24 марта 2021

Авария Ил-12 Восточно-Сибирского управления ГВФ в а/п Охотск

Тип происшествия: авария
Дата: 15 января 1956 г.
Страна: СССР
Место происшествия: а/п Охотск
Тип ВС: Ил-12
Регистрация ВС: СССР-Л1444
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Восточно-Сибирское территориальное управление ГВФ, 134 АТО

Описание

Экипаж 134 АТО ВСУ ГВФ в составе командира корабля-инструктора, командира корабля, исполнявшего обязанности второго пилота, бортмеханика и бортрадиста 14 января 1956 г на самолете Ил-12 Л-1444 того же отряда прибыл в Хабаровск для выполнения полетов на линиях ДВУ и поступил в распоряжение командира 141 АТО ДВУ. В тот же день командир 1-й эскадрильи 141-го отряда произвел с экипажем предполетную подготовку для полета по маршруту Хабаровск – Магадан. Командир 141 отряда не назначил экипажу провозного полета, мотивируя это тем, что командир корабля-инструктор ранее (в 1951 г.) летал по этому маршруту.
Благополучно прибыв в Николаевск-на-Амуре, экипаж в 04:00 мск вылетел в Охотск. В полете по маршруту самолет подвергся обледенению, в результате чего к моменту прилета в район а/п Охотск лобовые стекла пилотской кабины обледенели. После выхода из зоны обледенения экипаж включил систему удаления льда с лобовых стекол, но в результате совершенно недостаточного количества залитого в а/п Хабаровск спирта (4 литра) он был быстро израсходован, но стекла не очистились. Кратковременное включение обдува стекол горячим воздухом от БО-20 также не дало положительных результатов. Имея достаточный запас горючего, командир корабля-инструктор проявил ненужную поспешность, не приняв всех мер к очистке стекол, стал заходить на посадку, даже не сделав круга над аэродромом для просмотра ВПП.
Погода в районе а/п Охотск к этому времени резко ухудшилась вследствие начавшейся метели. Прием самолета в аэропорту был организован плохо: границы полосы плохо обозначены, о чем командир корабля не был предупрежден, связь СКП с КДП отсутствовала, из радиосредств работали только радиоприемники, в системе ОСП работала только ближняя приводная радиостанция.
Собравшиеся на старте люди, главным образом, члены экипажей ранее прилетевших самолетов, подавали командиру корабля сигналы руками. Сигнал о довороте самолета влево командир корабля-инструктор понял, как разрешение посадки. Команда «Садись» была передана экипажу и по радио с КДП. В результате самолет приземлился на правую обочину ВПП со снежным покровом глубиной более 1 м. При этом передняя нога шасси сломалась и самолет упал на носовую часть фюзеляжа. 6 пассажиров получили тяжелые ранения.

Сведения о пострадавших

На борту (Погибло): Экипаж 4 (0) Пассажиры ? (0) На земле 0
Всего погибших 0

Подробности происшествия

Категория происшествия авария (Фаза полета заход на посадку)

Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-12
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л1444
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1948
Заводской номер ВС 8302317
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка

Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Восточно-Сибирское территориальное управление ГВФ, 134 АТО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Николаевск-на-Амуре
Пункт назначения Охотск
Начальный пункт маршрута Хабаровск
Конечный пункт маршрута Магадан

Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП Причиной аварии явились перечисленные выше недостатки и нарушения должностных лиц Охотского аэропорта при приеме самолета в сложных метеоусловиях.
Способствующие причины: производство командиром корабля-инструктором посадки при обледеневших стеклах пилотской кабины (нарушение §377 НПП ГА-51), а также выпуск самолета из а/п Хабаровск с недостатком спирта (нарушение приказа ГУГВФ №0288-52 г.)

Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru