для эффекта: на корабле не было открытых каминов.

Это была катастрофа мирного времени: в последующие десятилетия корабли тонули с еще большими человеческими жертвами, но в основном в ходе военных действий”. 10 апреля 1912 года, чуть позже полудня, “Титаник” вышел из Саутгемптона, Англия, в свой первый трансатлантический рейс в Нью-Йорк.



Книга Дэвида Росса “Титаник” выйдет в свет 14 марта. В книге представлены необыкновенные фотографии знаменитого “непотопляемого корабля” и последствий катастрофы 1912 года.

Названный “самым большим в мире движущимся рукотворным объектом”, его 10 палуб предлагали 50 000 тонн предметов роскошной обстановки, включая широкую Большую лестницу, поднимавшуюся с одной палубы на другую, сделанную из резного дуба, которая превращала стальной корпус в плавучий дворец. На борту находилось 2 217 пассажиров – среди них была мировая элита, в том числе застройщик недвижимости Джон Джейкоб Астор, один из богатейших людей мира, возвращавшийся после медового месяца со своей беременной второй женой Маделин. Он умер, она выжила, как и их сын, родившийся через четыре месяца. Среди других видных членов общества, которые пошли ко дну вместе с кораблем, были бизнесмен Бенджамин Гуггенхайм, редактор британских газет У.Т. Стед, босс фирмы Macy’s Исидор Штраус и трамвайный магнат Джордж Дантон Уиденер.

На борту также находилась дюжина собак пассажиров, но в итоге выжили только три. Пассажиры первого класса занимали центральную и верхнюю секции корабля, откуда открывались лучшие виды. В их распоряжении были променад и места для отдыха, включающие бассейн с подогревом, гимнастический зал, зал для сквоша и теннисные корты, крикет, шаффлборд, гребные и велосипедные тренажеры – все для удовлетворения фитнес-фетиша обеспеченных классов того времени. В отеле были турецкие бани в мавританском стиле, эксклюзивные гостиные, библиотека, а его бар и гостиная были сделаны по образцу позолоченного Версальского дворца. Самые роскошные люксы включали гостиную, две спальни, гардеробные, частную прогулочную палубу и помещения для слуг, которые, как собаки, сопровождали путешественников.



МЕНЮ ПЕРВОГО КЛАССА: Пассажиры первого класса имели отдельное меню для каждого приема пищи, с ярко выраженным французским колоритом и широким выбором предлагаемых блюд







У.Т. Стед (1849-1912), пассажир первого класса (слева), был известным лондонским журналистом, социальным реформатором и участником антивоенной кампании, который ехал в США, чтобы выступить на Конгрессе мира в Карнеги-холле, Нью-Йорк. Джон Джейкоб Астор, пассажир первого класса, отпрыск богатейшей семьи, возвращался из путушествия медового месяца в Европе со своей второй женой Мадлен.



Леди Люси Дафф-Гордон, сфотографированная на борту “Титаника”, была пассажиркой первого класса вместе со своим мужем, сэром Космо Дафф-Гордоном. Она и ее муж были допущены в спасательную шлюпку № 1, но позже его сильно критиковали за то, что он якобы подкупил матроса, чтобы тот не спасал людей, уже находящихся в воде.



Непотопляемая Молли Браун была пассажиром первого класса. Она села в спасательную шлюпку № 6 и организовала защиту пассажиров от рулевого шлюпки квартирмейстера Роберта Хиченса, чей гнев и депрессия ввергали всех в тревогу за собственную безопасность.

Меню для обеда в первом классе было элегантно оформлено и состояло из трех отдельных ежедневных блюд с французским уклоном, которые готовили главный повар, три помощника, 60 поваров, 20 пекарей, 14 мясников и “еврейский повар” по имени Чарльз Кеннелл, готовивший кошерные блюда. Пассажирам третьего класса предлагалась простая еда с единым меню на каждый день. Пассажиры первого класса были отделены от пассажиров третьего класса и находились на нижней палубе с объявлениями “Вход воспрещен” и закрытыми входами в первый класс. Эта сегрегация соответствовала различию “верхний этаж – нижний этаж” в британских домах. Но эмигрантам из европейских стран США обещали новый старт в демократической республике. “Это был Новый Свет, богатый возможностями, – пишет автор. Мигранты были хлебом и маслом для судоходных линий, но пассажиры первого и второго классов были очень тем самым желанным вареньем, что намазывался сверху на этот хлеб с маслом”.



На этой фотографии, сделанной священником Фрэнсисом Брауном изображена прогулочная зона второго класса на шлюпочной палубе по правому борту.



КАЮТА ВТОРОГО КЛАССА, ИНТЕРЬЕР: Стюард каждый день заправлял постели, пополнял графины с водой и был наготове, если у пассажира возникали какие-либо пожелания, например, выпить чаю. Складной умывальник открыт; ночной горшок скрыт от глаз. Комната освещалась электричеством, что было в новинку даже для некоторых зажиточных пассажиров.



КУРИТЕЛЬНЫЙ САЛОН: Помещение для курения второго класса. Витражные панели и кожаная мебель создают атмосферу клуба, но не загородного особняка, как в салонах первого класса.

В 9:12 утра 14 апреля с лайнера “Карония” компании “Кунард” было получено беспроводное радиосообщение “MSG”, предупреждающее о “бергах и гроулерах [низко расположенных айсбергах] и полевом льде” в районе побережья Лабрадора, самой восточной провинции Канады. В 17:50 капитан судна Эдвард Смит изменил курс, чтобы следовать ближе к югу.

“Чего они не знали, но могли понять из сообщений по радиосвязи, так это то, что “Титаник” направлялся к необычно большому скоплению айсбергов и пакового льда, которое также находилось необычно далеко на юге”, – пишет автор. Наблюдения айсбергов на 42-й широте и ниже должны были привести Смита в состояние повышенной готовности”.

“Смит получил по радиоаппарату Маркони сообщение с другого судна, “Балтик”, предупреждающее о тяжелых льдах и чрезвычайной опасности впереди, но прошло несколько часов, прежде чем он получил сообщение. На борту находился Томас Исмей, владелец компании “Уайт Стар Лайн”, который был заинтересован в скорейшем прибытии. Есть предположение, что он мог приказать Смиту “держать полную скорость”, как утверждает автор.



КОТЛЫ “Титаника”, с тремя топочными дверцами на каждом конце, собранных в котельном цехе и готовых к установке.



РАДИОРУБКА: Единственная известная фотография радиорубки “Титаника” с Гарольдом Брайдом за столом.

Радисты работали допоздна отчасти потому, что пассажиры обычно отправляли сообщения в конце дня, а также потому, что в ночное время можно было передавать сообщения на более длинные расстояния.



ХОДОВЫЕ МОРСКИЕ ИСПЫТАНИЯ: С поднятым паром, но на буксирах, “Титаник” покидает Белфаст, чтобы пройти краткие и поспешные ходовые испытания, 2 апреля 1912 года.

От радиста “Калифорниана” также пришло предупреждение о том, что маршрут окружен льдом, но радист “Титаника” Джек Филлипс не передал это сообщение на мостик. Он утверждал, что был “занят” отправкой личных сообщений пассажиров. Затем произошла катастрофа. Смотритель Фредерик Флит внезапно предупредил мостик: “Айсберг прямо по курсу!”. Рулевой резко повернул руль на правый борт, чтобы обойти айсберг.

“Он был очень близок к тому, чтобы преуспеть в этой миссии”, – пишет Росс, но кораблю длиной почти 883 фута сначала показалось, что он проскочит мимо.

В 11:40 вечера первый помощник Мердок приказал “Сильно отклониться влево”, чтобы отойти от горы льда. Но по правому борту раздался ужасный скрежещущий звук: айсберг заскользил по борту “Титаника”, в результате чего лопнули кованые заклепки и вода залила пять отдельных отсеков – этот факт был обнаружен только после изучения затонувшего судна на дне океана в 1985 году. Ближе к полуночи стало ясно, что затопления не избежать, и был отдан приказ подготовить спасательные шлюпки к спуску на воду и снабдить пассажиров спасательными жилетами.

В 12:15 капитан Смит послал морзянкой сигнал бедствия:

“CQD (международный сигнал бедствия) от Титаника. Наткнулись на айсберг. Мы серьезно повреждены”. (Позже CQD было заменено на S.O.S.).



Гарольд Лоу был пятым офицером на “Титанике”. Он ушел в море в возрасте 14 лет и всегда был авантюристом. В 1911 году он поступил на работу в компанию White Star Line, и хотя он был опытным моряком, это был его первый поход через Атлантику.



НЕКОТОРЫЕ ОФИЦЕРЫ ТИТАНИКА: Тщательные исследования, проведенные историком Титаника Джорджем Бехе, показали, что на этой открытке 1912 года, которую долгое время считали офицерами Титаника, на самом деле изображены офицеры Олимпика, снятые на борту корабля в Белфасте.



Судовой оркестр: Выжившие свидетельствовали о спокойном мужестве оркестрантов, которые играли на своих инструментах на шлюпочной палубе почти до самого конца существования корабля. На фото изображены семеро из восьми. Вверху: Джон Кларк (контрабас), Перси Тейлор (фортепиано и виолончель). Центр: Жорж Кринс (скрипка), Уоллес Хартли (скрипка и лидер), Уильям Т. Брейли (фортепиано). Нижний: Джон Хьюм (скрипка), Джон Вудворд (виолончель). Отсутствуют: Роджер Брику (виолончель). Никто из музыкантов не выжил

Лайнер компании Cunard “Карпатия”, находившийся в 60 милях к югу, изменил курс, чтобы быстрее подойти к “Титанику”, но до него оставалось четыре часа. Были выпущены сигнальные ракеты. Капитан “Калифорниан” Стэнли Лорд, который находился ближе, чем “Карпатия”, заметил белые ракеты, а затем снова лег спать. Его реакция, возможно, отражает неверие в то, что с “Титаником” могло произойти что-то серьезное”, – пишет Росс.

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ: Продавец лондонской газеты держит плакат с новостью о затоплении судна

Глубоко поврежденный “Титаник” теперь сильно опустился на нос, вода каскадом хлынула в котельное отделение. Всем инженерным офицерам числом в 21 человек было приказано покинуть корабль. Ни один не выжил.

Было двадцать спасательных шлюпок, которые могли вместить только 1 178 человек – менее половины находившихся на борту. Было 3 755 спасательных жилетов и 48 спасательных кругов.

Пассажиры, в основном из первого и второго классов, неохотно садились в шлюпки, а некоторые в панике вылезали обратно на корабль. Другие не хотели оставлять семью.

“Если бы все шлюпки были заполнены, то места хватило бы менее чем для половины людей, находившихся на борту”, – пишет автор. – Только 56 пассажиров третьего класса выжили в этом хаосе”.

“Вероятнее всего стюарды пытались удержать массу пассажиров третьего класса в зоне рулевого управления, зная, что людей было гораздо больше, чем могли принять оставшиеся шлюпки”, – пишет Росс. Когда капитан Смит отдал свой последний приказ: “Каждый сам за себя!”, он вернулся на мостик и пошел ко дну вместе со своим кораблем”.

Титаник разломился на две части между третьей и четвертой кормовыми секциями.

“Передняя часть затонула, а задняя часть вначале встала в почти вертикальное положение, после чего исчезла под водой – “люди падали с него или цеплялись за него, взывая о помощи. Ровно через 160 минут после столкновения, в 2:20 утра, великого “Титаника” не стало”, – пишет Росс.

Преодолевая ледяное поле, “Карпатия” на полной скорости помчалась спасать пассажиров и начала поднимать их на борт.



Приближаясь к “Карпатии”, разборная шлюпка D кажется целиком заполненной, но среди пассажиров около десяти человек, переведенных из спасательной шлюпки № 14.



Этих двух маленьких мальчиков, Эдмона и Мишеля, вез в США их отец, Мишель Навратил. Родители разошлись, и Навратил забрал мальчиков без ведома жены, путешествуя под фамилией Хоффман. Навратил не выжил, но его жена увидела газетные снимки детей, узнала своих сыновей и отправилась в Америку, чтобы вернуть их.



ПРОРЖАВЕВШИЙ ОСТОВ: Форштевень “Титаника”, который столь короткое время разрезал волны. Хорошо видна ржавчина, съевшая почти весь металл.

Сотни людей в спасательных жилетах плавали в воде, некоторые были мертвы или без сознания, другие звали на помощь людей, находившихся в шлюпках. Другие держались за шезлонги или куски обломков. “Вокруг зоны плавающих обломков и плачущих, умоляющих и тонущих людей было 17 спасательных шлюпок – почти во всех были свободные места, а некоторые были заполнены менее чем наполовину, – пишет автор. Но люди в шлюпках не желали помогать жертвам, которые могли продержаться в ледяной воде всего минут 20. Всего выжило 712 человек. “Если бы 20 спасательных шлюпок были заполнены до отказа выжившими плюс туда сел бы экипаж шлюпки из пяти человек, можно было бы спасти всех женщин и детей, а также больше мужчин”, – пишет Росс.

Поколения спустя корпус “Титаника” – одной из величайших мировых катастроф – был обнаружен на дне океана в сентябре 1985 года. Он почти полностью разрушился под давлением воды, коррозии и пожирающих железо бактерий. Корабль лежит в международных водах, что дает право на спасение любому желающему.