20 марта 2021

Теплоход Patria — Россия — Михаил Светлов

Пассажирское судно построено в 1938 году в Германии в Гамбурге. Носило название Patria. До 1940 г. судно эксплуатировалось в водах, омывающих западную часть Южной Америки.

Во время Второй мировой войны использовалось как плавбаза германских ВМС в Штеттине. В конце войны (1945) Patria находилась во Фленсбурге на севере Германии, в районе Кильского канала, располагавшегося в английской зоне оккупации, где заблаговременно был сконцентрирован почти весь военный и торговый флот Германии. В этом городе в мае 1945 находилось правительство адмирала Дёница, которому Гитлер передал власть перед своим самоубийством.


10 мая 1945 во Фленсбург прибыла союзная контрольная комиссия: британский бригадный генерал Фоорд, американский генерал–майор Рукс, позднее к ним присоединился советский генерал Трусов. По предложению Трусова комиссия расположилась на лайнере Patria. 23 мая Дёниц, Йодль и фон Фридебург были вызваны на борт теплохода Patria, где была расквартирована контрольная комиссия, и арестованы. Адмирал фон Фридебург, который получил разрешение вернуться в свою комнату, застрелился.

В 1945—1946 «Патрия», захваченная англичанами, оставалась у них как военный транспорт под наименованием Empire Welland, и пока оформлялись репарационные списки, успела сделать два рейса Ливерпуль — Нью–Йорк.

7 февраля 1946 года дизель–электроход был получен СССР в числе других судов по репарации и передан на баланс Черноморского пароходства под наименованием «Россия».

До мая 1947 года «Россия» работала на первой международной линии, созданной в Черноморском пароходстве после Великой Отечественной войны (Одесса — Нью–Йорк), сделала несколько спецрейсов по перевозке репатриантов из Бейрута в порт Батуми.

До 1954 года «Россия» ходила, в основном, на Крымско–Кавказской линии (Одесса — Батуми), где пользовалась огромной популярностью у отдыхающих и часто брала на борт ещё дополнительно до 200—250 (а при необходимости до 500) «палубных» пассажиров, которые ночевали в шезлонгах на прогулочных палубах, не имея собственных каютных мест. Вещи такие пассажиры сдавали в камеры хранения.

Позже судно, продолжая обслуживать Крымско–Кавказскую линию, стало выходить в отдельные спецрейсы на Кубу, в страны Западной Африки, обеспечивало доставку участников на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Гаване в 1978 году. В 1978 «Россия» перевозила на Кубу участников Всемирного фестиваля молодёжи и студентов по маршруту Одесса — Лас Пальмас — Алжир — Гавана.

Судно было списано и разделано в 1985 году на металлолом в Японии.

Теплоход снят в эпизодах художественных кинофильмов «Голубые дороги» (1947), Запасной игрок» (1954), «Потерянная фотография» (1959), "Иностранка" (1965),«Бриллиантовая рука» (1968), «Контрабанда» (1974), «Поворот» (1978) и «Как молоды мы были» (1985),

Дизель-электроход "Россия"

Этот элегантный корабль построен в 1930-х г.г. в Германии в единственном экземпляре. За долгую свою историю успел побывать в роли рефрижераторного судна, военной плавбазы ВМС Германии во время Второй Мировой войны, круизным судном (большую часть своей жизни) и будучи переименованным в "Анива" уйти на небо в Японии. Почему же данное судно оказалось у меня в журнале мои читатели узнают в конце заметки.

Скан с рекламного буклета Черноморского морского пароходства

2. Дизель-электроход "Patria" построен 12 июля 1938 года в Гамбурге (Германия) на верфи Deutsche Werft (ныне - Howaldtswerke - Deutsche Werft). В движение судно приводили два гребных электродвигателя фирмы AEG, питаемых от шести дизель-генераторов MAN. Максимальная скорость хода составляла 17 узлов (по другим данным - 15 уз.)

1939 год

UPD: В 1938 (1939) "Patria" попала на фотографии в порту Хаммерфест - города и коммуны на севере Норвегии, в фюльке Финнмарк. Самый северный город Европы.

https://humus.livejournal.com/5915548.html



3. 27 августа 1938 года судно совершило свой первый рейс из Гамбурга к западному побережью Южной Америки, где работало до 1940 года. В этом же году Patria была передана ВМС Германии в качестве плавучей базы (по другим данным - баржи). 

Иллюстрация с http://www.simplonpc.co.uk/ (без привязки к дате)

4. К концу войны корабль находился во Фленсбурге, исполняя роль плавучей казармы. 1 июля 1945 года англичане, воспользовавшись ситуацией с бюрократическими проволочками оформления репатриаций Советского Союза, в которые входил и этот корабль, захватили и переоборудовали "Патрию" для перевозки войск. Совершив всего два рейса Ливерпуль — Нью-Йорк под именем Empire Welland, корабль в 1946 году отошел Советскому Союзу.

Иллюстрация с http://www.simplonpc.co.uk/ (без привязки к дате)

5. Лайнер Patria сыграл свою роль в истории Второй мировой войны: 10 мая 1945 на корабле располагалась контрольная комиссия во главе с генералом Трусовым. По его указу на борт были приглашены генерал-полковник Альфред Йодль, адмиралы Дёнитц и фон Фридебург. Последний, попросив разрешения выйти, застрелился у себя в каюте. Остальных арестовали.

6. 7 февраля 1946 года дизель-электроход был получен СССР в числе других судов по репарации и передан на баланс Черноморского пароходства под наименованием «Россия». До мая 1947 года «Россия» работала на первой международной линии, созданной в Черноморском пароходстве после Великой Отечественной войны (Одесса — Нью-Йорк), сделала несколько спецрейсов по перевозке репатриантов из Бейрута в порт Батуми


7. До 1954 года «Россия» ходила, в основном, на Крымско-Кавказской линии (Одесса — Батуми), где пользовалась огромной популярностью у отдыхающих и часто брала на борт ещё дополнительно до 200—250 (а при необходимости до 500) «палубных» пассажиров, которые ночевали в шезлонгах на прогулочных палубах, не имея собственных каютных мест. Вещи такие пассажиры сдавали в камеры хранения

Картинка с форума http://forum.awd.ru/

8. Сегодня, благодаря рекламным буклетам 50-х г.г. XX века, можно посмотреть на интерьеры дизель-электрохода "Россия" (ex. Patria). Главный вестибюль и веранда

Фото на http://fleetphoto.ru/ прислал пользователь Seven_balls

8.1. Каюты 2-го и 3-го классов, соответственно.


8.2 Каюта класса "Люкс" и ресторан 1-го класса.




9. Лайнер не раз снимался в кино. В 1954 году он исполнял роль теплохода, на котором герои фильма "Запасной игрок" отправляются в Сухуми на футбольный матч.


10. Несколько поколений советского союза обожали и обожают комедию "Бриллиантовая рука" (1968). Сцену посадки товарища Горбункова на теплоход снимали у дэ\х "Россия", а герой Андрея Миронова пел песню "Остров невезения" уже на палубе теплохода "Победа" (ex. Iberia)


ОДНАКО
10.1 Благодаря внимательности pogo_on_air факт исполнения песни героя Андрея Миронова на палубе теплохода "Победа" (ex. Iberia) поставлен под большое сомнение:
шлюп-балки т\х "Победа" конструктивно были другими в сравнении с балками дэ\х "Россия"


10.2 Аварийные плоты присутствовали только на борту электрохода "Россия"(ex. Patria)


Спасибо за pogo_on_air подсказки

11. В 1974 году на экраны СССР вышел советский художественный фильм "Контрабанда". Основное действие кинокартины происходит на борту судна под названием "Александр Грибоедов". Роль "Александра Грибоедова" играл лайнер "Россия"

Кадр из фильма. Взято с форума https://riverforum.net/

11.1 На борту судна можно заметить автомобили и это совершенно легальный способ перевозки, на который в 1971 году были тарифы

Кадр из фильма. Взято с форума https://riverforum.net/

11.2 Небольшой концерт в вестибюле для пассажиров

Кадр из фильма. Взято с форума https://riverforum.net/

11.3 Машинное отделение

Кадр из фильма. Взято с форума https://riverforum.net/

12. Дизель-электроход "Россия" в Ялте. Год 1972-й

Автор Klevant. http://forum.awd.ru/

13. Ялта, год 1975-й

Открытка, издательство "Радянська Україна", Киев, 1977 г. Фото Р. Якименко

14. Порт Сухуми, Абхазия. Год примерно 1981-й

Комплект открыток "Абхазия", Министерство связи СССР, 1983 г. Фото В. Панова

15. В 1985 году судну сменили название на "Анива" и отогнали в Японию для разделки на металлолом.

Одесса, морской вокзал, 1985 год

16. А вот эта фотография и привела с созданию этой заметки. На фото моя бабушка Любовь Ивановна и дедушка Тимофей Васильевич на дизель-электроходе "Россия" в 1955 году.


В подготовке материала использованы ресурсы:
https://ru.wikipedia.org
http://www.schiffe-maxim.de/
http://fleetphoto.ru/
http://www.simplonpc.co.uk/
http://www.shipsnostalgia.com/
http://korabli_3go_reicha.academic.ru/
https://riverforum.net
http://forum.awd.ru/
http://www.privetsochi.ru/
https://www.kinopoisk.ru