«Пом-пом». Большой брат
Первую в мире автоматическую пушку, в которой энергия отката использовалась для перезаряжания, изобрел тот же самый Х.С. Максим. В 1883 году он запатентовал 37-мм пушку. Принцип действия пулемёта и автоматической пушки был одинаков, да и внешне они отличались в основном размерами.
Англичане отказались от закупок автоматического орудия, тогда как воевавшие против них буры через посредников приобрели партию пушек. Буры эффективно использовали пушки Максима в качестве пехотного оружия, и именно они дали прозвище этому оружию «пом-пом» (из-за звука стрельбы), которое закрепилось за 37-мм орудием Максима.
Попробовав на вкус больших пулемётов, англичане также начали их закупать, за ними подтянулись и остальные европейцы.
В 1901 году Обуховский завод изготовил опытный образец 37-мм пушки Максима для Морского ведомства.
37-мм автоматическая пушка работала по тому же принципу что и пулемет Максима, являясь, по сути, его увеличенной версией. Добавлено устройство, поглощающее излишнюю отдачу – гидравлический буфер, снижена скорострельность до 250 выстрелов в минуту.
С началом Первой мировой войны автоматические пушки срочно потребовались для борьбы, как с пехотой, так и с врагом в воздухе. Против самолётов тех лет, сделанных из «палок и тряпок», попадание снаряда пом-пома было смертельным. Использование автоматических пушек было с обеих сторон фронта, как в зенитном варианте, так и наземном.
Морское ведомство России экстренно заказало Обуховскому заводу 120 37-мм пушек Максима, из которых 80 предполагалось сдать в 1917 и 40 – в 1918 году. Однако до конца 1917 года Обуховский завод не выдал ни одного автомата. Это связано, во-первых, с чрезвычайной конструктивной (разумеется, для того времени) сложностью, индивидуальной подгонкой деталей (многие из которых не были даже взаимозаменяемыми), а во-вторых, с большой загруженностью завода, изготавливавшего морские и сухопутные орудия калибром от 37 до 406 мм.
Сдача, а точнее – выдача, автоматов в части началась только в конце 1918 года, то есть участия в Первой мировой войне они не приняли, зато применялись во время Гражданской войны в России.
В самой Великобритании с началом войны решили, что автоматическая противосамолётная пушка должна стрелять дальше, быстрее и быть хоть немного, но попроще. Поэтому в 1914 году по заказу Королевского флота фирма «Виккерс» разработала упрощённую и более технологичную версию пушки «Максима-Норденфельдта» с более мощным снарядом – автоматическую 40-мм пушку «Виккерс» QF Mark II. Чертежи орудия были переданы (за деньги, конечно) союзникам.
Как Морское, так и Военное российское ведомство сразу заказали в Англии 40-мм автоматы системы Виккерса. Причем первому требовались автоматы на тумбовых станинах, а второму – 16 зенитных автоматов, установленных на бронеавтомобилях, и 4 автомата на полевых колесных лафетах системы Депора.
К концу 1916 года по двадцать 40-мм автоматов Виккерса (из морского заказа) состояли на вооружении Черноморского флота.
И в том же году Морское ведомство выдало Обуховскому заводу заказ на изготовление 60 качающихся частей 40-мм автоматов Виккерса. До конца мая 1917 года было отправлено в Ревель 12 качающихся частей. Тумбовые установки для них изготовили мастерские «Крепости Петра Великого».
После Гражданской войны на заводе «Большевик» (бывший Обуховский завод) были предприняты усилия по восстановлению производства. Разработали новый станок. Но производство оставалось практически кустарным, с индивидуальной подгонкой деталей и соответствующим качеством.
Также решили на базе наиболее простого 40-мм автомата Виккерса разработать автоматическую пушку, пригодную для серийного выпуска на имеющемся оборудовании, к тому же с более высокими характеристиками. А чтоб улучшить баллистику, не утяжеляя артсистему в целом, с 40 мм перешли на более привычный для России калибр 37 мм. Так появилась 37-мм автоматическая пушка обр. 1928 г.
На первых испытаниях выяснилось, что точность стрельбы упала по причине неудачной геометрии снаряда и требуется доработка. К тому же и сама автоматика работала не идеально…
И, прикрываясь большой загруженностью по разработке орудий большого калибра, а также выпуском тракторов и танков, завод «Большевик» добился передачи доработки и производства автоматического орудия на другой завод, никогда прежде автоматическими орудиями не занимавшийся. Этот завод носил имя «товарища Калинина» и находился в Подлипках.
Автомату присвоили индекс 11-К. В начале 1930 года для пушки обр. 1928 г. инженером завода «Большевик» Упорниковым был спроектирован колесный лафет, получивший заводской индекс Б-5. Кстати, в некоторых документах так называли и всю систему.
В походном положении лафет имел двухколесный ход, а в боевом положении ход отделялся и раздвигались три трехметровые станины, на сошники которых и опирался лафет.
На 1929 год заводу № 8 выдают заказ на 50 автоматов для флота. Только в 1932 году было предъявлено 5 автоматов на испытания, но стрелять нормально автоматы не захотели. Так и не удалось ни в 1932 г., ни в 1933 г. сдать ни одного автомата 11-К.
В Великобритании же после Первой мировой автоматическая пушка Виккерса продолжала выпускаться серийно и использовалась на флоте, в армии, и поставлялась на экспорт. Пушка получила новые снаряды и металлическую ленту взамен тканевой. Окончательно «пом-помы» исчезли как действующее оружие только после окончания Второй мировой войны.
Пасынки «русского» максима
В ноябре 1918 г. в Европе появилось новое старое государство – II Rzeczpospolita, она же республика Польша. Одним из основных типов пулеметов, изначально используемых новой польской армией, был пулемёт Максима обр. 1910 г. под русский патрон или, как называли его поляки – Karabin maszynowy Maxim wz.1910.
После принятия в 1922 г. калибра 7,92×57 мм Mauser в качестве стандартного боеприпаса для винтовки в Польше были предприняты попытки адаптировать пулемет wz.1910 для стрельбы этим патроном. Результатом этих работ стал Maxim wz.1910/28 с боеприпасами калибра 7,92 мм. Для модернизации использовались части пулеметов MG08.
Однако не все пулемёты поверглись переделке – 400 штук было продано недавно избавившейся от российской оккупации Финляндии. Остальные 2 000 пулеметов после переделки под немецкий патрон были направлены во второстепенные части и на склады, а в 1937 году проданы Испании.
После провозглашения независимости Финляндии в 1918 году до 600 7,62-мм пулемётов Максима образца 1910 года поступило на вооружение формирующихся частей финской армии и получили наименование Maxim m/1910.
Данный тип пулемёта стал основным станковым пулемётом финской армии. В дальнейшем Финляндия скупала эти пулемёты, где могла – в Польше, Германии, Италии. Также было организовано производство пулеметов Максим на заводе Tikkakoski.
Пулемёт подвергся небольшой модернизации – была произведена замена прицельных приспособлений, еще финны отказались от щита. Часть пулемётов получила вместо станка Соколова треножной станок собственной разработки M/21. Он был разработан на базе немецкого экспортного довоенного станка (того самого, швейцарского образца).
В отличие от немецкого образца, финская конструкция имела ручки (металлические петли) на передних ножках треноги, а его более длинная третья ножка имела телескопическую конструкцию, что позволяло регулировать его длину. Эта тренога также могла быть оснащена зенитным адаптером, что позволяло использовать пулемёт как зенитный.
К началу 30-х годов финских военных перестала устраивать используемая холщёвая лента к пулемёту. Оригинальные тканевые ленты для боеприпасов на 250 патронов ограничивали как максимальную скорострельность, так и оказались проблематичными в некоторых случаях – в мокрую, влажную и холодную погоду. В морозную погоду тканевая лента могла сначала намокнуть, а затем замерзнуть.
Поэтому в апреле 1931 года известному уже оружейнику Аймо Лахти было выдано задание разработать модификацию пулемета Maxim под металлическую нерассыпную ленту. Аймо Лахти сконструировал металлическую ленту на основе отдельных звеньев типа Prideaux, но не рассыпающейся за счет постоянной связи между гнёздами. Эта нерассыпная металлическая лента была запатентована в Великобритании 12 октября 1933 года.
Сам пулемёт под новую ленту получил наименование Maxim М/32. Кроме нового лентоприёмника, пулемёт получил широкую горловину кожуха, позволяющую наполнять кожух не только водой, но и снегом, и ускорительный механизм (в задней части ствольной коробки), и новый надульник, что позволило увеличить темп стрельбы до 850 выстр./мин.
По всей видимости, финский Maxim М/32 является одной из лучших модификаций пулемёта «Максим».
Воздушный брат
В 1923 году в СССР начались разработки первых советских истребителей. Для вооружения самолётов была закуплена партия пулемётов «Виккерс» с воздушным охлаждением, но данные пулемёты использовали британские патроны, и сразу же было решено, что требуется свой пулемёт с воздушным охлаждением и ленточным питанием.
В том же году работу по переделке пулемета «Максим» в авиационный начал лётчик и авиаконструктор Московского авиационного завода А.В. Надашкевич. Первоначально эта работа велась на заводе «Авиаработник», а с 1924 г. – на Тульском оружейном заводе. Большую помощь конструктору в этой работе оказали инженеры П.П. Третьяков и И.А. Пастухов, принимавшие непосредственное участие в модификации изначального «Максима» еще в 1910 г., а также С.А. Ярцев.
В конструкции Надашкевича была сохранена автоматика «Максима» (использовалась энергия отдачи при коротком ходе ствола). Авиационный пулемет отличался от станкового меньшим весом, достигнутым за счет обточки и укорочения ствола, введением воздушного кожуха. Спусковой механизм был приспособлен для синхронной стрельбы. Для увеличения темпа стрельбы пулемета уменьшен диаметр втулки надульника и введена буферная пружина, сообщавшая дополнительную скорость подвижной системе при движении ее вперед и принимавшая на себя удар при ее отходе.
В результате конструктивных изменений, введенных в пулемет, темп стрельбы повысился с 600 до 750 выстрелов в минуту.
Изначально предполагалось использование рассыпной металлической ленты, по типу английской, однако часть пулемётов первых выпусков шла под стандартную холщёвую ленту. И только с 1930 года стала полностью использоваться рассыпная металлическая.
Полигонные испытания пулемета Надашкевича ПВ-1 (пулемет воздушный первый) были начаты 19 мая 1926 г. Спустя полгода, 15 ноября 1926 г. Артиллерийский комитет, рассмотрев результаты испытаний, принял представленный образец для снабжения Военно-воздушных сил РККА.
Пулеметы ПВ-1 устанавливали на самолетах для стрельбы через винт с неподвижных установок, а вне плоскости вращения винта – с неподвижных или ограниченно подвижных установок.
Первые серийные пулеметы ПВ-1 имели стволы с укороченной дульной частью для снижения веса, но 24 августа 1930 г. начальник Артиллерийского управления РККА Г.И. Бондарь обратился к начальнику вооружений РККА с предложением о стандартизации пулеметных стволов. Заместитель председателя Реввоенсовета СССР И.П. Уборевич утвердил переход на изготовление (начиная с 1931 г.) пулеметов ПВ-1 со стволами пулемета «Максим».
Разработка истребителя И-4 с двумя огневыми точками для удобства размещения на самолете потребовала создания пулемета с подачей ленты слева направо. Первая партия таких пулеметов в количестве десяти штук была изготовлена в 1929 г. В декабре 1929 г. после испытаний пулеметы с левой подачей ленты были приняты на вооружение. С 1930 г. началось их производство.
Тогда же была разработана ещё более лёгкая модификация пулемёта под индексом А-2. Короб пулемёта стал смешанной конструкции – часть стальных деталей заменили дюралюминиевыми. Кожух ствола также стал дюралюминиевым.
Все изменения конструкции привели к снижению массы пулемёта почти на 2 кг при сохранении остальных характеристик. Пулемёт производился некоторое время, но в дальнейшем был снят с вооружения, так как было признано, что усложнение и удорожание конструкции при данных характеристиках себя не оправдывает.
Всего в 1927–1939 годах было выпущено почти 18 тысяч единиц ПВ-1. В 1940 году, в связи с переходом на более современные образцы более крупных калибров и снятием с вооружения моделей самолётов, на которые устанавливался ПВ-1, производство пулемёта было прекращено.
В период Второй мировой войны, кроме вооружения самолётов У-2, строенные ПВ-1 использовались в выпускавшихся в Тамбове зенитно-пулемётных установках конструкции Н.Ф. Токарева, в том числе для противовоздушной защиты советских бронепоездов.
В 1942 году оружейный завод в Златоусте начал установку оставшихся на складах хранения ПВ-1 на колёсные станки образца 1910 года конструкции А.А. Соколова (других не было). При этом у пулемёта менялся лентоприёмник на стандартный максимовский, под холщёвую ленту, и снималась буферная пружина для предотвращения отказов по вине ленты при повышенном темпе стрельбы. В пехотные части Красной армии было поставлено 3 009 станковых пулемётов.