Сложно сказать, какой именно электромобиль уместнее всего считать самым первым. К примеру, ещё в 1832 году шотландский изобретатель Роберт Андерсон (Robert Anderson) воплотил в жизнь самоходную повозку с электрическим двигателем. Вполне возможно, что транспортное средство пошло бы в серию, но работники железной дороги, которые переживали за свои рабочие места, взбунтовались. Классный проект пал жертвой луддитов. Впрочем, он даёт понять, в насколько глубокое прошлое проникают корни электромобилей. Да, машины на электрической тяге придумали отнюдь не в Tesla. Первые экземпляры показывали миру больше 100 лет тому назад.
Трёхколёсный электромобиль Гюстава Трове (1881)
Одним из наиболее интересных экземпляров в данной подборке оказался именно трёхколёсный электромобиль французского изобретателя Гюстава Трове (Gustave Trouvé). Только посмотрите на его конструкцию: правая сторона напоминает двухколёсный велосипед, а вот слева находится одно большое колесо, на которое, судя по конструктиву, и передаётся крутящий момент. Крайне любопытный электромобиль показали миру на «Парижской выставке электричества» в 1881 году. Испытания подтвердили, что его скорость не превышает отметки 12 километров в час, а максимальная дальность в оптимальных условиях еле достигает 26 километров. Да, скромно, но это и было почти 150 лет назад.
💡 Любопытно, что первым автомобилем с двигателем внутреннего сгорания считается Benz Patent-Motorwagen, который был построен в 1885-м и запатентован в 1886 году — спустя 5 лет после электромобиля Гюстава Трове.
Electrobat (1894)
Electrobat считается первым электромобилем с претензией на коммерческий успех. Транспортное средство разработали инженер-механик Генри Моррис (Henry Morris) и химик Педро Салом (Pedro Salom). Машина была достаточно тяжёлой, ведь изготавливалась преимущественно из стали. Даже колёса были из неё, чтобы выдержать массивную раму, на которую, в том числе, устанавливалась большая свинцовая батарея. Транспортное средство в 1894 году представили в Филадельфии, штат Пенсильвания. Какое-то время оно даже продавалось в определённых кругах. Но из-за большого веса не могло похвастаться ни приличной скоростью, ни запасом хода.
Egger-Lohner C.2 Phaeton (1898)
26 июня 1898 года на улицах Вены в частности и на дорогах Австрии в целом официально зарегистрировали Egger-Lohner C.2 Phaeton — одно из первых транспортных средств, которое получило документы в этой стране. Брендом Egger-Lohner владела компания Jacob Lohner & Co, которая стала вторым местом работы конструктора Фердинанда Порше (Ferdinand Porsche). Электродвигатель данного транспортного средства развивал мощность до 3–5 лошадиных сил. На максимальную он выходил благодаря специальному устройству, которое как раз было разработано Порше. Крутящий момент на колёса передавался с помощью коробки передач на 12 ступеней, а максимальная скорость достигала 30 километров в час.
La Jamais Contente (1899)
Первый в истории электромобиль, который развивал максимальную скорость свыше 100 километров в час. Считалось, что это стало возможным благодаря обтекаемому кузову, но реальной практической пользы от него попросту не было. Создавал электрокар Камиль Женатци (Camille Jenatzy), отец которого занимался инновационными для того времени резиновыми шинами — были такие и у La Jamais Contente. В попытках создать максимально быстрый электрокар Камиль соревновался с Шарлем Жанто (Charles Jeantaud). Именно для этого был создать кузов в виде пули, но его аэродинамику портила отрытая посадка пассажира и высокое расположение над землём. Но благодаря высокой мощности на уровне 67 лошадиных сил установить рекорд всё-таки удалось.
Омнибус Романова (1899)
Первый отечественный электромобиль в Санкт-Петербурге Ипполит Романов представил стране в 1899 году. Впрочем, он не особенно отличался от других самоходных повозок того времени, поэтому не заслужил слишком пристального внимания. Этого не скажешь про омнибус — электрическую «маршрутку» на 17 мест. Чтобы привести её в движение, использовался двигатель на 12 лошадиных сил. Энергия хранилась в 44 аккумуляторных батареях, которые обеспечивали дальность хода на уровне 60 километров. При «голом» весе 1600 кг вместе с пассажирами транспортное средство развивало скорость 19 километров в час.
Studebaker Electric (1902)
Весьма успешное транспортное средство, которое положило начало электромобилям бренда Studebaker. На разработку самоходной повозки в 1898 году было выделено около 4000 долларов, что считалось достаточно солидным бюджетом на то время — это около 100 000 по сегодняшним меркам. Было решено производить именно автомобили с электрическим приводом, потому что они были чистыми, просто заряжались и неплохо работали в городских условиях. Под брендом Studebaker Electric выпускалось сразу несколько моделей с разными типами кузова, но большинство остальных комплектующих использовалось без изменений.
Columbia Victoria (1902)
Теодор Рузвельт, 25-й президент США, впервые проехался на электромобиле 22 августа 1902 года. Производство самоходных транспортных средств в то время находилось на крайне раннем этапе развития, и около 50% всех из них были выполнены именно с использованием электрической тяги. Модель, которую выбрал президент, — Columbia Electric Victoria Phaeton. Как и в конных повозках, место водителя в данном авто располагалось в задней части кузова. Максимальная скорость транспортного средства могла достигать около 50 километров в час. А контролировать передачу крутящего момента позволяла специальная коробка передач на четыре ступени.
Baker Electric Phaeton Stanhope (1903)
На рубеже XIX и XX веков не было разницы, на какой именно тяге транспортное средство приобреталось. Все модели обладали приблизительно одинаковым дизайном, поэтому стоило отдавать предпочтение лишь эксплуатационным свойствам. Впрочем, при производстве авто с двигателем внутреннего сгорания было более уместно размещать мотор в передней части кузова, что сначала было не вполне эстетично. Именно поэтому представленный в 1903 году Baker Electric Phaeton Stanhope пользовался невиданной популярностью. Он позиционировался в качестве бесшумного и удобного экипажа для города. При цене 1600 долларов его активно покупали все, кому это было по карману. Это авто было топовым вариантом в сегменте для своего времени.