21 марта 2021

Кто вы мистер Филеас Фогг... Поучительно выносится из чужого треда...

 


Как там у писателя:

 В доме номер семь на Сэвиль-роу, Берлингтон  Гарденс,  -  в  том  самом
доме, где в 1814 году умер Шеридан, - в 1872 году  проживал  Филеас  Фогг,
эсквайр
*На этой улице многое изменилось - но все одно примерно так... Пусть и другие номера домов теперь.

Ну время у нас задано. 1872 год. Кстати за год до экономического кризиса в 1873м. То есть здоровый такой бум в экономике.
Филеас  Фогг,  человек  загадочный,  о
котором было известно лишь то, что он принадлежал  к  высшему  английскому
обществу, был прекрасно воспитан и необычайно красив.
................................
   Филеас Фогг, несомненно, был англичанином, но, по всей вероятности,  не
был уроженцем Лондона. Его никогда не видели ни на бирже, ни в банке, ни в
одной из контор Сити. Ни причалы, ни доки  Лондона  никогда  не  принимали
корабля, который принадлежал бы судовладельцу  Филеасу  Фоггу.  Имя  этого
джентльмена не числилось в списках членов  какого-либо  правительственного
комитета. Не значилось оно также ни в коллегии адвокатов, ни в корпорациях
юристов - одном из "иннов"  -  Темпля,  Линкольна  или  Грея.  Никогда  не
выступал он ни в Канцлерском суде, ни в  Суде  королевской  скамьи,  ни  в
Шахматной палате, ни в Церковном суде. Он не  был  ни  промышленником,  ни
негоциантом, ни купцом, ни землевладельцем.
Ну вот такой вот джентльмен...
 Филеас Фогг был членом Реформ-клуба, и только.
Тому, кто удивится, каким образом этот  столь  таинственный  джентльмен
оказался членом такой почтенной ассоциации, надлежит ответить: "Он  избран
по рекомендации братьев Бэринг, у которых ему открыт  текущий  счет".  Это
обстоятельство и  тот  факт,  что  его  чеки  исправно  и  незамедлительно
оплачивались, придавали ему в обществе вес.
Был ли Филеас Фогг богат? Несомненно. 


Дальше из романа мы узнаем - Фогг был богат все же не сказочно - его состояние составляло примерно 40 тысяч фунтов стерлингов в банке братьев Бэрринг. Плюс дом. Примерно миллион золотых франков... 250 тысяч рублей серебром.
Неплохо.

Возраст сэра Филеаса - мы узнаем когда его рассматривает Паспарту - "мужчина лет сорока".
Уже неплохо.

При этом у нас есть один намек на прошлое Фогга - его познания в навигации и умение командовать и управлять пароходом:

 На другой день, 13 декабря, в самый полдень, на мостик взошел  человек,
чтобы определить координаты судна. Читатель, без сомнения, думает, что  то
был капитан Спиди! Ничуть не бывало! Это был Филеас Фогг, эсквайр.
   Что касается капитана Спиди, то он был попросту заперт на ключ в  своей
каюте и рычал там от  гнева.  Впрочем,  его  крайняя  ярость  была  вполне
простительна.
Замечу умение обращаться с секстаном не входило в набор знаний стандартного джентльмена, если он не посвящал карьеры морю. А карьера морем в Англии в 1860-1870 означала прежде всего карьеру военного, а не торгового моряка. Или яхстсмена - но тут требуется быть уже владельцем своей яхты и быть членом какого то из яхтенных клубов и попасть в справочники. А Фогг в них не значился.

Так кто же был Филеас Фогг - теперь моя версия которая лучше всего, как мне кажется, объясняет все исходные данные: кем был Фогг, почему он не афиширует свое прошлое - хотя это было вполне комильфо с точки зрения джентльменов и он не нарушал законов Британии и при этом он знает навигацию и умеет управлять пароходом.

При этом у Верна есть рассказ про эту профессию с вполне положительным героем.

Увы я нашел обложку только аудиокниги на русском. на картинке никакого прорыва блокады - это "Алабама" тонет, не обращайте внимания. 


А это картинка к французскому прижизненному изданию - южанки радуются ружьям и модному парижскому белью...

Все просто, вы уже догадались: Фогг бывший "блокадо раннер" - прорыватель блокады во время Гражданской войны в США. Коллега Рета Батлера из "Унесенных ветром" по бизнесу :) Туда оружие обратно хлопок британским заводам :))))



Нет, ТАК вульгарно мистер Фогг не одевался никогда... Я так думаю 

Кто он был до того - скорее всего младший сын какого то сельского сквайра средней руки - и был отдан на флот так как майорат. Воспитан джентльменом, но никто его не знает . Учился на учебном судне (как тот же Джекки Фишер сильно потом) попав туда в норме лет в 12-13 (в 1844), к 1853 учитывая мирное время - мичман, затем лейтенант, на Крымскую не попал по какой то причине - скорее всего служил в транспортной службе флота скажем, но не в колониях иначе бы засветился и стал бы хотя бы локально, но известен, да там карьеры шли быстрее - а командеры уже есть в справочниках. Офицер не боевой и потому без наград. Возможно часть карьеры провел не на судах, а в составе команды "каменного линкора" - офицером при картографической службе, а то и при распределении военных грузов ... Сидел в офисе где нибудь на Мальте или даже Портсмуте - играл в карты, смотрел карты, обложился атласами. Но не адьютант. Не засветился. Сейчас бы сказали - был логистиком. Не воровал и не мухлевал.

Он ЗНАЕТ морское дело. И ЗНАЕТ географию - причем помнит и наизусть. И смело вистует.

И тут, в момент когда ему немного не хватает до 30 случилась беда - умерли отец и старший брат (эпидемия тифа 1861 года скажем? Там и Виктория овдовела. Старший брат умер не оставив наследников. Поместье и дом в провинции Фогг продал - вышло тысяч 5-8 - как раз купить пароход и вперед в чужую Гражданскую...

Дело вполне джентльменское - но на фоне разговоров что рабство это фу фу фу - об нем лучше не болтать.
Итак - новая жизнь для Филеаса - в 1862м ему было около 30 - самое время для авантюр...
Блокадопрорыватели - кто они были тогда такие?
У нас есть рисунок французского художника для книги:

Это "Дельфин" из рассказа - Les Forceurs de blocus

Капитана судна зовут Джеймс Плейфейр. Это не тот капитан ибо у Жюля Верна он совершает один прорыв и он женат.

"Это был большой корабль, грузоподъемностью (ну так переводчик перевел регистровую вместимость) тысяча пятьсот тонн, обшитый листовой сталью, с конструкцией, рассчитанной на самую высокую скорость. Паровая машина, изготовленная на заводе в Лэнсфилде, удерживала высокое давление и обладала мощностью в пятьсот лошадиных сил. Ею приводились в действие два сдвоенных винта, расположенных по обе стороны ахтерштевня, в удаленной части кормы. Оба совершенно не зависели друг от друга. — это принципиально новое изобретение Даджина из Милуолла позволяло развивать высокую скорость и менять курс по необычайно короткой дуге. Что касалось водоизмещения «Дельфина», то оно было невелико."

Большая вместимость и небольшое водоизмещение - корпус как сундук и невысокие борта.

У Плейфейра ("Играй с огнем", говорящая фамилия - "Играй честно", Фейрплей : - одна из заповедей джентльменства) - крупное судно - он делает один рейс и оправдав постройку судна - зарабатывает два миллиона франков (Жюль Верн перевел все доллары и фунты в франки в рассказе). то есть 80 тыс фунтов чистоганом.

Но настоящие блокадопрорыватели обычно были скромнее - и если ты не племянник богатого купца скорее всего тебе под силу что то вместимостью тонн в 500-600 - то есть теоретический заработок будет около 600-700 тыс франков за рейс. Возможно Фогг сделал два рейса. И вовремя спрыгнул - потому в тюрьму к северянам не попал.

Вот такой агрегат судя по всему использовал и Фогг:



Или современная реконструкция: Блокадопрорыватель "Надежда"...



А теперь самая мякотка: реальный банк братьев Беринг:
(которые недавно, в 1995 год и лопнули) так это еще и тот банк что снабжал южан через свою конторку в США (мистер Стругис, даже в вики есть об сем https://ru.wikipedia.org/wiki/Barings_Bank )

Пасьянс сошелся.
Ну и таки совсем неплохо - принцесса Диана была правнучкой как раз одного из братьев рекомендовавших Фогга в клуб :) Вот так начнешь изучать фамильные портреты (с)