23 марта 2021

Пятьдесят один день в океане.

2-е ноября 1942 года. Место действия - Атлантический океан. 1000 миль (1600 км) от африканского побережья и 500 миль (800 км) от острова Св. Елены. До Бразилии 2000 миль. (3200 км) В этой самой географической точке немецкая субмарина U - 68 торпедировала британский торговый корабль "Город Каир" (SS City of Cairo).

Этот пароход был мобилизован во время Второй мировой войны, для осуществления перевозок колониальных товаров и пассажиров в Соединенное Королевство. 1-го октября 1942-го судно вышло в свой последний рейс из Бомбея. 



Путь лежал через порты Дурбан, Кейптаун и Пернамбуку (Бразилия). 
Корабль покинул Кейптаун в 6 часов утра 1 ноября. На борту кроме экипажа находился 101 пассажир, в том числе 28 женщин и 19 детей. Военный транспорт был вооружен орудиями для защиты от вражеских подводных лодок и доукомплектован двумя запасными экипажами из числа ласкар (так звали индийских моряков, служивших на британских кораблях). Корабль вез 7422 тысяч тонн грузов, в том числе чугун, древесину, шерсть, хлопок, марганцевую руду и 2000 ящиков с...Впрочем, их содержимое было государственной тайной.


Вечером 6-го ноября 1942 года "U - 68" атаковала "британца". Торговое судно во время движения оставляло за собой густой дым и именно так немецкие подводники заметили цель. А дальше оставалось только догнать жертву и поразить её.
"Город Каир" медленно стал погружаться. Капитан отдал приказ спустить шлюпки и всем покинуть корабль. Добровольно остался радист Гарри Пеевер, что бы до последнего подавать сигнал бедствия.
Повторюсь, "Город Каир" тонул медленно, но после того как в него попала вторая торпеда, обреченное судно скрылось в волнах.


предположительно лежащий на океанском дне винт от второй торпеды

На океанской глади остались шесть шлюпок, до отказа заполненных людьми - пассажирами и моряками.
И тут послышался шум, и на поверхности появилась немецкая субмарина. Капитан Мертен спросил у находившихся в ближайшей спасательной шлюпке людей про название судна, вид груза и были ли на борту военнопленные. 



капитан Мертен

Затем он сообщил, что ближайшая к ним земля это остров Святой Елены, показал направление и замолчал. Он смотрел на британцев и индийцев, а они на него.
А затем Мертен произнес фразу, навсегда вошедшую в историю Второй мировой войны.
----------“Спокойной ночи. Сожалению, что потопил вас”----------------------
"U -68" взяла курс к берегам Западной Европы. А в шлюпках, утром следующего дня был устроен "совет". Так как в момент гибели корабля с собой взяли немного воды и еды, запасов должно было хватить ненадолго. Спасение могло прийти только при появлении корабля одной стран антигитлеровской оси.




Выжившие подсчитали, что они должны добраться до острова Св. Елены через две-три недели. Был установлен норматив расходования питьевой воды - 110 миллилитров в сутки, и это в условиях тропической жары!
Семь дней спасательные шлюпки находились рядом друг с другом. Но потом начался шторм и группа утлых судёнышек была рассеяна.
Что было потом? 
В течение следующих трех недель одни лодки были обнаружены военными и торговыми судами, а другие исчезли. Погибли 79 членов экипажа, три артиллериста и 22 пассажира. Капитан и 154 выживших были доставлены спасшими их кораблями на остров Святой Елены. 47 человек с "Каира" высадили в Кейптауне.
Очень долгое время ничего не было известно о шлюпке № 4. В ней находились индийские и британские моряки и женщина - пассажир. её звали Маргарет Гордон. Вместе со своим мужем, Кроуфордом Гордоном она направлялась в Великобританию.



Супруги Гордон. Фото сделано после свадьбы

Путь был неблизким. "Город Каир" развивал всего 10 узлов и эта восьмитысячетонная махина из Кейптауна следовала в сторону Бразилии, а затем корабль должен был, прижимаясь к побережью Америки дойти до канадского Галифакса и войти в состав одного из военно-транспортных конвоев направлявшихся в Англию. Очень, очень неблизкий был путь. Но что случилось с пароходом, вы уже знаете.
Когда пассажиры и команда спешно грузили в шлюпки теплые вещи, продукты, воду и рассаживались в них, Маргарет Гордон и её муж Кроуфорд разминулись. 



В последний момент он и еще несколько человек прыгнули в последнюю лодку, но водоворот от тонущего корабля затянул их. Так Маргарет Гордон стала вдовой. Горе? Несомненно. Но эта женщина оказалась сильнее многих мужчин. Впрочем, обо всем по порядку.
Англичанка оказалась 21-футовой лодке № 4, где руководство над всеми, кто оказался в ней взял третий помощник капитана Джеймс "Нокер" Уйат. Ему тогда было всего 25 лет. В свои 32 года Маргарет Гордон была самой старшей на лодке, на год старше «Солли» Соломона, моряка, одного из шести европейцев - моряков и пассажиров с "Каира", плюс еще 10 ласкаров" , - Indian Cabin Crew. Итого - 16 человек. Пятнадцать мужчин и женщина.
Чтобы быстрее добраться до острова Святой Елены "экипаж" шлюпки смастерил и поднял импровизированный парус.
Питание было весьма скудным. Все, что успели погрузить, когда тонуло судно, в шлюпку, это 2 бочонка и 2 бака с водой, банки с сухим печеньем, пеммикан - разновидность сушеного мяса, некогда традиционная морская еда, а так же шоколад и молочные таблетки Horlicks.



Ежедневный рацион на одного человека состоял примерно из 2 ложек воды, одного печенья, одной чайной ложки пеммикана, одного кусочка шоколада и таблетки Horlicks в полдень; а вечером - печенье, шоколад и пеммикан. 
Маргарет Гордон позже писала - «Было очень приятно лакомиться шоколадом, а вот, что касается остальных порций продуктов - их было невероятно трудно есть, если учесть скудную дозу воды, которая выдавалась для этого"
В шлюпке было шесть одеял и несколько теплых вещей.
Чтобы вычистить верхнюю одежду Маргарет предложила намочить её в океанской воде, "прополоскать" а затем высушить, повесив на край борта. Несколько мужчин в лодке были без обуви- не успели обуться, когда покидали каюты и англичанка сшила для них мокасины из парусинового чехла. Оставшиеся куски чехла пошли на изготовление шляп от солнца. Для этого Маргарет использовала шпагат.
Когда люди оказываются посреди океана и все, что им остается это просто ждать помощи, крайне важно сохранить присутствие духа.
Помните в "Пиратах 20 века" момент, когда один из уцелевших моряков в шлюпке начинает бриться?? Так вот Маргарет всячески "пропагандировала" ежедневную чистку зубов.
Она выяснила, что полоскание рта морской водой непосредственно перед употреблением свежей воды не вызывает жажды. Надо полагать, будучи женщиной она не забыла захватить при крушении судна свою косметичку.

И вот теперь ей очень пригодился крем Elizabeth Arden для лечения солнечных ожогов. Ну, а тем кто хотел бы знать как он выглядит, для этого у нее было небольшое зеркало. все-таки она была настоящей леди.
Первые ночи, как только в океане скрывалось солнце, становилось холодно. Чтобы не пропустить - вдруг вдали покажется корабль, было установлено дежурство. Офицер Уайт и еще два моряка посменно находились у руля.

Привычная для Второй мировой сцена. Немецие подводники "общаются" с членами экипажа потопленного корабля.
И вновь строки - воспоминания Маргарет Гордон.
«Теперь мы приспосабливались к рутине жизни в лодке. Двое из 16-ти уже ранее попадали в подобные передряги. их суда после торпедирования утонули. Но их и спасли почти сразу. поэтому никто из нас не имел никакого понятия - что нам делать, чтобы поддерживать себя в форме, за исключением того, что у нас были инструкции о том, как массировать ступни и ноги рыбьим жиром… И вот, что еще - мы были уверены, что должны стараться есть как можно больше и никогда не пить соленую воду ».
Позднее, когда была издана книга о пассажирах "Города Каир", ее автор писал - «в лодке не было никого сильнее, чем Маргарет. Она не была критичной и не жаловалась ».
Офицер Джеймс Уайт восхищался ее хладнокровием и способностью адаптироваться. Оказавшись фактически запертыми в шлюпке посреди водной глади люди были вынуждены кто как мог убивать время.
Маргарет потом записала в своем письме - отчете матери, что «Однажды они сделали рыболовный крючок и вертушку из старой жести, но веревка была почти вся сгнила, и первая рыба просто улетела вместе с леской, крючком. Что-то почитать было бы находкой, но не было ничего, кроме некоторых бумаг, которые у нас со Спарки (Хамфризом, электриком с судна "Город Каир") были в наших сумках ».
«В один прекрасный теплый день я и остальные моряки, мы действительно получили удовольствие. Мы по одному, крепко держась за борт лодки , опускались в воду в нижнем белье. Это было чудесно освежающе и пошло всем нам на пользу ».
Через одиннадцать дней после гибели пассажирского корабля, спасательные шлюпки причалили к берегу острова Святой Елены. 
Но это счастье миновало обитателей четвертой лодке. У них кроме того не было средств навигации. Офицер Уайт подсчитал, что они должны находиться неподалеку от Святой Елены, но полагал, что они могут потратить драгоценные дни на бесплодные поиски острова. 
«Речь шла о том, чтобы продолжить плавание в поисках Святой Елены, что было все равно, что искать иголку в стоге сена или повернуть на запад по ветру и плыть к побережью Южной Америки». напомним, это примерно в 2250 милях от места гибели транспорта..
Посовещавшись, они приняли судьбоносное решение продолжить путь. 
Маргарет позже написала, что «Уйат сообщил всем остальным на борту - Клянусь, я собираюсь плыть на этой лодке в Южную Америку,. И когда я думаю о безрассудстве, с которым мы сделали этот выбор, я не думаю, что кто-либо, кроме моряка Джеймса, понял, что он влечет».
В тот же день шлюпке освободилось место


Один из индийцев умер от обезвоживания и перенесенных лишений.
Другой скончался на следующий день, а третий - на следующий день, «и к концу недели они (ласкары) ушли все, кроме одного». Маргарет написала. Но «он долго не мог оставаться в одиночестве, поэтому однажды он выбросился за борт».



Индийские моряки ласкары

Вера индейцев в загробный мир никогда не ослабевала, равно как и их товарищеские отношения. По словам писателя Ральфа Баркера, «даже когда европейцам казалось очевидным, что жизнь вымерла, выжившие азиаты, многие из которых сами были при смерти, растратили свой драгоценный водный паек на смачивание ртов и ноздрей трупов в тщетной надежде оживить их. "



Опасаясь, что она умрет раньше остальных, Маргарет записала все имена и адреса моряков оставшихся в шлюпке и сохранила всю информацию в небольшом дневнике, который она вела во время странствий в океане. Здесь же она вела счет дням.
Однажды на странице появилась запись «Некоторые ребята начали падать духом и потеряли надежду. Они лгали весь день и отказывались делать что-либо или есть что-нибудь, потому что это усиливало их жажду». 
Пассажир с "Города Каир" Билл МакГрегор имел ранения, полученные до этого в ходе Второй мировой. Ему было труднее всего. Большую часть времени он лежал в носовой части шлюпки.
«Мне понравился Билл, мы немного разговаривали, и он рассказывал мне о своей жене и ребенке дома, но я ничем не могла ему помочь, кроме как помассировать его ноги и облегчить в них спазмы».
«Мужчины продолжали просить бренди». Поскольку оставшиеся в 4-й лодке люди начали быстро ослабевать, водный паек был удвоен.
Джеймс и Маргарет пытались убедить остальных поесть, смешивая сухой паек с водой. 
Через восемнадцать дней скончался Фредди Пауэлл, еще один член "каирской" команды, и « это повергло всех нас в глубокую печаль. Никто не знал молитв о погребении, поэтому мы все произнесли молитву «Отче наш», когда они подняли его за борт. Это было лучшее, что мы могли сделать ». 
Билл Пирри, еще один член экипажа, начал терять зрение, поэтому «Кнокер научил меня управлять по компасу, и я помогала ему дежурить днем». 
Потом самодельный парус сломался, но Джеймс починил его кусками ткани. Он сделал новый румпель и поставил новые фалы. Чтобы придать шлюпке большую скорость, он сделал еще один импровизированный парус и прикрепил его к веслу. 
Маргарет писала, что это было «громоздко и сложно в обращении» , но было удивительно видеть силу, которую Джеймс Уайт мог еще собрать, чтобы делать эти вещи, когда все остальные были слабыми и беспомощными. Он просто был полон решимости плыть на лодке и куда-нибудь добраться ».
28 ноября 1942 -го Билл МакГрегор внезапно пришел в ярость, затем прыгнул за борт. Он успел позвать на помощь, но вытащить его не успели - он почти сразу исчез в волнах.
Еще через шесть дней, уже наступил декабрь, умер Билл Соломон, пассажир с "города Каир". Ему был 31 год.
В шлюпке осталось 4 человека. Маргарет записала " Только мы с Уайтом несем дежурство. двое остальных беспомощно лежат под одеялами. На все предложения немного поесть, следовал отказ. Ночью мы с офицером Уайтом спим посменно, он три часа, потом я и снова он." 



Неся вахту Маргарет подобно викингам держала курс по звездам. А когда звезд было не видно, в качестве ориентира использовалась Луна. Когда женщину сменял Уайт, она сразу засыпала. Сон был необходим, чтобы сберечь силы.
Вот еще одна из записей британки - «Некоторые ясные тропические ночи были просто прекрасны. Звезды были яркими и мерцающими, а лодка, казалось, неслась намного быстрее в темноте. Сириус, собака-звезда, ярко сиял за кормой, и к утру мы плыли прямо по пути Луны .
После долгого ночного дежурства наступающий рассвет дарил надежду и было просто чудесно видеть солнечный свет, возникающий за сплоченными грядами облаков на востоке. Я чувствовала себя очень одинокой. казалось, что я единственное живое существо, бодрствующее посреди темной поверхности волн и полностью отданное на их милость в нашем хрупком корабле, жалком пятнышке в океане, с огромной аркой неба над головой, пронизанной светлой надеждой нового дня. И все же казалось, что на нашем пути должна быть какая-то Сила, направляющая и защищающая нас ».
К середине декабря, после пяти недель в дрейфе, Маргарет была крайне слабой, но продолжала "держаться". Конечно, насколько это было возможно. У всех четверых ухудшилось зрение, потемнели ногти, появились проблемы со слухом и приходилось кричать друг другу. 
Для поддержания морального духа «мы занялись расчесыванием волос и уборкой. Джеймс очень гордился своей бородой, которая делала его похожим на елизаветинского морского волка ».
Это было, как писала Маргарет, «странное существование ... ... мы были не очень-то дружелюбны, потому что не могли говорить больше, чем нужно» - это было слишком утомительно, - и когда один сидел за румпелем, другой обычно пытался уснуть. . ' 



В одну из звездных ночей Маргарет и офицер Уйат стали на память вслух читать строки «Элегии" английского поэта Грея. Романтика? Если бы так. Просто люди хотели оставаться людьми.
И кроме этого от декларирования вслух у них пересохло в горле. Жажда давала о себе знать.
Через шесть недель после торпедирования судна умер Спарки, а два дня спустя и Билл Пири.
Однажды ночью, когда Маргарет была на руле, на одно из весел села черная птица
. «Я подумал, что это может быть обнадеживающим знаком, но потом офицер сказал, что мы должны быть чертовски далеко от земли, чтобы птица могла прилететь и сидеть всю ночь, чтобы отдохнуть ».
22 декабря они увидели в волнах сначала деревянный ящик, а потом и ветку. Вот тогда и появилась надежда, что шлюпка достигла морских путей южноамериканского побережья. 
В день Рождества, выпив последний стакан бренди, они увидели самолет, который «летел к нам довольно быстро и низко над водой». Но прежде, чем они успели зажечь дымовую ракету, самолет пролетел, «несмотря на наши неистовые махания и крики, что, конечно, было совершенно бесполезно». 
Через несколько дней на спасательную лодку обрушился дождь - первый за семь недель. Мужчина и женина набрали воду в пустые банки и «сидели на рассвете, абсолютно промокшие, но счастливые, что смогли напиться досыта».
Позже в тот же день Маргарет задремала, но потом проснулась от крика «Корабли, корабли, корабли!»Вдвоем с офицером они сразу стали пускать в небо сигнальные ракеты.


бразильский корвет "Каравелла"

Спасательную лодку увидели с бразильского корвета "Каравелла". Судно патрулировало участок океана, примерно в 80-ти милях от побережья Южной Америки.
Вот как Маргарет запомнились эти минуты
«С борта военного корабля на нас смотрели улыбающиеся, дружелюбные лица, а сильные руки быстро подняли нас на палубу, усадили и дали нам огромные кружки кофе». Их отвели в каюту, одну на двоих. И в течение следующих нескольких дней Маргарет и Уайт были рядом, как до этого в течение 51-го дня в шлюпке. Но даже несмотря на все пережитое вместе, их отношения продолжали оставаться чисто дружескими, как между товарищами по несчастью. 
Бразильский корвет "Каравелла" сразу же взял курс на порт Ресифи. А там их сразу отвезли в местный госпиталь. 


Ресифи. Здание госпиталя, где лечили британцев.

После выздоровления, Маргарет осталась жить в английской общине Ресифи.
Она сразу завила, что пока идет война, она больше не ступит на палубу корабля, торгового или военного - все равно! И потому, когда она поправилась, она добралась до Нью-Йорка самолетом.



Там ей сразу нашли работу. Она стала библиотекарем австралийской информационной службы. В посольстве Великобритании Маргарет вручили награду.



Что было потом? Возвращение в Австралию, где она второй раз вышла замуж. О своих странствиях в океане она написала большое письмо - отчет матери. И этот документ сохранился. В Австралии про ее героизм знали, но относились к её личности "достаточно спокойно". Ни статей в послевоенных газетах , ни документальных и художественных фильмов.
Маргарет прожила долгую жизнь. 
Ей было 89 лет, когда её не стало
Смелая, сильная женщина. Мы привыкли при словах "Железная леди" вспоминать Маргарет Тэтчер. Но знаете, я думаю, Маргарет Гордон с "Города Каир" имеет полное право называться "Железной леди" Под номером один))
Ну, и последнее. Как сложилась судьба офицера Уайта. Это Маргарет можно было заявить
- На море ни ногой!---
Уайт был моряком его величества. И его долг был вернуться на Родину, на остров, чтобы быть вновь полезным.


корабль "Город Претория"

27 февраля в гавани Нью-Йорка он сел на корабль "Город Претория". У судна были отличные ходовые качества и потому оно в одиночку, без сопровождения военного эскорта пересекало Атлантику. Кстати на этот же рейс сели еще два британских моряка с потопленного немцами в декабре 1942 транспорта "Город Бомбей". Любили в Королевстве давать кораблям названия городов!
"Город Претория" груженый семью тысячами тонн военных грузов и взрывчатки ушел в океан. И больше его никто не видел. Пропало без вести, так писали тогда.
Уже после войны британцы изучая сообщения капитанов немецких субмарин о потопленных кораблях выяснили, что 4-го марта, в океане немецкая U - 172 атаковала "Город Претория" . От взрыва торпеды сдетонировал груз. Погибли все 145 человек находившихся на борту. В том числе и храбрый и мужественный офицер Уайт.
Ну, и последнее. Дело в том, что об истории с потоплением "Города Каир" помнили не только родственники экипажа и пассажиров. Помнили и британском Адмиралтействе.
Ведь среди разного рода грузов на его борту были и ящики с серебряными монетами. Индийское серебро, которое пароход должен был доставить в Великобританию. И вот в 2011-м году британцы отыскали на дне Атлантики "Город Каир". А затем, используя роботы и прочую технику, достали серебро.



Кстати обломки парохода находились на глубине 5150 метров — это глубже, чем расположены останки «Титаника» (на глубине 3700 м).Времени на поиск ценностей и их извлечение со дна ушло немало. Закончилась сложная операция в 2013-м году. 
А огласке её предали только в 2015-м.
Ну вот и вся история. Но, знаете, она меня чем-то зацепила. Где-то гремит битва за Сталинград, идет сражение за Гуадалканал, а в середине океана болтается лодка с двумя людьми. Испытывая муки голода и жажды, они читают друг другу стихи.
Нет, что и говорить. Англичане это особая нация!
При подготовке поста использовались материалы
https://holeousia.com/2013/03/18/goodnight-sorry-for-sinking-you/
https://uboat.net/allies/merchants/ship/2383.html
http://www.deepoceansearch.com/project/steam-ship-city-of-cairo/