21 марта 2021

Военные моды Аустерлица: российская императорская армия

 


Кадр из кинофильма «Война и мир» (1965–1967 гг.). Очень хорошо показаны и батальные сцены, и униформа солдат русской армии, в том числе и во время битвы при Аустерлице. Только вот гренадеров в сценах все-таки мало. Все больше мушкетеры. Но, тем не менее, солдаты в киверах с «толстыми султанами» встречаются.

Всегда, изучая историю с позиции нашего сегодняшнего послезнания, хочется сказать: 

«А надо бы вот так».

Но чего нет, того нет. 

Прошлое изменить нельзя. А все, что там было, в том числе и военную одежду, изучать можно, но никоим образом изменить нельзя! 

«Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет…»

«Евгений Онегин» (Гл. 1, XXVI) А.С. Пушкин

Величайшие битвы в истории. В прошлый раз мы оставили героев нашего повествования (трех императоров-полководцев) за приготовлениями к битве при Аустерлице. 

Но для того, чтобы победить или, наоборот, проиграть они очень многое сделали заранее. И, в частности, позаботились о том, во что и как будут одеты их солдаты. 

И это вопрос совсем не праздный. Потому что военное дело неудобств не терпит. Войска, особенно в пороховом дыму, должны быть хорошо различимы. Не говоря уже о том, что в то далекое и совершенно дикое время люди считали, что чем некрасивее ты одет для битвы, тем лучше. То есть, перефразируя известную поговорку, вполне можно сказать, что на миру в красном даже и смерть красна! 

Военные моды Аустерлица: российская императорская армия
Обер-офицеры Лейб-гвардии Преображенского полка в униформе начала XIX века. Мундиры Русской Гвардии 1802–1805. Комплект из 18 открыток. Государственный мемориальный музей А.В. Суворова. СПб, 2008.

Ну, а теперь еще одно важное замечание. 

Трудно сказать, с чего это так уж повелось, но практически все русские цари, начиная с Петра I, были прямо-таки одержимы униформистикой. 

То есть они постоянно одевали и переодевали своих солдат в разные мундиры, меняли на них шапки, султаны, позументы. И ладно все это было бы направлено на удешевление военной униформы. Отнюдь нет. Хотя отдельные попытки на этом пути иной раз и предпринимались. 

Самое главное, что денег на все эти «реформы» тратилось едва ли не больше, чем на оружие

По сути дела, «тупейно-ремешковая» служба в российской императорской армии военной не являлась. Потому как боевой подготовкой в ней практически никто из царей по-настоящему не занимался. 

Так, для обучения стрельбе солдатам в начале XIX века выдавалось 10 боевых патронов… в год. Не в день, не в месяц, а – в год! Егерям давали 120 патронов в год. Но только тем из них, у кого были штуцера, а как раз их-то было очень мало. Впрочем, о тактике на поле Аустерлица мы еще поговорим. 

А пока остановимся лишь на униформе сражающихся. И начнем, в первую очередь, с армии Александра I.

И начал царствование с реформ... обмундирования



[center]Младший унтер-офицер и полковой барабанщик Лейб-гвардии Преображенского полка в обмундировании 1802 года. Мундиры Русской Гвардии 1802–1805. Комплект из 18 открыток. Государственный мемориальный музей А.В. Суворова. СПб, 2008.

Причем реформой обмундирования своей армии он озаботился уже через год после восшествия на престол. 

Так сказать, обещал править по заветам бабки своей Екатерины Великой. И как обещал, так и сделал: ввел в армии новую униформу в чем-то сочетавшую элементы современной моды с модами екатерининских времен.

Уже 30 апреля 1802 года была 

Высочайше конфирмована новая табель относительно мундиров, амуниции и «ружейных вещей» для всей российской императорской армии,

весьма серьезно изменившая ее внешний вид.


Унтер-офицеры Лейб-гвардии Егерского батальона в обмундировании 1803 г. Мундиры Русской Гвардии 1802–1805. Комплект из 18 открыток. Государственный мемориальный музей А.В. Суворова. СПб, 2008.

Солдаты получили фрачного покроя мундиры и с модными высокими воротниками. А башмаки заменили сапогами до колен. 

Егеря получили шляпы с высокой тульей и полями, очень походившие на штатские цилиндры. 

А вот для солдат линейной пехоты головным убором стала кожаная каска с двуглавым орлом и с высоким плюмажем-гусеницей из конского волоса поперек этой каски. Сзади каска украсилась цветным шлыком. И в итоге стала похожа на головные уборы так называемой «потемкинской униформы» 1786–1796 годов. 

Внешне они были красивы. Но при этом настолько непрактичны, что уже в 1804 году вместо них ввели «шапки» образца 1803 года и высотой 4 ½ вершка, которые шили из черного сукна. Две лопасти пришивались к ним изнутри и заменяли наушники, которые использовались в холод. 

«Шапка», ставшая прообразом будущих киверов, имела козырек лакированной черной кожи, цилиндрическую форму и черную кокарду с оранжевой полосой по кругу с медной пуговицей в центре. А несколько выше – цветной «репеек». На лице шапка удерживалась за счет подбородного ремня. Официально этот головной убор назывался 

«мушкетерской шапкой».


Рядовые Лейб-гвардии Егерского батальона. Мундиры Русской Гвардии 1802–1805. Комплект из 18 открыток. Государственный мемориальный музей А.В. Суворова. СПб, 2008.

Шапка гренадеров была точно такой же. Но ее дополнительно украшала латунная граната прямо над козырьком и пышный султан черного цвета и прямо-таки устрашающего размера, тогда как у мушкетеров вместо султанов на шапках были белые кисточки с цветной серединкой. Султаны на шапках у барабанщиков были красного цвета. А мундиры имели белые шевроны на рукавах и наплечные «крыльца». 

Мундиры по последней моде



Мушкетер 1805–1806 гг. Из книги: «Рисунки мундиров и знамен Пехотного Его Королевского Высочества принца Прусского полка. С 1805 по 1843 г.

На плечах и у рядовых, и у офицеров линейной пехоты были погоны, которые егерям, однако, не полагались.

Мундир был двубортным с двумя рядами латунных пуговиц и единого покроя, что для линейной пехоты – гренадеров и мушкетеров, что для егерей. И был пошит из сукна темно-зеленого цвета. Подпоясывался он ремнем белой кожи в линейной пехоте, где белыми были также и все прочие ремни, и черной – у егерей. Причем егеря имели патронную суму черной кожи, крепившуюся на животе. Тогда как мушкетеры и гренадеры носили ее на боку. И у гренадеров ее украшали четыре гранаты по углам. А в гвардии – еще и звезда св. Андрея в центре.


Обер-офицер. Из книги: «Рисунки мундиров и знамен Пехотного Его Королевского Высочества принца Прусского полка. С 1805 по 1843 г.

Панталоны полагались белые. Суконные – зимой. И из «фламского полотна» – летом с откидным клапаном спереди, застегивающимся на пуговицах. Причем панталоны носили заправленными в сапоги. У егерей панталоны были зеленого, мундирного цвета и также заправлялись в сапоги, что, безусловно, было очень удобно.

А вот у офицеров-то фраки были длиннее


Очень практичная форма была у офицеров: зеленый фрачного покроя мундир с более длинными, чем у рядовых, фалдами. И серые походные брюки навыпуск, подшитые между ног черной кожей. Вместе ремня – шарф. На голове – впечатляющих размеров шляпа-двууголка (совсем недаром в сражении при Аустерлице французским стрелкам будет отдана команда целиться в большие шляпы), украшенная кокардой и черным плюмажем. 

Унтер-офицерские шляпы обшивались галуном. 

Гренадеры гвардейских полков различались цветом воротников, обшлагов и погонов. Кроме того, в гвардейских полках – по три нашивки на манжетах из галуна, застегнутые на пуговицы. 

Унтер-офицеры (в отличие от рядовых) имели на султане белый верх с продольной оранжевой полосой, алебардой, тесаком солдатского образца, а также имели при себе трость, чтобы наказывать нерадивых солдат. 

Барабанщики гвардейских полков имели оранжевые шевроны и петлицы на груди, а также красные султаны.


Барабанщик 1805–1806 гг. Из книги: «Рисунки мундиров и знамен Пехотного Его Королевского Высочества принца Прусского полка. С 1805 по 1843 г.

Конная гвардия носила белые колеты (даже кирасирам тогда кирас почему-то не давали), высокие каски из пумповой кожи с чеканным налобником со звездой и небольшим гребнем, который, однако, украшала пышная волосяная «гусеница». 

Мундиры драгун и артиллеристов были зелеными, того же самого сукна, что у егерей или линейной пехоты. Походные брюки – серые, подшитые кожей. Носили их поверх сапог.


Фейерверкеры (унтер-офицеры) конной роты Лейб-гвардии Артиллерийского батальона. Мундиры Русской Гвардии 1802–1805. Комплект из 18 открыток. Государственный мемориальный музей А.В. Суворова. СПб, 2008.

Гвардейские пешие артиллеристы носили мундиры гвардейской пехоты. 

А вот гвардейские конно-артиллеристы – униформу драгунского образца, но с черными воротником и обшлагами, также украшенными гвардейским шитьем. 

Дополнительным различием чинов в кавалерии стали волосяные плюмажи на касках: белый с черным окончанием – у офицеров, черный с белым окончанием и продольной оранжевой полосой – у унтер-офицеров. Черную «гусеницу» носили рядовые. Красная была у музыкантов. А по красной с белым окончанием и оранжевой продольной полосой – отличали штаб-трубачей.

Драгунские полки различались, как и все прочие, цветными воротниками, обшлагами на рукавах, и погонами. И еще… конскими чепраками!


Трубачи конной роты Лейб-гвардии Артиллерийского батальона. Мундиры Русской Гвардии 1802–1805. Комплект из 18 открыток. Государственный мемориальный музей А.В. Суворова. СПб, 2008.

И с длинными рукавами шинель


Шинель всем рядовым полагалась сукна серого цвета с цветным воротником и погонами по цвету мундирных. Носить ее следовало подпоясанной мундирным ремнем, застегнутой на семь медных пуговиц. Причем рукава у нее были длинными, с напуском на кисти рук. А сама она – свободной и тоже довольно длинной. Снятую шинель носили в виде скатки через левое плечо. Офицерская шинель только тем и отличалась, что была с пелериной.

Интересно, что высокие митры прежнего царствования хотя и были отменены, но их продолжали носить. В частности, в них на поле Аустерлица действовал Павловский пехотный полк.

Самой нарядной была, как водится, униформа гусарских полков – у каждого полка своя. 

Хотя походные панталоны у всех были одинаковыми, серого либо палевого цвета, застегивающимися сбоку по шву на пуговицы. Все носили цветные ментики и доломаны. Однако кивера были унифицированы с пехотными. Хотя имели иначе устроенные султаны. 

Наиболее разномастно обмундированными были казаки. Однако и казачья гвардия, возникшая еще при Екатерине, и считавшаяся регулярным армейским соединением, носила строгую униформу: солдатскую шинель, темно-синий чекмень, красный полукафтан и голубые шаровары поверх сапог. Очень эффектными были их меховые шапки с красной лопастью и витыми кистями, а также небольшим султаном из перьев, цветом которого рядовых отличали от унтер-офицеров (черно-оранжевая верхушка у султана).


«Война и мир» (1965–1967 гг.). Князь Багратион и Андрей Болконский идут перед строем мушкетеров, дабы возглавить их в атаке на французов.

В целом именно эту униформу российской армии можно охарактеризовать, как наиболее удобную, практичную и отвечающую своему предназначению. 

Конечно, можно немного пофантазировать.

И… в альтернативной реальности можно вложить в голову Александра I несколько большую толику ума. Чтобы он всю пехоту одел в егерскую зеленую униформу. Снял с «мушкетерских шапок» дурацкие султаны. С касок конницы – толстые «гусеницы». А кирасиров и кавалергардов переодел также в зеленое и дал им кирасы. 

Но чего не было, того и быть не могло. 

Жаль только, что в дальнейшем развитие униформы при Александре, а затем и Николае пошло по пути все большего ее услужения и глупого украшательства. 

Но таков уже тогда был тренд военной моды. 

А наши цари на нее были очень падки.

Продолжение следует…