Революционная молодость Оппокова
Георгий Ипполитович Оппоков родился 5 февраля 1888 года в Саратове. Происходил он из интеллигентной и вполне обеспеченной дворянской семьи. Его отец занимал должность управляющего Саратовского губернского банка. Однако в семье царили революционные настроения. И отец, и старший брат активно поддерживали свободомыслие.
Ипполит Захарович рисковал карьерой и свободой ради революции. Он прятал в своём доме секретные документы, помогал подпольщикам заметать следы. По стопам родственников пошёл и Георгий.В 13 лет он начал помогать отцу и брату и революционных делах. Стал завсегдатаем социал-демократических кружков. От полиции это скрыть не удалось, Оппоков попал к жандармам «на карандаш». Однако стражи порядка за подростком-бунтарём просто наблюдали, не оказывая на него какого-либо воздействия. Он тогда был слишком «мелкой рыбёшкой». И Георгий активно этим пользовался. Примкнув к большевистскому крылу, он занимался подпольной партийной работой сначала в родном Саратове, затем в Санкт-Петербурге и других городах Российской империи. Сначала Георгий пробовал себя в роли пропагандиста и журналиста. Он писал статьи для «Саратовской волны», «Школы и Жизни», «Новой Жизни». Примерно в то время у него появился и литературный псевдоним А. Ломов. Позже примкнул к боевой дружине. А в 1909 году встал во главе Петербургского комитета партии. Понимая, что образование играет важную роль, Георгий поступил на юридический факультет Петербургского университета.
А вот в 1910 году Георгию пришлось отвечать за политические взгляды и подпольную деятельность. Его отправили в первую ссылку — в Архангельскую губернию под надзор. Однако мировоззрение у Оппокова не поменялось. И от революционной деятельности он не отказался. Наоборот. На лесопильных заводах он всерьёз занялся агитацией среди рабочих, а также ссыльных. Затем принял участие в полярных экспедициях, побывал на полуострове Канин и на Новой Земле. В общем, ссылка помогла Оппокову повзрослеть и возмужать.
В 1913 году была объявлена амнистия, приуроченная к 300-летию правления дома Романовых. Георгий оказался на свободе. И из ссылки вернулся уже не наивный юнец, а серьёзный и умный революционер. Он экстерном окончил университет, продолжая партийную работу. Всего через год его сослали в Саратов. На малой родине Оппоков начал издавать антивоенную большевистскую «Нашу газету», проводил агитацию среди рабочих, призывая их выступить против участия России в Первой мировой войне.
В 1916 году Оппоков вновь был арестован. Как профессионального революционера его отправили в ссылку в Иркутскую губернию.
Карьера в советском государстве
Однако ссылка для Оппокова быстро завершилась. Грянула Февральская революция. Георгий вернулся в Москву, получил пост заместителя председателя Моссовета. Однако при Временном правительстве ему не удалось полностью реализовать себя. Его «звёздный час» наступил позже — после Октябрьской революции. Именно Оппоков являлся одним из лидеров большевиков во время захвата Москвы.
Когда Временное правительство было свергнуто, а власть взяли большевики, началось формирование Совета народных комиссаров. Так Оппоков стал первым наркомом юстиции. Правда, на этой должности он пробыл чуть дольше недели. Причиной тому стало то, что Георгий Ипполитович резко критиковал правительство из-за желания заключить с Германией мирный договор.
Несмотря на расхождение взглядов, Оппоков всё равно находился при власти. Он успел побыть заместителем Алексея Рыкова и Феликса Дзержинского в Высшем совете народного хозяйства. И на этой должности одновременно отвечал и за промышленную политику, и за лесное хозяйство, и за электрификацию, и за топливное снабжение. На Оппокова оказывалось колоссальное давление — у него тогда появилось много противников.
Советское государство тогда оказалось на распутье. Никто толком не знал, по какому пути должно идти развитие страны: по пути индустриализации или же лёгкой промышленности. Оппоков выступал за первый вариант, а его противник Троцкий — за второй. По воспоминаниям очевидцев, между ними часто возникали ожесточённые дебаты. В конце концов, страна выбрала индустриализацию.
В середине 1920-х годов Георгий Ипполитович возглавил трест «Донуголь» в УССР. Через несколько лет вошёл в Президиум ВСНХ. А в начале 1930-х годах стал заместителем председателя Госплана СССР. Его жена Наталья Григорьевна дружила с женой Сталина. А вот отношения между мужьями были весьма напряжёнными.
Оппоков и Сталин друг друга недолюбливали, но какое-то время старались особо это не демонстрировать. При встрече Сталин говорил: «Здорово, интеллигент!» и получал в ответ: «Здорово, кавказский человек!» Рыков и Бухарин, близкие друзья Оппокова, старались его вразумить. Бывшие наркомы понимали — времена меняются, Сталин медленно, но верно брал власть в свои руки. И его гнева боялись. Однако Георгий Ипполитович не обращал на это внимание. Он то ли специально так делал, то ли не верил в то, что один революционер может навредить другому.
Так или иначе, но каток репрессий задавил и Оппокова. Он встал в один ряд с Рыковым и Бухариным. Первого советского наркома юстиции арестовали, обвинив в контрреволюционной деятельности. И вскоре приговорили к высшей мере наказания. 30 декабря 1938 года Георгий Ипполитович был расстрелян. Репрессировали и его жену. Наталью Григорьевну обвинили в том, что она не сообщила о «преступной деятельности мужа». Женщину приговорили к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Спустя некоторое время арестована была и дочь Нина. Её приговорили к трём годам лагерей. Сын Юрий избежал репрессий.
Наталья Григорьевна была реабилитирована в 1954-м, а Георгий Ипполитович — спустя два года.