Персидская империя: на краю гибели
Битва при Гавгамелах — не только важная веха в политической истории Античности. Решающее сражение между войсками Александра Великого и Дария III интересно ещё и с точки зрения военного искусства. За тысячелетия, прошедшие со времени события, описания битвы обросли множеством деталей, далеко не все из которых правдивы.
С другой стороны, сражение при Арбелах является своего рода лакмусовой бумагой, показывающей слабые и сильные стороны особенностей военного дела не просто школ, а двух различных цивилизаций.
И если тактика греко-македонского войска под командованием молодого царя была неплохо изучена ещё древними авторами, то образ действия армии шахиншаха привлекал их куда меньше, а значит и объём наших знаний о вооружённых силах Ахеменидской Персии неизмеримо меньше. Тем не менее, персидская традиция оказала сильнейшее влияние на военную организацию как подвластных народов, так и победителей-греков.Дарий III, оказавшись перед лицом столь беспощадных завоевателей очень скоро оказался в ситуации, когда прежние методы ведения войны уже не работали, а новые ещё не были выработаны. В короткий срок царь царей попытался преобразить свою армию, реформировав её разные стороны. Так, незадолго до Гавгамельского сражения был существенно усилен и преображён корпус пехотинцев-копьеносцев, сражавшихся в плотном строю на манер фаланги, увеличено число греков-наёмников. К этому же периоду, вероятно, относятся преобразования в корпусе Бессмертных — долгое время составлявших единственное постоянное соединение на службе царя. Другие реформы затронули конницу: в персидской армии впервые широкое распространение получила тяжёлая ударная конница, сражавшаяся копьём. Это была попытка создать противовес гетайрским и фессалийским илам македонян, своевременный сомкнутый удар которых был ключевым слагаемым успеха наступательной тактики Александра.
Любопытно, что ещё одним таким «нововведением» было изготовление 200 серпоносных колесниц — само изобретение которых справедливо приписывается Ахеменидским царям, а совсем не хананеям или ассирийцам. Относительно V века до н. э. можно с уверенностью сказать, что персидские цари применяли колесницы достаточно активно — настолько, что даже греки были неплохо осведомлены об их принципе действия и способах борьбы с ними. Ко второй половине IV века, однако, эволюция военного искусства Ахеменидов привела к тому, что колесницы стали всё реже встречаться в тактическом рисунке сражения. В критический момент Дарий решил восстановить былое величие и вернул серпоносные повозки на поле боя. Для чего же они использовались и какую роль должны были сыграть в предстоящем генеральном сражении?
Дарий III — реформатор-неудачник?
Отсутствие или недостаток ударной конницы в войсках Ахеменидов можно объяснить не только своеобразием традиции конного боя на собственно персидских территориях, но и распространённостью применения серпоносных колесниц. Дело в том, что колесницы с клинками как раз и выполняли функцию прорыва порядков противника и были своего рода тараном, который «открывал» строй противника.
Для того, чтобы колесницы использовать максимально эффективно, Ахемениды старались придать им части конницы ближнего боя и стрелков. В идеальной ситуации колесницы под прикрытием своих стрелков должны в удобный момент обрушиться на противника, постараться прорвать линию его войск, после чего в образовавшиеся бреши бросалась вспомогательная кавалерия. Такое применение колесниц мало чем отличалось от задач ударной конницы, причём, не только античной, но и Нового времени. Достаточно вспомнить, как применялись гусарские хоругви в Польше XVI-XVII веков или кирасирские полки в эпоху Наполеоновских войн, чтобы найти общие черты.
И всё-таки при общности задач с конницей реальность использования серпоносных колесниц выявила несколько важных отличий, ставших роковыми для Персидской державы. Мало того, что для колесниц требовались куда более идеальные условия ведения боя (прежде всего — плоская, безлесая и безводная местность), само применение больших масс повозок требовало исключительной слаженности действий не только возниц, но и вспомогательных отрядов.
Задумка Дария была вполне здравой: попытаться с помощью сотни колесниц ослабить наступательный порыв сильнейшего македонского правого крыла, за счёт чего перехватить тактическую инициативу и охватить фланги Александра. Возможно, противостоял бы шахиншаху менее одарённый полководец, Дарию удалось бы ошеломить врага атакой серпоносных колесниц, несущих на своих лезвиях смерть и страдания, но Александр был не робкого десятка.
Когда повозки стали приближаться к фронту македонян, на них обрушились стрелы, камни и копья лёгковооружённых отрядов пехоты. Это не позволило колесницам атаковать внезапно, часть же и вовсе даже не добрались до порядков врага. Когда же оставшиеся колесницы прошли метателей и готовились атаковать фалангу, македоняне попросту пропустили колесницы через свой строй. Это кажется почти невозможным, но греческие фалангиты сами создали бреши в строю, в которые и прошли колесницы, не причинив таксисам никакого заметного урона.
Справедливости ради стоит сказать, что на противоположном крыле, где сам Александр не присутствовал, атака колесниц едва не увенчалась успехом. Лишённые столь же эффективной поддержки метателей пехотинцы в какой-то момент попали в непростое положение. Судя по всему, атака колесниц здесь также не увенчалась успехом, но вот последующий удар армянской и каппадокийской кавалерии по расстроенным шеренгам македонян заставил тех вступить в ожесточённую схватку. Косвенным подтверждением этого является тот факт, что таксис Аминты не участвовал в общей атаке, вынужденный отбиваться от наседающего неприятеля. И всё же колесницы не сумели переломить ход боя. Дарий потерпел поражение, его держава была захвачена Александром и поделена между его соратниками. Однако не стоит думать, что на этом история серпоносных колесниц закончилась.