22 марта 2023

Последний полет: на борту самолета находились спортсмены, но тайна крушения не разгадана

f016cb78c40361378179acfa951d5efb.jpg
Однотипный самолет той же авиакомпании. Фото 1979 г.

Одна из самых загадочных авиакатастроф в истории. 16 марта 1978 года, разбился пассажирский авиалайнер Ту-134, на борту которого находилось 73 человека. В том числе сборная страны по художественной гимнастике.

В тот роковой день самолет болгарской государственной авиакомпании «Балкан» совершал международный рейс по маршруту София-Варшава. На борту 66 пассажиров и 7 членов экипажа.


37 граждан Польской Народной Республики, 34 из Народной Республики Болгарии, а также непонятно, как там оказавшиеся 2 британца.

Через 20 минут после взлета самолет резко изменил направление и начал терять высоту. В 13:52 по местному времени Ту-134 врезался в холм в 130 км от Софии. Никто не спасся.

На борту среди пассажиров находились весьма известные люди того времени. Например, заместитель министра культуры Польши и глава всей польской кинематографии Януш Вильгельми с официальной делегацией.

С тренировочной базы в Болгарии возвращались 5 спортсменов из сборной ПНР по трековому велоспорту. В самой Польше в те годы не существовала арены, построенной по международным стандартам.

1489c504ba5bc899865887383383ec71.jpg
Польские велосипедисты на соревнованиях в Венгрии.

Известные спортсмены оказались и в траурном списке с болгарской стороны.

Бывший футболист Георгий Димитров, по прозвищу Червения, в составе софийского ЦСКА пять раз становился чемпионом страны в 50-е гг. В составе сборной Болгарии он играл в полуфинале футбольного турнира Олимпийских игр-1956 в Мельбурне с командой СССР. Советские спортсмены тогда проигрывали со счетом 1:0 за 8 минут до конца игры, но Эдуард Стрельцов и Борис Татушин смогли забить по мячу.

Сборная СССР вышла в финал и взяла золотые медали. А Стрельцов и Татушин через два года оказались под следствием после вечеринки с девушками.

Сборная Болгарии на мельбурнской Олимпиаде, включая нападающего Георгия Димитрова, в матче за третье место, выиграли бронзовые медали. В 70-ее гг. Червения входил в тренерский штаб молодежной сборной страны и тренировал различные болгарские команды.

А еще на злополучном рейсе 16 марта 1978 года летела сборная Болгарии по художественной гимнастике. В 70-е гг. болгарские девочки были единственными реальными соперницами советских спортсменок. На Олимпиаде художественная гимнастика тогда не была представлена, главными соревнованиями считались чемпионаты мира и Европы. На церемониях награждения там попеременно исполнялся советский или болгарский гимн.

На соревнования в Варшаву полетела главный тренер сборной Джульетта Шишманова, воспитавшая несколько поколений чемпионок. Для тогдашней Болгарии она как Ирина Винер для современной России.

33a758c53877d08155c6818cef73315a.jpg
Джульетта Шишманова и ее воспитанницы.

Вместе с Шишмановой отправились в последний полет две помощницы и три гимнастки, среди них двукратная чемпионка мира Румяна Стефанова.

Также в самолете находились мальчишки из юношеских национальных сборных по футболу и баскетболу

Авиакатастрофа Ту-134 с известными спортсменами на борту стала крупнейшей по количеству человек в истории Болгарии. Но почему она произошла?

К сожалению, ответа на это вопрос нет. В официальных архивах, открытых после крушения коммунистического режима в Болгарии ничего не соранилось.

Дело в том, что власти Народной Республики Болгарии не проводили официального расследования. Черные ящики объявлены утерянными. Причины крушения не выявлены. Виновных нет.

Обычно подобные инциденты в СССР и странах Восточной Европы просто замалчивались, но учитывая личности некоторых пассажиров и их международную известность, пришлось объявить официальные траурные мероприятия в Болгарии и Польше. Даже советские газеты опубликовали короткое сообщение ТАСС:

f4e3202af8ecac72522b30bbc359b8b4.jpg
Газета «Правда» 1978 №75

Сразу поползли различные слухи. Западные радиостанции выдвинули версию, что пассажирский самолет столкнулся в воздухе с военным самолетом ВВС Болгарии, либо был сбит по ошибке своей же ПВО.

Также есть версия, что опытный первый пилот сознательно направил машину в землю. По воспоминаниям коллег, он находился тогда в тяжелом психическом состоянии из-за семейных проблем.

7f0373c747e0dad35b5537c489082fe9.jpg
Памятник на месте крушения.

Нельзя исключать взрывное устройство на борту или попытку угона. И то, и другое неоднократно происходило в СССР и странах социализма, и тщательно скрывалось властями.

Тайна крушения борта не разгадана до сих пор и мало надежд, что когда-нибудь мы узнаем правду.