Машинистки Маркова и Елеукова демонстрируют работу поточно-механизированной папиросной машины. Фото сделано в 1992 году
Многие предприятия Перми появились пятьдесят-семьдесят, а то и сто лет назад. Не все из них работают до сих пор, но когда-то эти заводы и фабрики были важными и значимыми для столицы региона. Сегодня мы открываем рубрику «История одного завода», где будем вспоминать такие предприятия и их продукцию.
Первый выпуск посвящаем пермской табачной фабрике «Астра», еще двадцать лет назад работавшей в центре города. Многие фотографии публикуются впервые — их специально для нашего портала подняли из краевого госархива. Обращаем внимание, что мы ни в коем случае не пропагандируем табак и сигареты. Официально предупреждаем, что курение вредит здоровью.
Первые годы: махорка и папиросы «Казбек»
Выпускать табачные изделия в Перми начали в 1940-е годы. Во время Великой Отечественной войны в Прикамье эвакуировали многие предприятия, они разворачивали производства на новом месте. Так появилась и пермская табачная фабрика. Справедливости ради отметим, что город тогда именовался Молотовым. Поэтому и фабрика вплоть до 1957 года была Молотовской. Табак не выращивали в Прикамье, а поставляли из республик СССР Молдовы и Азербайджана, а также из-за границы — из Болгарии, Греции, Индии, Китая…
26 сентября 1942 года вышло решение областного исполкома о необходимости передать здание универмага в Перми на площади Окулова (сейчас это сквер Уральских добровольцев) для размещения в нем табачной фабрики имени Клары Цеткин, эвакуированной из Ленинграда (сегодня — Санкт-Петербург).
Фабрике досталось двухэтажное здание на Советской, 63а площадью 1120 квадратных метров. А также прилегающая территория площадью 3420 квадратных метров, где планировали возвести склады.
В первые годы на фабрике выпускали махорку и папиросы «Казбек» — их поставляли и на фронт, и в тыл. Коробки для папирос делали в картонажном цехе, а этикетки печатала пермская типография № 1. На фабрике табак увлажняли вручную — разбрызгивали воду веником или из резиновых шлангов через форсунку.
Производственные мощности росли, и объемы выпускаемой продукции — тоже. Если в 1943 году фабрика выдала 8,7 миллиона штук папирос, то в 1945-м эта цифра выросла до 89 миллионов.
1950–60-е: «Кама» и «Дымок»
В первые послевоенные годы ситуация на фабрике была совсем не радужной. Многие табачные плантации в стране были разрушены или находились в запущенном состоянии. Понятно, что с поставками сырья постоянно возникали проблемы. К тому же в Перми так и не построили подходящие склады, и фабрика несла убытки из-за порчи имевшегося сырья. 55% рабочих тогда были сдельщиками, половина из них не выполняла норм выработки
Но постепенно ситуация стала улучшаться: закупили новое оборудование, стали делать планово-предупредительный ремонт (до этого машины работали на износ), приняли на работу выпускников специализированных учебных заведений Одессы, Краснодара и Москвы, стали отправлять на учебу собственные кадры.
К концу 1950-х выросли и объемы выпуска, и производительность труда, и зарплата рабочих. Рабочий день сократили до семи часов, при этом все основные показатели продолжили расти. Спрос на папиросы к тому времени начал падать (махорка потеряла свои позиции почти сразу после войны), и в середине 1960-х на пермской табачной фабрике запустили производство сигарет.
Сигареты «Пермские» относились к первому сорту, «Кама» — ко второму. В 1967 году стали выпускать круглые сигареты без фильтра «Дымок», в 1968-м — «Лань» и «Березку» в трехслойной упаковке.
1970–80-е: «Астра» и «Прима»
Вскоре после запуска в производство сигарет без фильтра появились и более привычные современному человеку — с фильтром. Главным хитом Советского Союза в то время стала «Астра», которую выпускали на табачных фабриках по всей стране. Курильщики в шутку называли ее «Астмой». Традиционные коричнево-красные пачки можно было встретить практически в каждой квартире или доме.
В Прикамье, естественно, курили «Астру» местного производителя — он был указан на картонной пачке с обратной стороны. Считали, что именно пермская «Астра» — самая лучшая. Покупали небольшими (а иногда и большими) партиями. Неистребимый «астровский» дух было очень сложно выветрить из комнат, но поклонников именно этой марки было предостаточно: ее ценили за насыщенный вкус табака и низкую цену — 25 копеек.
Несколько позже «Астры» в 1970-х появилась бесфильтровая «Прима» в квадратных красных пачках. Она сменила «Пермские» сигареты. Эти овальные сигареты моментально набрали популярность и стали, пожалуй, самыми покупаемыми в стране. Немалую роль в этом сыграла цена — одна пачка стоила 14 копеек (позже — 16 копеек). Как и «Астру», «Приму» закупали минимум по десятку пачек. И местные курильщики не любили сигареты той же марки, выпускаемые на других фабриках. Говорили, что у тех совсем другой вкус и хуже качество.
— Моя мама Тамара Елхова в 1970–80-х работала на фабрике начальником отдела кадров, — рассказала 59.RU пермячка Марина Бутырина. — Иногда брала меня с собой. По длинным цехам я маленькая каталась на железных тележках, на которых перевозили продукцию. Тележки грохотали, так как пол местами тоже был из железа. Помню станки: шла длинная-длинная полоска сигареты, и машина ее разрезала. Табак привозили крупнолистовой и уже на фабрике мелко-мелко рубили его машинами, а потом отправляли на сигареты. Выпускали не только «Приму» и «Астру», но и «Лань», «Лайку», «Полет» и «Беломорканал». Вся наша семья была некурящей, но мама собирала коллекцию из этикеток от сигарет, поэтому я их помню. На обрезках от упаковок «Лани» и «Лайки» я рисовала — с обратной чистой стороны. А обрезки от гофрированной бумаги для фильтра в 1980-е люди использовали как туалетную бумагу. С ней тогда была напряженка, а машина никогда не использовала бобину до конца, были остатки.
Конец 80-х — 90-е: сигареты как валюта и табачный бунт
В годы перестройки из свободной продажи постепенно исчезали не только продукты, но сигареты. «Курево» наравне с водкой стало настоящей валютой, что сохранилось и в 90-е. Устроиться на работу на табачную фабрику в то время считалось большой удачей — сотрудники без сигарет не оставались.
— Всего тогда человек триста работало, и каждый мог выкупать по сто пачек в месяц, — вспоминает в разговоре с 59.RU Иван Норов, работавший в 1980–90-х кочегаром в котельной фабрики. — Я, например, не курил. Но все равно покупал эту сотню. А потом перепродавал — сигареты тогда были в дефиците. Знаю, что некоторые решались на воровство: наматывали на себя длинные неразрезанные сигареты и, пряча их под одеждой, шли через проходную. Метров по пять-десять так выносили, а потом разрезали и курили сами или перепродавали.
В 1990 году в стране случился табачный кризис. Тогда перепродавали не только сигареты, но и окурки: одна штука — 5–10 копеек. В Перми это вылилось в табачный бунт — он произошел летом 1990-го, когда местную фабрику закрыли на реконструкцию. Во всяком случае так было объявлено, хотя в то же время на ремонт закрыли множество других фабрик по всей стране.
26 июля днем закончился товар в табачном магазине на улице Ленина. Возмущенные горожане, которые не смогли купить сигареты или папиросы, перекрыли улицу Ленина и пошли к зданию горисполкома (сегодня — мэрия). Там перекрыли еще одну улицу — Карла Маркса (сегодняшнюю Сибирскую). Люди разошлись только к вечеру, когда глава администрации пообещал разобраться с ситуацией.
В начале 1990-х предприятие стало открытым акционерным обществом «Табачная фабрика "Астра"». Большого разнообразия продукции тогда не наблюдалось. В основном выпускали «Приму» и «Астру», а по спецзаказам еще и «Беломорканал». Но курильщики были рады любым сигаретам. А сотрудники фабрики держались за свои рабочие места еще и благодаря высоким зарплатам.
— На многих предприятиях тогда были перебои с деньгами, а нам платили очень хорошо, — говорит Иван Норов. — Зарплата от 2,5 до 3 миллионов рублей, премия — еще миллион. Для понимания цен — я тогда себе машину купил за 7 миллионов.
2000-е: от сигарет для подводников до закрытия
«Астра» и «Прима» занимали главенствующие позиции вплоть до приостановки производства на фабрике. Но в 2000-е появились и новые марки — Stroganoff, «Губернатор». Правда, продержались недолго. Stroganoff начали выпускать незадолго до закрытия фабрики. «Губернатору» повезло больше: в начале 2000-х пачки даже вкладывали в подарки для моряков-подводников, служивших на атомной подводной лодке «Пермь».
— На большом конвейере работали бригадами по три человека — две машинистки и наладчик сигаретной линии, — рассказала 59.RU Светлана, экс-машинистка поточно-папиросной линии, работавшая в первой половине 2000-х. — Я следила за формированием обертки — подкладывала листки, подливала клей. Вторая машинистка принимала готовые пачки и следила за маркировкой. Наладчик следил за качеством сигарет. Если вдруг выявляли брак, то виноватыми считали всех троих.
Пермская табачная фабрика почти до остановки производства для многих продолжала оставаться желанным местом работы. Попасть туда «с улицы» было практически невозможно, сотрудники старались привести своих родственников и хороших знакомых.
— В то время директором был Виктор Федоренко, ему удавалось, как говорится, «строить капитализм с человеческим лицом», — прокомментировала Светлана. — До сих пор вспоминаю его с благодарностью. Мы знали, за что работаем, и получали деньги. В 2002 году я зарабатывала по 13 тысяч рублей в месяц (средняя зарплата по России на тот момент составляла 4426 рублей. — Прим. ред.). На эти деньги и сама отучилась в университете, и детей смогла определить в платную школу. Причем я работала на линии «Примы». Те, кто занимался более элитными сигаретами, получали и по 25 тысяч. Помню, одна девушка сначала работала бухгалтером, а потом перешла в машинистки — это оказалось более выгодно. А уборщице на медкомиссии сказали, что нельзя продолжать работу из-за варикоза, так она в ответ заявила: «Не портите мне карьеру уборщицы!» При новом директоре, который пришел после Виктора Ивановича, таких заработков уже не было — урезали до 10 тысяч рублей.
Табачную фабрику в Перми ликвидировали в 2009 году. Но производство остановили на три года раньше — в 2006-м. Тогда владеющая предприятием группа «Ренова» объявила, что производство переведут за пределы города. Но этого не произошло. Сегодня на месте, где раньше размещалась табачная фабрика, расположен элитный жилой комплекс Astra. А ОАО «Астра», по данным сервиса «СПАРК-Интерфакс», сменило вид деятельности: основным стало управление недвижимым имуществом.