13 марта 2023

«Броненосец «Потёмкин»: Саван, лжеучастник и авторский вымысел

470226_original.png

Продолжаю знакомить с отрывками из воспоминаний Сергей Эйзенштейна о том, как снимался знаменитый фильм «Броненосец «Потёмкин». 

Сегодня очень интересный отрывок об авторском вымысле, исторической достоверности, хайпе лжеучастника восстания.

Дадим слово режиссеру Эйзенштейну.

Фильм только что обошел наши экраны и должен был быть показан на Украине. 

С появлением "Потемкина" на экранах УССР поднялась шумиха, шумиха по поводу... плагиата. 

Поднял ее некий товарищ, именовавший себя бывшим участником восстания. Сущность его претензии так и осталась не вполне отчетливой, так как о восстании он никаких литературных материалов не составлял. Но как непосредственный участник реальных событий он считал себя вправе претендовать на часть авторских, причитавшихся нам со сценаристкой Агаджановой. 

Претензия была смутная, крикливая и не очень понятная. Но всюду и везде настолько импонировало его заявление о том, что он "стоял под брезентом во время расстрела на юте", что дело в конце концов докатилось до судебного разбирательства. 

Сокрушительным аргументом казался факт, что товарищ "стоял под брезентом", и юристы уже были готовы вот-вот начать дебаты о деле обойденного участника событий на "Потемкине" — как вдруг в дым, в прах и конфуз развеялись вся шумиха и все крикливые претензии. 

Выяснилось одно обстоятельство, о котором в разгаре споров забыла даже сама режиссура. 

Означенный товарищ утверждал, что "он стоял под брезентом". 

Но позвольте... 

Фактически же никто под брезентом не стоял. 

Да и стоять не мог. 

По той простой причине, что никто никогда никого на "Потемкине" брезентом не накрывал! 

Сцена с матросами, покрытыми брезентом, — была... чистой выдумкой режиссуры! Я отчетливо помню, как в отчаянии хватался за голову мой консультант и эксперт по флотским делам, бывший морской офицер (игравший, кстати сказать, в картине Матюшенко), когда мне взбрело на ум покрыть матросов брезентом при угрозе расстрелом! 

"Нас засмеют!... — вопил он. —  Так никогда не делали!" 

И потом подробно объяснил, что при расстреле на палубу действительно выносили брезент. Но совсем с другой целью: он расстилался под ногами обреченных с тем, чтобы кровь их не запятнала палубы... "А вы хотите матросов накрыть брезентом! Нас засмеют!" 

Помню, как я огрызнулся: "Если засмеют — так нам и надо: значит, не сумели сделать". И велел вести сцену в том именно виде, в каком она и посейчас в картине. 

В дальнейшем именно эта деталь, как бы отрезающая изолированную группу восставших от жизни, оказалась одной из наиболее сильных в картине. Образ гигантски развернутой повязки, надетой на глаза осужденных, образ гигантского савана, накинутого на группу живых, оказался достаточно эмоционально убедительным, чтобы в нем утонула техническая "неточность", к тому же известная очень небольшому кругу знатоков и специалистов... 

Так оправдались слова Гете: "Противоположность правде во имя правдоподобия". На этом же пункте "завял" и наш грозный обвинитель, якобы стоявший под брезентом в момент расстрела на юте: его утверждения тоже оказались... "противоположностью правде", и, несмотря на все "правдоподобие" его утверждений, он остался посрамленным. 

Сцена осталась в фильме. 

Вошла в плоть и кровь истории событий. 

И что важнее всего: над ней никто никогда и нигде не смеялся...

Вот так удачная авторская выдумка режиссера  вошла в историю восстания Вот так удачная авторская выдумка режиссера вошла в историю восстания