В конце апреля 1918 года на границе с Канадой американскими таможенниками был задержан возвращавшийся из России известнейший на тот момент журналист и политический деятель Джон Рид.
Обыск репортера дал неожиданный результат – вместо ожидаемой шпионской аппаратуры или пропагандистских материалов у Рида были обнаружены четыре крупных бриллианта, спрятанные в каблуках ботинок.
Джон Рид – не единственный, но самый известный американский журналист, освещавший большевистскую революцию в России. Он приехал в Санкт-Петербург летом 1917-го года и застал революционные события, смог познакомиться с многими членами нового правительства, включая Ленина, и даже участвовал в работе Наркомата иностранных дел в качестве переводчика. Его книга «Десять дней, которые потрясли мир» до сих пор остается классической документацией бурных петроградских событий, а в Америке она сделала Рида самой яркой звездой журналистики начала 1920-х.
В США Джон Рид считался радикальным журналистом, который бросался в горячие точки современной ему классовой войны и ярко освещал народные восстания в самых разных странах от Мексики до Ирландии.
Репортажи Рида об Октябрьской революции в Петрограде были опубликованы в американском социалистическом журнале «Массы». Рид был первым журналистом, кто вернулся в США с последовательным рассказом о том, что происходило в России, и рассказал об этом так, что воспламенил воображение американских левых. «Я видел будущее, и оно работает», — написал он.
Вот как американские СМИ характеризуют эффект от деятельности Рида:
«Рид нарисовал картину народной революции, народного восстания, свергнувшего коррумпированный старый режим и установившего новый общественный порядок, основанный на рабочем контроле. Рид симпатизировал большевикам, но не был пропагандистом, его статьи были основаны на наблюдениях из первых рук и тщательных отчетах. Он описал революционный порыв рабочих и крестьян, враждебность буржуазии и арьергардные действия старого режима, пытавшегося удержать власть. Это была захватывающая история, поразившая воображение читателей по всей территории США.»
Так вот, впечатленное репортажами Рида из России, американское правительство вообще не хотело выдавать ему въездную визу для возвращения, подозревая в вербовке журналиста большевиками. Поэтому и был инициирован тщательный обыск на таможне, результатом которого стали найденные в каблуках бриллианты.
Рида продержали под стражей несколько дней, в течение которых его допрашивали сотрудники спецслужб, считавшие, что он работает шпионом на российское правительство. Однако Рид утверждал, что бриллианты были подарены ему русским другом и что он не собирался использовать их в каких-либо противоправных целях.
Фото из дела Джона Рида, после задержания
Неясно, для кого предназначались бриллианты, поскольку Рид не выдал цель подарка. Иногда предполагают, что алмазы могли предназначаться для финансирования дела большевиков, поскольку известно, что Рид симпатизировал коммунистическому движению.
Самое удивительное, что Рида через некоторое время отпустили! Очевидно, поверив его словам, что эти бриллианты – его собственность и подарок от «русского друга». Дело в том, что в то время действовало специфическое законодательство: в соответствии с Законом о тарифах 1913 года все драгоценные камни, ввозимые в Соединенные Штаты, облагались пошлиной в размере 10% от их стоимости.
Дело Рида было передано в окружной суд, где Рид был признан виновным, но судья приговорил его к условному приговору, отметив, что Рид уже достаточно настрадался, будучи задержанным и осмеянным в прессе.
Защитники Рида апеллировали к тому, что он был далеко не единственным, кто тайно ввозил драгоценности в страну в нарушение Закона о тарифах, и что Рид являлся человеком со скромным достатком, кто пожалел крупной суммы для пошлины.
Интересно, что в целом авторитет Джона Рида не пострадал от этой истории, хотя власти старались очернить его как двойного агента и нарушителя. Возможно, обход таможенного законодательства в те годы действительно был в США чем-то распространенным и не осуждаемым, а требуемые большие пошлины казались нечестными.
Жаль, что не узнать, что за «друг» выдал Риду бриллианты и с какой целью, была ли это награда за его работу на Советы или передача для американских левых в помощь их борьбе. После освобождения Рид вернулся в Россию, где вскоре скоропостижно умер от тифа, в свои неполные тридцать три, и тайна бриллиантов осталась нераскрытой.
Похороны Джона Рида в Москве, октябрь 1920
Похоронен Джон Рид в кремлевской стене.