13 марта 2021

«Убили больше солдат противника, чем любое другое подразделение…»

Далеко не сразу военные оценили роль снайпинга – меткой стрельбы отдельных стрелков по важным целям. Причём особую роль в распространении такого вида стрельбы сыграла Гражданская война в США.



Мы идём на Ричмонд тёмно синею стеной,
Полосы и звёзды мы несём перед собой,
Тело Джона Брауна лежит в земле сырой,
Но душа его зовёт нас в бой!
Глори, глори аллилуя!
Глори, глори аллилуя!
Глори, глори аллилуя!
Но душа зовёт нас в бой!
(Боевой гимн республики, США, 1861г.)

Требуются меткие стрелки!

А дело было так, что уже в мае 1861 года в газете «Nеw York Post» появилось сообщение, что полковник Хайрем Бердан приглашает лучших стрелков страны вступить в его снайперский полк.

Снайперы, – писала газета, – это люди, которые действует небольшими группами на расстоянии до 700 ярдов (640 м) от противника, производят один выстрел в минуту и метко попадают в цель, доставляя врагу массу неприятностей. Главная цель снайперов – офицеры противника, уничтожение которых вносит сумятицу в его ряды.

Отбор в часть был исключительно жёстким. И главным критерием было, естественно, умение метко стрелять. Понятно, что таковых стрелков было не так уж и много, поэтому набирали их по всей стране, а не в каком-нибудь одном штате. Чтобы попасть в полк, кандидат делал 10 выстрелов и с дистанции 200 ярдов должен был все пули уложить в окружность диаметром в 5 дюймов, причём стрелять нужно было из винтовки с обычным прицелом! Не справился, промазал – в снайперах тебе не место. Зато зачисленные в часть получали специально изготовленное для них оружие, хорошее жалование и… непривычного вида тёмно-зелёное обмундирование, заметно отличавшее их от одетых в тёмно-синие мундиры всех прочих солдат армии Союза.

Уже к июню 1861 года формирование полка снайперов Бердана завершилось, и он готов был отправиться на фронт. Интересно, что вначале его стрелки были вооружены револьверными винтовками Кольта. И это притом, что о них шла весьма дурная слава, мол, они склонны к «цепному огню»(одновременное воспламенение пороха в нескольких каморах барабана). Но именно Бердан доказал своим стрелкам, что если правильно их заряжать, а главное не забывать замазывать пространство вокруг пули «пушечным салом», то ничего плохого с ними не случается. Зато ни один из образцов стрелкового оружия в то время не обладал столь высокой скорострельностью, а именно для снайперов она была очень важна. На винтовках были установлены телескопические прицелы практически такой же длины, как и их стволы, но такой уж в то время была оптическая техника.

Надо сказать, что лучше других представляя себе значение метких стрелков на поле боя, Хайрем Бердан старался любыми способами избежать своего личного участия в боях. Дошло до того, что он дважды из-за своего поведения попадал под трибунал и в итоге вынужден был подать в отставку. Однако роль свою в этой войне он тем не менее сыграл, и даже очень заметную.

Дальше – больше!

Дело в том, что успехи его полка, а затем уже и бригады, естественным образом привели к формированию ещё десяти таких полков, одетых в зелёные мундиры. Обычно снайперы состояли в резерве у командования, что позволяло в зависимости от сложившейся на поле сражения ситуации посылать их туда – требовался их особо меткий огонь. Поэтому чаще всего их использовали на самом острие прорыва противника с целью его отражения или для нанесения ему максимальных потерь перед контратакой федеральных войск. Вели они также и разведку в тылу неприятеля.

А в мае 1862 года их предприимчивый, хотя и, возможно, трусоватый командир, первым в армии северян вооружил своих солдат винтовками системы Шарпса, заряжавшимися с казённой части бумажными патронами и имевшими для того времени как хорошую скорострельность, так и, что самое главное, исключительно высокую меткость. Винтовки для снайперов оснащали двумя видами прицелов: такие же телескопические прицелы, как и на револьверных винтовка Кольтах, но и более простые, регулируемые откидные диоптрические прицелы, тем не менее, позволявшие достаточно метко стрелять на значительном расстоянии.

Причём что самое интересное – именно американцы ещё до Гражданской войны были пионерами в области использования оптических прицелов. Их ставили, например, на знаменитые «винтовки из Кентукки» образца 1812 года, с расстояния в 165 м поражавшие пятью выстрелами четырёхугольник со стороной 28 мм! Ну а впоследствии их часто ставили на охотничье, но пока что ещё не военное оружие.

Надо сказать, что отдельные стрелки продолжали использовать и дульнозарядные матчевые (спортивные) винтовки, нередко сделанные на заказ и отличающиеся повышенной меткостью.

«Дурные примеры» заразительны!

По примеру северян снайперов завели и в армии Конфедерации, и они так же использовали высокоточные матчевые винтовки, купленные для состязаний ещё до войны. Однако таких винтовок было немного, и большая часть южных стрелков вооружалась британскими винтовками «Энфильд» с регулируемым диоптрическим прицелом (оптические прицелы в армии Юга были исключительной редкостью). Впрочем, поскольку среди снайперов-южан было много охотников, бывших прекрасными стрелками, они даже из обычных винтовок и с самыми примитивными прицельными приспособлениями стреляли столь метко, что поражали офицеров северян вплоть до генералов буквально на запредельных расстояниях.

Тем не менее у снайперов-конфедератов было своё уникальное оружие – снайперские винтовки Уитворта и Керра. Винтовка Керра, правда, от «Энфильда» особо и не отличалась. Но зато винтовка Уитворта, как и его пушка, представляла собой совершенное орудие убийства. Её ствол имел полигональную нарезку, запатентованную им ещё в 1854 году, и вот с ней-то его винтовка, во-первых, обладала большей скорострельность, так как пуля легко досылалась шомполом до засыпки пороха (её не нужно было туда забивать!), а во-вторых, сжатия цилиндрической пули при выстреле вполне хватало для того, чтобы заполнить все углы её шестигранного ствола и обеспечить хорошую обтюрацию.

В период между 1857 и 1865 годами было изготовлено 13400 винтовок Уитворта, из которых 5400 попали в британскую армию и флот, а 200 купила Конфедерация несмотря на то, что стоила такая винтовка 96 долларов! Однако южанам и это было за счастье, «ведь прорывателям блокады» (вспомним незабвенного Рета Батлера из «Унесённых ветром») приходилось провозить это оружие под самым носом у северян, рискуя и свободой, и своими кораблями, и даже жизнью. Так что «супервинтовки» были и у южан, и они их использовали с максимальной эффективностью, вооружая ими только самых лучших стрелков!

Эффективность, которой никто не ожидал

О том, насколько же снайперы Севера и Юга действовали в Гражданскую войну эффективно, свидетельствует целый ряд известных нам примеров. Так, во время битвы при Пи-Ридж в штате Арканзас 7 марта 1862 года известный ганфайтер Дикого Запада (ганфайтер – «ружейный стрелок», мастер своего дела) Бешеный Билл Хикок за четыре часа из засады уничтожил 36 офицеров-конфедератов. Генерал Маккалок, пришедший в ужас от таких потерь, приказал любой ценой найти и уничтожить этого снайпера. И кончилось всё тем, что Хикок сумел застрелить и самого этого генерала, ну а поймать его, конечно же, южанам не удалось!

Во время битвы при Геттисберге 1 июля 1863 года снайпер федеральных войск метким выстрелом покончил с генералом южан Джоном Рейнольдсом, после чего конфедераты отступили со своих позиций и даже вышли из города!

Соответственно 19 сентября 1863 года под Чикамаугой снайпер конфедератов из винтовки Уитворта смертельно ранил генерала федеральных войск Уильяма Литтла, что… остановило наступление вверенных его командованию подразделений!

9 мая 1864 года под Спотсильванией генерал армии Союза Джон Седжвик решил устыдить своих солдат, которые прятались от пуль конфедератов, выехал вперед и крикнул: «Что такое? Мужчины прячутся от одной пули!.. Мне за вас стыдно. Даже в слона нельзя попасть с такого расстояния!» И это было всё, что он сказал, потому что пуля снайпера-южанина поразила его в голову. Меткий выстрел, как потом выяснилось, произвёл сержант Грейс 4-го пехотного полка конфедератов (хотя называют и имя Бен Пауэлл) с расстояния около 800 ярдов (731 м)! Причём Седжвик ведь не стоял на месте, а сидел верхом на лошади, которая, конечно же, не была абсолютно неподвижной, а значит, не был неподвижным и он сам. В итоге гибель генерала Седжвика замедлила темп наступления северян, к южанам подошли резервы, и генерал Роберт Ли выиграл это сражение!

Столь высокая эффективность в бою, однако, дорого стоила и самим снайперам. И солдаты северян, и южан их люто ненавидели и не считали за солдат со всеми вытекающими из этого последствиями для попавших в плен снайперов. Вот почему даже после окончания войны снайперы предпочитали не распространяться о своих подвигах и не говорить, где и кем они воевали. Кстати, уже в 1880-х годах американские военные историки уверенно заявляли, что те же, например, снайперы Бердана в годы Гражданской войны вывели из строя больше солдат Конфедерации, чем любое другое подразделение армии северян.

Автор: Вячеслав Шпаковский / Источник:https://topwar.ru/