Продолжаю знакомить с отрывками из воспоминаний Сергей Эйзенштейна о том, как снимался знаменитый фильм «Броненосец «Потёмкин».
Сегодня очень интересный отрывок об авторском вымысле, исторической достоверности, хайпе лжеучастника восстания.
Дадим слово режиссеру Эйзенштейну.
Фильм только что обошел наши экраны и должен был быть показан на Украине.
С появлением "Потемкина" на экранах УССР поднялась шумиха, шумиха по поводу... плагиата.
Поднял ее некий товарищ, именовавший себя бывшим участником восстания. Сущность его претензии так и осталась не вполне отчетливой, так как о восстании он никаких литературных материалов не составлял. Но как непосредственный участник реальных событий он считал себя вправе претендовать на часть авторских, причитавшихся нам со сценаристкой Агаджановой.
Претензия была смутная, крикливая и не очень понятная. Но всюду и везде настолько импонировало его заявление о том, что он "стоял под брезентом во время расстрела на юте", что дело в конце концов докатилось до судебного разбирательства.
Сокрушительным аргументом казался факт, что товарищ "стоял под брезентом", и юристы уже были готовы вот-вот начать дебаты о деле обойденного участника событий на "Потемкине" — как вдруг в дым, в прах и конфуз развеялись вся шумиха и все крикливые претензии.
Выяснилось одно обстоятельство, о котором в разгаре споров забыла даже сама режиссура.
Означенный товарищ утверждал, что "он стоял под брезентом".
Но позвольте...
Фактически же никто под брезентом не стоял.
Да и стоять не мог.
По той простой причине, что никто никогда никого на "Потемкине" брезентом не накрывал!
Сцена с матросами, покрытыми брезентом, — была... чистой выдумкой режиссуры! Я отчетливо помню, как в отчаянии хватался за голову мой консультант и эксперт по флотским делам, бывший морской офицер (игравший, кстати сказать, в картине Матюшенко), когда мне взбрело на ум покрыть матросов брезентом при угрозе расстрелом!
"Нас засмеют!... — вопил он. — Так никогда не делали!"
И потом подробно объяснил, что при расстреле на палубу действительно выносили брезент. Но совсем с другой целью: он расстилался под ногами обреченных с тем, чтобы кровь их не запятнала палубы... "А вы хотите матросов накрыть брезентом! Нас засмеют!"
Помню, как я огрызнулся: "Если засмеют — так нам и надо: значит, не сумели сделать". И велел вести сцену в том именно виде, в каком она и посейчас в картине.
В дальнейшем именно эта деталь, как бы отрезающая изолированную группу восставших от жизни, оказалась одной из наиболее сильных в картине. Образ гигантски развернутой повязки, надетой на глаза осужденных, образ гигантского савана, накинутого на группу живых, оказался достаточно эмоционально убедительным, чтобы в нем утонула техническая "неточность", к тому же известная очень небольшому кругу знатоков и специалистов...
Так оправдались слова Гете: "Противоположность правде во имя правдоподобия". На этом же пункте "завял" и наш грозный обвинитель, якобы стоявший под брезентом в момент расстрела на юте: его утверждения тоже оказались... "противоположностью правде", и, несмотря на все "правдоподобие" его утверждений, он остался посрамленным.
Сцена осталась в фильме.
Вошла в плоть и кровь истории событий.
И что важнее всего: над ней никто никогда и нигде не смеялся...