30 марта 2021

Партизанский «автомат» Темякова – Менкина ТМ-44

Оружие, о котором пойдет речь, было сконструировано партизанами Я. Темяковым и Я. Менкиным и серийно производилось в кустарных условиях. По современной классификации его следовало бы называть пистолетом-пулеметом, однако авторы и эксплуатанты называли его автоматом; под этим обозначением оно фигурирует и во всех официальных документах.

Яков Темяков, уроженец Саратова, проходил службу в рядах РККА в должности танкового техника. Танковый батальон, в котором он служил, отбил шестнадцать атак противника, но попал в окружение. При попытке прорыва Темяков был контужен и попал в плен. Вместе с группой красноармейцев он совершил побег из Слуцкого лагеря и вскоре примкнул к партизанскому отряду им. Котовского.

Янкель Менкин, уроженец Старобина, работал киномехаником. В 1941 году оккупационными властями он был помещен в еврейское гетто в дер. Ленин Гомельской области. В начале 1942 года он свершил побег и вступил в партизанский отряд «товарища Комарова» (Василия Захаровича Коржа); вскоре на основе этого отряда был создан партизанский батальон им. Буденного, в который вошел и отряд им. Котовского.

В отряде Менкин занимался ремонтом неисправного оружия, одалживая инструменты в сапожной мастерской. В апреле 1943 года на пепелище сожженной кузницы партизаны смогли найти два напильника, три сверла и ножовку по металлу. С этим скудным набором инструментов Менкин совместно с Темяковым приступили к кустарному производству оружия. Вначале за образец ими был взят ППШ, однако вскоре они перешли на ППД, как более приспособленный к кустарному изготовлению. Командование отряда, видя реальные успехи, выделило отдельную землянку для мастерской и привлекло к работе новых мастеров; для поиска и захвата инструментов снаряжались экспедиции. Вскоре мастерская обзавелась тисками, кузнечным горном, сверлильным и токарным станками, переделанными под ручной привод.

В начале 1944 г. Темяков и Менкин разработали автомат собственной конструкции, получивший обозначение ТМ-44. Конструктивно это была компилляция технических решений MP-38/40 и ППШ. Схема автоматики в целом аналогична ППШ: свободный затвор с жестко закрепленным ударником, стрельба ведется с заднего шептала. Питание патронами 7,62х25 ТТ осуществляется из секторного магазина ёмкостью 30-35 патронов. Режим огня — только автоматический, предохранительных устройств на большинстве автоматов ТМ-44 нет, на других — ползун на рукоятке затвора по образцу ППШ. Для изготовления автоматов использовалось всё, что было под рукой: обрезанные стволы от винтовок Мосина и пулеметов ДП, водопроводные трубы и рамы велосипедов для изготовления кожухов и деталей приклада. Пружины использовались навитые из строп сбитого аэрозонда и перевитые — из самолетного сидения. Затворы делались из любых цилиндрических деталей: от вала мельницы до осей разбитых немецких броневиков. Части спускового механизма вырезались из железной бочки, накладки рукоятки делались из коровьего рога. По сравнению с MP-38/40, автомат белорусских партизан был значительно длиннее и тяжелее, ход затвора был больше (никаких пневматических замедлителей, само собой, не было).


Всего из 113 изготовленных в мастерской единиц оружия 45 составляли ТМ-44. Автомат под номером 1 принадлежал командиру батальона им. Буденного Герою Советского Союза «товарищу Комарову» (В.З. Коржу); сейчас он хранится и экспонируется в Белорусском музее ВОВ в Минске.
Также ТМ-44 можно увидеть в ЦМВС в Москве и Музее ВОВ в Киеве (принадлежал Д.И. Бакрадзе). На сегодняшний день сохранилось не менее пяти уникальных автоматов.

Автор: Евгений Беляков












Как в партизанском отряде создали самодельный пистолет-пулемет уникальной конструкции

Месть ручной сборки

Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны тесно связан с началом собирания коллекции уникального самодельного оружия. Когда-то сотрудникам музея пришлось немало потрудиться, чтобы найти и сохранить раритеты белорусских партизан, добиться того, чтобы их коллекция — 62 единицы самобытного оружия — получила статус историко-культурной ценности категории «1». Теперь мы можем с экспонатами легко познакомиться в музее. А сегодня — с одним из «бойцов» того времени, пистолетом-пулеметом ТМ-44. 

Галина СКОРИНКО: «Мы горды тем, что у нас есть такой экспонат».

Высший класс

Проводником в историю лесных оружейных мастерских станет заместитель главного хранителя фондов Белгосмузея истории Великой Отечественной войны Галина Скоринко, которая с 1974 года открывает посетителям важные страницы прошлого. Еще до нашего прихода на стол у входа в хранилище она положила документы, книгу «Партизанское оружие» и, главное, пистолет-пулемет. Он сделан бойцами партизанского отряда имени Г.И. Котовского, бригады имени С.М. Буденного Пинского партизанского соединения: Янкелем Менкиным и Яковом Темяковым. С последним она встречалась в музее.

— Это самодельное оружие неповторимое. Оно удивляло тогда, ошеломляет сейчас, — Галина Васильевна пролистывает каталог «Партизанское оружие» на нужную страницу и указывает на пистолет-пулемет ТМ-44. — Когда в начале войны в Белоруссии шли оборонительные бои, было организовано сопротивление. Население тогда же стало собирать оружие, часто разбитое, знали — все может пригодиться. 



И правда: партизанские отряды разрастались, а снабжения оружием не было. Потому выделяли людей, которые работали с техникой: они могли отремонтировать оружие. 

— Партизанские оружейные мастера по образцу пистолета-пулемета Шпагина (ППШ), самого простого штампованного оружия, начали изготавливать свои автоматы — так они называли все пистолеты-пулеметы, —с вдохновением рассказывает Галина Васильевна. — И знаете, что самое интересное? У многих мастеров-оружейников отрядов в разных концах страны одновременно возникла мысль: «А что, если сделать свое оружие?» Это был действительно высший класс — создать свой пистолет-пулемет.

Яков и Янкель

Перед нами несколько пожелтевших листов письма. Дата — 13 октября 1959 года. На них подпись Якова Темякова — мастера, который владел слесарным и токарным делом, досконально знал стрелковое оружие: «Мои личные воспоминания из прошлого как участника партизанского движения в Белоруссии». 

Родился он в 1916 году в Саратове. В 1937 году был призван в ряды Красной Армии, а уже в 1940-м, по окончании Киевского военного танкового училища в звании военного техника второго ранга, его направили в Гродно: «Тут и захватила меня война». На участок, где занял оборону танковый батальон, в котором служил Яков Темяков, гитлеровцы бросили все силы. Лишь за один день, 22 июня, батальону пришлось отразить 16 атак! В августе Яков был контужен под Минском, схвачен и брошен в слуцкий лагерь для военнопленных. В ноябре бежал и позднее оказался в партизанском отряде Василия Захаровича Коржа (тогда он носил псевдоним Комаров). Со временем отряд Коржа стал одним из крупнейших партизанских соединений, действовавших на территории Пинской области. Но всех партизан надо было снабдить оружием, а где его взять? Яков Иосифович пишет: «Я внес предложение не довольствоваться только трофейным оружием, а организовать его изготовление на месте, своими силами». И командование дало добро. Напарником Якова стал Янкель Менкин, уроженец Старобина, который до войны работал в службе кинофикации, попал в Слуцкое гетто и сумел оттуда сбежать в партизанский отряд. Там в 23 года создал свою мастерскую: занимался неисправным оружием, инструменты для работы брал в сапожной мастерской. Вместе они изготовили по одному самодельному автомату типа ППШ. Но для налаживания массового выпуска необходима была большая оружейная мастерская и помощь бойцов, разбирающихся в стрелковом оружии. 

И вот в начале 1943 года в лесу оборудовали землянку под мастерскую, собрали группу из 8 человек, обзавелись слесарными инструментами, кузнечным горном, тисками, сверлильным и другими станками, сами наладили обжиг древесного угля. Здесь сделали более сотни пистолетов-пулеметов ППШ-41 и ППД-40, отремонтировали множество оружия. Затем зародилась идея сконструировать новый автомат, который бы превосходил боевые характеристики ППШ и ППД. 

Пистолет-пулемет системы ТЕМЯКОВА-МЕНКИНА образца 1944 года представляет собой автоматическое ручное огнестрельное оружие.

Яков Иосифович пишет: «Вскоре я достиг цели. Сконструированный и изготовленный мной автомат был легче на 25 процентов, чем ППШ. Интервалы между выстрелами были увеличены против ППШ в 1,5 раза. Из-за особой конструкции затвора и отдающей пружины автомат был надежный в работе и действовал без единого случая отказа». Так на свет появился пистолет-пулемет Темякова-Менкина образца 1944 года. Конечно, многое в нем было от «прародителей». Исследователи отмечают, что оружие создано после изучения разных систем, в том числе трофейного пистолета-пулемета МР-38/40 системы Фольмера. Однако важнейший узел — затвор — разработан под влиянием отечественного ППШ-41. 

Галина Васильевна показывает сохраненное описание списка частей, из которых изготавливали некоторые из ТМ-44: «Из старых, негодных к езде велосипедов, велосипедных рам, из водопроводных труб — кожух автомата. Затвор из вала мельницы. Спусковой механизм из железа старой бензиновой бочки. Ствол из дефектной винтовки с разрушенным стволом. Пружины из тросов трофейного немецкого воздушного шара. Дюралюминиевые накладки из сбитого немецкого самолета. Щечки из рога крупного рогатого скота». Последняя часть — это накладки рукоятки, их делали из коровьего рога. Когда смотришь на раритет, не верится, что он сделан кустарным способом. Может, слегка выдают резные накладки на рукояти с изображением пятиконечной звезды. Кстати, а кто воевал с этим оружием? 


Коржу и Войцеховичу,  Ворошилову и Пономаренко

ТМ-44, который держу в руках, это пистолет-пулемет № 1. Изготовили его 1 мая 1944 года. На правой части коробки ударно-спускового механизма надпись: «На память нашему генерал-майору Комарову В.З. от коллектива мастеров п/о имени Котовского. 1.5.44», на левой — «Смерть немецким захватчикам». То есть первым получил уникальный партизанский автомат Василий Захарович Корж — командир партизанского отряда, генерал-майор, Герой Советского Союза, который сыграл значительную роль в освобождении Белоруссии, как и его Пинское партизанское соединение. Свой ТМ-44 он передал в музей в 1949 году. Его можно увидеть в оружейной мастерской в зале музея. 

В хранилище имеется еще один ТМ-44, подаренный секретарю Пинского обкома КП(б)Б Сергею Григорьевичу Войцеховичу, который он передал музею в 1946 году. Интересный факт: Темяков и Менкин также отправили пистолеты-пулеметы в подарок маршалу Советского Союза Клименту Ефремовичу Ворошилову и первому секретарю ЦК КПБ, начальнику Центрального Штаба партизанского движения Пантелеймону Кондратьевичу Пономаренко. 


— Пантелеймону Кондратьевичу Пономаренко оружие показалось настолько удачным, что в ответной телеграмме от 21 июня 1944 года он предложил передать его в музей Отечественной войны, — зачитывает телеграмму Галина Васильевна. — К сожалению, где сейчас находятся эти автоматы, нам неизвестно. 

А какова судьба мастеров? О Янкеле Менкине известно вот что: он со своей женой Любовью Рабинович, которая также была с ним в партизанском отряде, после войны жил в Микашевичах. В 1991 году семья Менкиных выехала в Израиль и поселилась в Тель-Авиве. Яков Темяков после войны вернулся в Саратов. В письме 1959 года к нашему музею сообщал, что он работает мастером на саратовской фабрике игрушек: «Если в период войны мне приходилось делать «игрушки», от которых нашли себе смерть гитлеровцы на полях Белоруссии, то в настоящее время тоже занят изготовлением игрушек, но только уже настоящих — для наших советских детей».