В отношении офицерского оружия бои русско-японской войны 1904-1905 гг. выявили основной недостаток в целом для того времени хорошего револьвера Наган – «мешкотное заряжание». Именно этим и была недовольна часть офицеров (в основном - вчерашних фронтовиков, сражавшихся против японцев). И как раз в тот период до России докатился «пистолетный бум», начавшийся в Европе благодаря успешным работам Дж. Браунинга, П. Маузера и Г. Люгера. Поэтому уже в 1905-1906 гг. некоторые вернувшиеся с войны русские офицеры начали в частном порядке приобретать у торговцев на собственные деньги новомодное оружие, отличавшееся от револьверов быстротой перезарядки. Однако у них тут же появились проблемы: если офицеры могли носить в карманах вне службы любое оружие, то в строю устав предписывал военнослужащим иметь в кобуре только штатные револьверы. А в русской армии за соблюдением устава всегда следили очень строго, и его нарушение было чревато наказаниями: в зависимости от тяжести - вплоть до разжалования или даже увольнения.
В связи с этим в командной среде русской армии начал дискутироваться вопрос об официальной замене резко устаревшего в новых условиях револьвера на какой-либо пистолет. На счастье офицеров военное руководство России так же заинтересовалось новым видом оружия. Оно подошло к возникшей проблеме основательно: оценило, насколько важна для армии смена одного вида третьестепенного по значимости оружия на другое (ведь производство винтовок, пулеметов и орудий для армии все же являлось более приоритетным); просчитало, во что «выльется» такое перевооружение финансово, и даже провело сравнительные испытания револьверов и пистолетов.
«Мешкотность» перезарядки Нагана:
отстрелянные гильзы выбить шомполом, и по одному вставить патроны
На полигоне офицерской стрелковой школы в Ораниенбауме (под Петербургом) провели стрельбу из разных видов «короткостволов» по мишеням, приближающимся к стрелкам с 50-метровой дистанции со скоростью бегущего, а затем и со скоростью просто идущего человека. В отстреле принимали участие: револьвер Наган (офицерская и солдатская модели), британский автоматический револьвер Веблей-Фосбери, бельгийский пистолет Браунинг и немецкий пистолет Люгер. И что же оказалось? По «бегущей цели» не только револьверы, но и пистолеты не успевали перезарядиться! То же – и по «идущей цели»; только Люгер в этом случае в трети отстрелов успевал вставить новую обойму и произвести еще 1 или 2 выстрела... Но при этом он (видимо из-за спешки) показал наименьшую точность стрельбы. Метче всех был автомат-револьвер Фосбери; «почетное второе место» по точности стрельбы и третье – по скорострельности занял офицерский Наган. По этим результатам (+ комиссия учла техническую ненадежность первых пистолетов, временами дававших осечки) было принято решение о нецелесообразности в данное время замены Нагана на пистолет. Тем не менее, для тех офицеров, кто оставался недоволен своим табельным оружием, командованием был издан Приказ №74 от 7 февраля 1907 года, «Высочайше одобренный» самим императором. Этим приказом офицерам разрешалось покупать пистолеты за свой счет, и даже давались рекомендации, какие именно образцы стоит покупать ввиду их особой мощи и надежности.
Список рекомендованных образцов в приказе №74 был разделен на две категории. В 1-ю группу входили большие армейские пистолеты, с которыми разрешалось становиться в строй вместо Нагана. Наиболее подходящими для этой категории военное командование посчитало бельгийский Браунинг №2 (обр.1903 г), германский Люгер (выпускавшийся с 1900 года и принятый в 1908 году на вооружение германской армии как Р.08 «Парабеллум»), а так же знаменитый германский «туристический» Маузер С.96. Впоследствии, к этому списку добавили американские большие пистолеты фирмы «Кольт» (без указания модели). Вот эти крупные мощные образцы офицерам и разрешалось носить в строю в кобурах вместо штатного Нагана.
2-я группа пистолетов, рекомендованная для покупки российским офицерам, относилась к небольшим, «карманным» образцам. Эти пистолеты офицеры имели право носить в карманах или в кобурах при форме вне строя; на службе же их владелец обязан был пользоваться штатным Наганом. Во 2-ю группу поначалу входили бельгийский Браунинг №1 (обр.1900 г) и «Маленький Браунинг» (обр.1906 г). Позже к ним добавились: американские пистолеты «Сэведж» обр. 1907 г., австрийские «жилетный» и «карманный» пистолеты Штайер (обр. 1909 г), а так же бельгийский Браунинг (обр.1910 г) и германский карманный Маузер образца 1910 г.
Таким образом, в 1907 году офицеры Российской Императорской армии получили право выбора оружия – или штатный револьвер Наган за счет казны, или пистолет утвержденного типа за свой счет. В результате к началу 1-й мировой войны определенная часть русского командного состава была уже вооружена не револьверами, а пистолетами.
ПИСТОЛЕТЫ ПЕРВОЙ ГРУППЫ
(БОЛЬШИЕ, ДЛЯ НОШЕНИЯ В СТРОЮ)
Бельгийский пистолет Браунинг (№2) обр. 1903 г
Калибр 9x20мм SR Browning Long или 7.65x17мм SR Browning; вес без патронов 930 г; длина 205 мм; длина ствола 128 мм; емкость магазина 7 патронов (9mm) или 8 патронов (7.65mm)
Самозарядный пистолет FN Браунинг M.1903, в России именовавшийся Браунингом №2, отличался удобной и передовой для своего времени конструкцией, высокой скорострельностью и неплохой точностью стрельбы (хотя по сегодняшним меркам его патроны несколько слабоваты, для начала 20 века это был отличный образец оружия). Кроме того, что этот пистолет продавался армейским офицерам в оружейных магазинах, российское правительство закупило большую партию Браунингов №2 для централизованного вооружения своего жандармского корпуса. В русских оружейных магазинах 7,65-мм Браунинги №2 продавались по 36 рублей, а 9-мм пистолеты – по 40 рублей; с дополнительными удлиненными 10-зарядными магазинами и пристегивающейся к ним кобурой-прикладом цена доходила до 58 рублей.
К началу Первой мировой войны некоторое количество русских офицеров было вооружено именно Браунингом №2; эти пистолеты отлично зарекомендовали себя в боях и заслужили высокую боевую репутацию.
Германский пистолет «Люгер» (он же «Парабеллум») обр. 1904, 1906 и 1908 гг.
Калибр – 9 или 7,65-мм; вес – 0,89 кг; длина 217 мм; длина ствола 98 мм; емкость магазина – 8 патронов.
Пистолет, разработанный германским инженером Георгом Люгером, был довольно сложным и дорогим в производстве; тем не менее, его отличные боевые и эксплуатационные качества сделали этот пистолет очень популярным. В Германии он был принят на вооружение армии в 1908 г. под обозначением Р.08 «Парабеллум». Российское же военное руководство разрешило русским офицерам покупать коммерческие «Люгеры» (так называли «Парабеллум» в России) еще в 1907 году, до принятия этого пистолета на вооружение немецкой армией. После же 1908 г. «Люгеры» в российских оружейных каталогах тоже часто стали называть «ПарабеллЮмы» (именно так, через букву «ю»). Стоили они в 7,65-мм варианте 38 рублей (43 рубля с приставным прикладом), а в 9-мм варианте - 52 рубля (с прикладом 58 рублей). Свободные продажи «Люгеров» продолжались до самого начала 1-й мировой войны, и в руках русских офицеров скопилось определенное количество этих отличных пистолетов.
Германский пистолет «Маузер» С.96 обр. 1896 г
Калибр – 7,63-мм; вес 1,1 кг; длина 296 мм, длина ствола 140 мм: емкость магазина – 10 патронов.
Германский пистолет Маузер С.96 относится к числу наиболее знаменитых и популярных в России образцов оружия. Этот огромный пистолет сразу покорил сердца русских любителей стрелкового оружия своей «харизмой». Его очень охотно раскупали, несмотря на приличную цену. Армейские офицеры оценили в первую очередь главную «изюминку» этого пистолета - способность за 1-2 секунды путем пристегивания кобуры-приклада превратиться в полукарабин, чтобы вести прицельную стрельбу на дистанции до 1 километра! По крайней мере, о возможности стрелять на такое расстояние говорила насечка прицельной планки Маузера. На самом деле попасть в цель на такой дальности было практически невозможно (эллипс разброса пуль составлял от 4 до 5 метров!). Тем не менее, из Маузера с пристегнутой кобурой-прикладом хорошие стрелки поражали цели на дистанциях в 100 и даже 150 метров, что в 2-3 раза превышало дальность прицельной стрельбы из любого другого «короткоствола». Поэтому офицеры охотно скупали Маузеры С.96, из-за чего они стали одними из самых распространенных пистолетов в российской армии.
Маузер С.96 продавался только в комплекте с кобурой-прикладом. В разных исполнениях (модели с разным количеством нарезов в стволах, постоянный или секторный прицел, гравировка и т.д. и т.п.) он стоил от 40 до 48 рублей.
Американские пистолеты Кольт М.1900 и М.1902
Калибр .38 (9 мм); вес 1,02 кг; общая длина 225 мм, длина ствола 152 мм; емкость магазина: М.1900 – 7 патронов, М.1902 - 8 патронов
В довоенном «Высочайше одобренном» приказе среди рекомендованного к покупке оружия значились и пистолеты фирмы «Кольт» (без указания модели). Сегодня обычно за разрешенный приказом «Кольт» все принимают знаменитый М.1911. Однако этот пистолет даже в армии США стал массово распространяться уже во время Первой мировой войны. В Россию же М.1911 поступили только в 1916 – 1917 годах; и не в розничную продажу, а для централизованного снабжения ими призываемых из запаса офицеров и только что произведенных в офицеры юнкеров. Таким образом, упомянутый в довоенном приказе пистолет «Кольт» - это не М.1911, а более ранние модели. Ведь в российских оружейных магазинах еще до начала 1-й мировой продавались большие пистолеты фирмы «Кольт»: М.1900 и М.1902 – оба калибра .38 (9 мм). Версия М.1902 являлась развитием М.1900, отличаясь от предшественника удлиненной рукоятью (что позволило увеличить боезапас с 7 до 8 патронов) и наличием затворной задержки. Эти не принятые армией США Кольты по российским меркам были достаточно мощными для армейского применения. Стоили они в российских магазинах: М.1900 – 48 рублей, а М.1902 - 50 рублей; в комплекте с приставным прикладом -58 рублей.
А Кольтов М.1911 калибра .45 (11,43 мм) по январь 1917 г. в Россию из США прибыло 47.100 штук. Впоследствии, уже во время гражданской войны, американцы прислали белогвардейцам еще 14.700 пистолетов Кольт М.1911.
ПИСТОЛЕТЫ ВТОРОЙ ГРУППЫ
(МАЛЫЕ, ДЛЯ НОШЕНИЯ ВНЕ СТРОЯ)
Бельгийский пистолет карманный Браунинг №1 (обр. 1900 г.)
Калибр 7,65-мм; вес 0,62 кг; общая длина 164 мм, длина ствола 102 мм; емкость магазина 7 патронов
Запущенный в производство в Бельгии пистолет американца Джона Браунинга стал поистине революционной конструкцией. Это - первый пистолет, на котором ствол и ударно-спусковой механизм спрятаны под кожухом-затвором, и первый «крупносерийник» со съемным магазином в рукоятке. Такие решения значительно сократили размеры оружия, сделав его компактным и удобным; а низко расположенный ствол обеспечивал высокую точность стрельбы. Легкий, плоский, хорошо отцентрованный, с «прикладистой» рукояткой, Браунинг 1900 г. произвел настоящий фурор. Его было просто спрятать - пистолет помещался в карманах одежды, причем из-за скрывавшего механизм обтекаемого кожуха он никогда не цеплялся за ткань.
Все это способствовало быстрому и широкому распространению Браунинга в мире. В России же Браунинг №1 стал особо популярным; именно с его появлением здесь начался настоящий «пистолетный бум». Рейтинг Браунинга среди российского населения быстро вырос; обратило на этот пистолет внимание и военное руководство России, посоветовавшее его офицерам к покупке для использования в качестве оружия самообороны вне строя. Тем более что Браунинг №1 стоил относительно недорого и по цене был доступен даже младшим офицерам: всего 18 рублей (24 – в гравированном исполнении «люкс»).
Бельгийский пистолет «Маленький Браунинг» (обр.1906 г.)
Калибр 6,35 мм auto; вес 0,35 кг; общая длина 114 мм, длина ствола 53,5 мм;емкость магазина 6 патронов
Браунинг обр. 1906 г. в России называли «Маленьким». Он представлял собой сильно уменьшенную, копию Браунинга №2 (обр. 1903 г.), разработанную под малокалиберный патрон 6,35 мм «auto». Как только «Маленький» появился на прилавках, он сразу же завоевал огромную популярность: благодаря своим миниатюрным габаритам пистолетик оказался очень удобным для скрытного ношения (помещался на ладони человека или в карманчике жилетки, предназначенном для часов). Однако в реальности «Маленький Браунинг» скорее являлся модным аксессуаром, чем оружием самообороны: его патрон слишком слаб для надежного поражения противника. Офицеры по поводу этого Браунинга острили: «Оружие самоубийц - из него легче застрелиться, чем застрелить»... То, что это оружие оказалось удостоенным разрешения в императорском приказе, можно отнести только на его исключительную популярность и удобство ношения для пожилых генералов, не участвующих непосредственно в огневых контактах.
Этот пистолет выпускался не только бельгийцами – его производили и американцы (естественно, под своим названием «Кольт»). Стоил «Браунинг» обр. 1906 г. всего 18 рублей (24 – в гравированном исполнении «люкс»). «Заморские» Кольты были заметно дороже - 27 рублей (33 рубля в исполнении «люкс»).
Американский пистолет «Сэведж» обр. 1907 г
Калибр .32 (7,65 мм) или .380 (9 мм); вес 0,59 кг; общая длина 168 мм (у кал.380 – 180 мм), длина ствола 96 мм (у кал.380 – 108 мм); емкость магазина 10 (кал.32) или 9 (кал.380) патронов.
Этот американский пистолет относительно широко распространился в России (где его обычно называли на французский манер «Соваж»). Пистолет был отлично отработан и прекрасно исполнен, отличался обтекаемыми формами, позволявшими носить его не только в кобуре, но и в карманах одежды. «Сэведж» имел (впервые в истории пистолетов!) двухрядное («шахматное») расположение патронов в съемном магазине, что позволило поместить в небольшой пистолет значительный боезапас. Пистолеты «Сэведж» выпускались в разных калибрах, в России получили распространение .380 (для военных) и .32 (для гражданских лиц). В российских магазинах «Сэведж» кал.32 стоил 28 рублей, а кал.380 – 34 рубля.
Австрийский пистолет Штейер-Пипер обр.1909 г.
Калибр 6,35 мм auto; вес 0,35 кг; общая длина 116 мм; длина ствола 53 мм; емкость магазина 6 патронов
Калибр 7,65 мм; вес 0,65 кг; общая длина 165 мм, длина ствола 90 мм, емкость магазина 8 патронов
Пистолет конструктора Н. Пипера, производившийся в двух калибрах на заводах фирмы Штейер, относился к карманному оружию (6,35-мм «малютка» - вообще к той же «жилетной» нише, что и Браунинг обр. 1906 г.). Пистолет имел своеобразное устройство: первый патрон подавался в патронник вручную при откинутом вниз стволе. Откидывать ствол нужно было и для извлечения патрона при разряжании - ведь пистолет не имел выбрасывателя, и оттягиванием затвора патрон из патронника не извлекался. Такая конструкция показалась российским офицерам слишком экзотичной и не вызывала у них доверия к этому оружию. Поэтому Штейеры покупались военными крайне редко; основными покупателями этого пистолета были гражданские лица. Стоили 6,35-мм Штейер-Пиперы 18 рублей (в исполнении «люкс» - 23 рубля 50 копеек).
Бельгийский пистолет Браунинг обр. 1910 г.
Калибр 7.65x17 мм Browning и 9x17 мм Browning; вес 0,58 кг; общая длина 153 мм, длина ствола 87,5 мм, емкость магазина 7 (7,65-мм) или 6 (9-мм) патронов
Пистолет образца 1910 г - очень удачное продолжение линии карманных Браунингов для самообороны. При сохранении всех достоинства №1 эта модель несколько уменьшилась в весе и размерах, и стала проще в разборке. Новый пистолет получился легким и изящным. А качества его 9-мм варианта вообще приблизились к требованиям, предъявляемым к служебному оружию. В результате Браунинг М.1910 был рекомендован к покупке российским офицерам, предпочитавшим пистолет револьверу (правда, из-за малых размеров Браунинг М.1910 разрешалось носить только вне строя). Пистолет очень хорошо раскупался и был распространен в России. Как самый мощный из карманных, приспособленных для скрытого ношения, был очень любим разведчиками и штабистами. Стоил 7,65-мм Браунинг М.1910 в русских магазинах всего 15 рублей.
Германский пистолет Маузер обр. 1910 г.
Калибр 6.35x16 мм SR; вес 0,46 кг; общая длина 136 мм, длина ствола 78,5 мм, емкость магазина 9 патронов
Пистолет Маузер модели 1910 года разительно отличался от своего предшественника – огромного Маузера С.96. Небольшой, легкий, с отъемным магазином в рукоятке, он был рассчитан под относительно слабый, но весьма популярный в ту эпоху патрон 6,35-мм «Браунинг». Тем не менее, пистолет оказался удачным, и почти сразу приобрел огромную популярность среди гражданского населения. Этому способствовали как малые размеры и небольшой вес пистолета, так и быстрота его перезарядки: после израсходования патронов затвор Маузера оставался в заднем положении, а при подаче нового магазина он сам автоматически закрывался, досылая первый патрон в ствол. При этом превосходя «Маленький Браунинг» в размерах всего на 1,5 см, Маузер М.1910 вмещал в себе значительно больше патронов.
Все эти достоинства привлекли к новому оружию внимание покупателей. Карманный Маузер наряду с Браунингом №1 стал самым популярным оружием самообороны русских людей, в том числе и российских офицеров (правда, из-за его малых размеров они имели право пользоваться М.1910 только вне строя). Стоил Маузер М.1910 в российских магазинах 22 рубля (в исполнении «люкс» - 26 рублей).
А финансово - насколько доступна была покупка пистолетов офицерам?
Чтобы ответить на вопрос: доступны ли были такие цены на оружие военнослужащим, необходимо несколько слов сказать о том, какое жалование получали офицеры Российской Императорской армии. Это жалование складывалось из оклада и нескольких дополнительных выплат (+ столовые + квартирные). В мирное время месячное жалование офицера самого низкого звания – подпоручика – составляло от 70 до 80 рублей (70 рублей – оклад, остальное «набегало» дополнительно). Офицер среднего звена (капитан) получал от 135 до 145 рублей, а полковник – в общем 320 рублей в месяц. Но это – в мирное время. С началом войны всем офицерам выплачивали единовременные «военно-подъемные» деньги (от 100 рублей подпоручикам до 150 рублей полковникам). Кроме того, на период войны устанавливался «усиленный военный» оклад (ежемесячная прибавка к указанному выше жалованию от 20 до 35 рублей)