Летом 1961 года серьезный американский студент по имени Марвин Макинен подъехал к советской границе на автомобиле «Фольксваген». Студент-химик сообщил нашим пограничникам, что собирается начать недельное путешествие по СССР.
Советские пограничники обратили внимание на нервное поведение Макинена, но дали разрешение въехать в Украинскую ССР.
За некоторое время до того сотрудники американской разведки в Западном Берлине обратились к 21-летнему мужчине и попросили Макинена отправиться в путешествие, чтобы собрать информацию о советской военной и гражданской инфраструктуре.
Марвин Макинэн изучал химию в Западном Берлине,
когда с ним связались сотрудники американской разведки.
В киевском архиве СБУ находится увлекательный отчет КГБ, где подробно описывается преследование молодого американца с фотографиями и иллюстрирациями. Фотографии, представленные ниже – это страницы по этому делу.
Макинэн до сих пор жив и занимается научной работой в Чикаго. В интервью "Радио Свобода" от 2013 Макинен признал, что занимался шпионажем в СССР, и что без колебаний взялся за опасную задачу из-за его отвращения к тому, как "коммунистические страны угнетали своих граждан".
Путешествие молодого американца по СССР началось на западе Украины, на границе с Чехословакией, и должно было пройти через Крымский полуостров, Харьков, Москву и Минск. Но поездка Макинена резко оборвалась – его арестовали в Киеве.
В отчете КГБ утверждается, что на советско-чехословацкой границе американский студент выглядел «настороженным и заметно озабоченным». Его прибытие в тогдашнюю советскую Украину раньше, чем было запланировано, вызвало подозрение, поскольку позволило бы стать свидетелем перемещений военных грузов и колон армейской техники, ранее неизвестных американской разведке.
Фото военной колонны, возможно сделанное Макиненом.
Фото советской инфраструктуры, сделанное через лобовое стекло автомобиля Макинена.
Когда Макинен спросил у своих американских кураторов, что ему делать, если его поймают, студенту ответили, что ему придется «выкручиваться как можно лучше».
В отчете КГБ о тайном обыске «Фольксвагена», среди прочего, подробно описан «пояс с семью экспонируемыми фотопленками», «высококачественный фотоаппарат» и блокнот с несколькими вырванными страницами.
Предполагалось, что записи Макинена, которые выглядели безвредными, были кодом для разведки. В статье журнала Time от 1961 сообщалось о советской интерпретации его заметок: «Вблизи города я съел три бутерброда... На 156-м километре начался дождь... Видел крестьян».
Эти, казалось бы, невинные записи трактовались как хитрые криптограммы – «три бутерброда» означали «три военных сооружения», число «156» было номером армейского грузовика, слово «крестьяне» означало – «солдаты».
На карте выше, показывающей место ареста Макинена от 27 июля 1961 года (вверху слева), три разных маршрута указывают на его путешествие пешком, на своей машине и в такси до того момента, как на него обратил внимание бдительный киевлянин.
Фотография «Завода ремонта военного техники связи» на улице Дегтяревской 13/24 в Киеве, который с 2019 года называется ГП МО Украины «Центральный ремонтный завод средств связи». Эту фотографию американец сделал 27 июля 1961 - за несколько минут до того, как на него обратил внимание прохожий.
В интервью от 2013 года Макинен описал свой арест, который, по его словам, произошел из-за того, что прохожий заметил его и сообщил об этом находившемуся поблизости военнослужащему. «Я совсем недооценил, насколько осторожно и подозрительно относились советские граждане к иностранцам», – сказал он.
Согластно записи в альбоме, Макинен: «прятался за кустами и пытался сделать фотографии, но всякий раз, когда поднимал камеру и видел прохожего, он немедленно закрывал чехол и опускал камеру».
В отчете в архива СБУ утверждается, что во время задержания Макинэн, после того как им было сделано фото, «попробовал открыть камеру, чтобы засветить пленку [уничтожить изображение], но его остановили».
По словам Макинена, когда его содержали в досудебном заключении, он понял, что у него не было способа избежать обвинений. «У КГБ были фотопленки, которые я снял, – вспоминал он в интервью 2013 году. – Кроме того, я собрал большое количество информации, и это не были типичные туристические наблюдения и фотографии».
Макинен, которому перед судебным процессом исполнилось 22 года, грозила смертная казнь. После «сильного» стресса, который он пережил во время допроса, военный трибунал приговорил его всего лишь к 8 годам лишения свободы.
Статья New York Times о заключении "невинного" Макинена в СССР. В статье его имя написано с ошибкой.
Позже Макинен активно участвовал в расследовании судьбы Рауля Валленберга, шведского дипломата, которому приписывают спасение десятков тысяч евреев во время Холокоста, и исчезнувшего, находясь в заключении в Советском Союзе.
По словам Макинена, во время своего заключения он слышал несколько историй от других заключенных (находясь, напомню, в "одиночке", ага...), видевшихся с Валленбергом гораздо позже после того, как «советы» заявили, что Валленберг умер от сердечного приступа в 1947 году.
Со слов неудавшегося американского разведчика во Владимирском централе одним из его сокамерников был некий "Зигурдс Круминьш" [Zygurds Kruminsh] (я хз кто может быть с такой фамилией по национальности), который ранее был единственным сокамерником пилота U-2 Гэри Пауэрса.
По заявлениям этого Круминьша, услышаного со слов Макинена, он встречался со шведским заключенным. Также Макинен заявлял, что позже в трудовом лагере узнал от другого бывшего заключенного Владимирского централа, что Круминьш также был сокамерником некоего «шведского заключенного Ван Ден Берга».
Позже Макинен получил степень бакалавра в Пенсильванском университете, докторскую степень в Медицинской школе Пенсильванского университета в 1968 году и степень доктора философии в Оксфордском университете в 1976 году.
В настоящее время он является профессором кафедры биохимии и молекулярной биологии в Чикагском университете,занимал должность председателя кафедры с 1988 по 1993 годы.
Макинен женат, имеет двоих детей и стал дедушкой в 2008 году.