16 (по нов. ст.) февраля 1916 года войска Кавказской армии генерала от инфантерии Николая Юденича взяли Эрзерум (название этого турецкого города, вероятно, правильней транслитерировать как Эрзурум – хотя ещё А. С. наш Пушкин в свои времена совершал «Путешествие в Арзрум»)… одним словом – так завершилась наиболее успешная операция Русской императорской армии на Кавказском фронте Первой мировой войны…
…Вообще говоря, невзирая на возникший в последние годы интерес, мы всё ещё немного знаем о Великой войне – отчасти, потому, что большевики в своё время обозвали её «империалистической». Ещё меньше известно именно о Кавказском фронте – хотя здесь, в отличие от Западного, имелись внушительные победы! – и дело, конечно же, в личности того, кто их одержал… Как мы помним, в 1919-м Юденич примет от Колчака назначение «Главнокомандующим всеми русскими сухопутными, морскими вооружёнными силами против большевиков на Северо-Западном фронте» – и двинет на Петроград… впрочем, в данном случае военное счастье генералу изменит, и доживать свой век он будет в Ницце. (Что, вообще-то – не худший вариант…)
…Впрочем, той зимой ничто подобного поворота событий не предвещало – как, впрочем, и серьёзных боевых действий. Ситуация изменится в связи с завершением пресловутой Дарданелльской (или – Галлиполийской) операции – полумиллионная англо-французская армия будет вдребезги бита Османской империей; Первого Лорда Адмиралтейства Черчилля погонят с должности; Болгария, отбросив раздумья, вступит в войну на стороне Центральных держав – а сами турки получат возможность перебросить высвободившиеся войска на Кавказ…
…По крайней мере – теоретическую, поскольку зимой от русских активности не ждали. Однако, Юденич предложит сыграть на опережение – и взять Эрзерум. Стратегически расположенный город, с одной стороны, прикрывал внутренние территории Османской империи; с другой – сам мог стать плацдармом для вражеского наступления. (Насчёт качеств крепости встречаются разные мнения – некоторые источники описывают мощный укрепрайон, возведённый под присмотром немецких инженеров; другие считают, что турки больше уповали на морозы и горные перевалы… в любом случае – Эрзерум был достаточно крепким орешком).
Вопреки традициям времён Суворова, Кавказская армия имела существенное численное преимущество – Юденич располагал примерно ста восьмьюдесятью тысячами штыков и сабель против ста тридцати у Керим-паши – и 372 полевыми орудиями против 122. Правда, у турок было ещё четыреста пушек крепостной артиллерии… зато у нас – девять самолётов!
…Им достанется важная роль – обстоятельный Юденич уделял большое внимание воздушной разведке… и даже погоде – по линии фронта будут развернуты полтора десятка метеостанций. Солдат снабдят валенками, полушубками, белыми маскхалатами – а частям, которым предстояло двигаться горными перевалами, выдадут солнцезащитные очки! (Тем не менее, пару поленьев для костра, по старинке, будет приказано тащить на себе…)
…Вообще, подготовка операции отличалась тщательностью – в ход шли дезинформирующие приказы об отводе частей (и они демонстративно покидали позиции – чтобы вернуться ночью); офицерам раздавали отпуска (и даже разрешали вызывать жён – якобы, по случаю Рождества). Одним словом, турки успокоятся настолько, что командующий, Керим-паша, даже отбудет из расположения войск…
…Наступление начнётся 10 января – мы не станем подробно описывать ход событий, но к концу месяца 3-я армия, будет, фактически, разгромлена – разрозненные части сбегутся в Эрзерум… по сообщениям нашей разведки, здесь царила полная неразбериха... Как выяснится – временно!..
…Появляется информация о движении свежих сил из Месопотамии (тем самым османы ослабят давление на англичан) – и главнокомандующий, Великий князь Николай Николаевич, неожиданно приказывает Юденичу остановиться!.. (Осторожность понятная – всего полгода назад, после неудач Западного фронта, император сместил родственника, назначив его наместником на Кавказ… И вот – долгожданный успех налицо… а вдруг при штурме крепости что-то не заладится?..)
…Юденич упорствует, прекрасно понимая стратегическое значение Эрзерума – и, наконец, получает разрешение атаковать… под собственную ответственность!.. (Пока два командующих выясняли по телеграфу отношения, турки успеют прийти в себя – по всей сорокакилометровой линии обороны). Юденич начинает вгрызаться в неё 11-го числа… (Наступление было предпринято ночью, под прикрытием метели). День за днём русские продвигаются вперёд, захватывая форт за фортом, – в конце концов, осознав неизбежность окружения, остатки турецкой армии оставляют город… рано утром 16 февраля передовые части Юденича входят в Эрзерум без боя…
P.S. …3-я армия Керим-паши потеряла шестьдесят тысяч убитыми и ранеными; тринадцать – пленными; 9 знамен и 323 орудия. У нас было убито 2339 и ранено шесть тысяч человек. Победа откроет дорогу на Трабзон – который и будет взят в апреле. Юденич удостоится ордена Св. Георгия 2-й степени. Его главнокомандующему и полному тёзке, Вел. кн. Николаю Николаевичу, не дадут ничего…
P.P.S. …Уже в начала марта наши впечатлённые союзники поспешат заключить соглашение о «целях войны России в Малой Азии» – англичане с французами претендовали на Палестину (со Святыми местами) и часть Персии – но отдавали русским север турецкой Армении, Константинополь… и даже пресловутые проливы!.. (А ведь совсем недавно, пытаясь успеть к ним первым, Черчилль угробит тридцать с лишним тысяч британских подданных в Галлиполи). Подозрительная щедрость… словно они могли предвидеть события, ждущие Россию через год… Впрочем, это – совсем другая история.