13 февраля 2022

Как Брежневу удалось пережить атаку истребителя ВВС Франции


9 февраля 1961 года ИЛ-18, на котором летел в Гвинею Брежнев, над международными водами Средиземного моря был атакован истребителем ВВС Франции.

В мировой истории было немало случаев покушений на первых и вторых лиц государств. Все эти удавшиеся и неудавшиеся попытки исполнялись самыми разными способами, иногда довольно нестандартными. Но покушение на Леонида Ильича Брежнева, произошедшее в 1961 году, можно назвать самым необычным из них. 

Исключительность этого события заключается в том, что это, наверное, первый и единственный случай, когда военная авиация другой страны атаковала высшее должностное лицо государства, с которым не находилась в состоянии войны.

В 1961 году Леонид Ильич Брежнев еще не был Генеральным секретарем КПСС, но занимал достаточно высокий пост, будучи Председателем Президиума Верховного Совета СССР.

В феврале 1961 года он отправился в официальную поездку по нескольким странам Африки. Первым пунктом программы значилось Королевство Марокко. 9 февраля борт №1 вылетел из Москвы и направился в марокканский город Рабат. Это был Ил-18 под управлением опытного экипажа, командиром которого был высокопрофессиональный пилот Борис Бугаев.

В тот момент, когда лайнер находился над нейтральными водами Средиземного моря в 130 километрах от города Алжир, столицы одноименной африканской страны, которая в то время была французской колонией, произошел опасный инцидент.

Советский самолет, выполняя свой рейс, связался по радио с Алжиром, сообщив диспетчеру свои координаты и курс. Вскоре после сеанса связи произошло нападение на него французского истребителя. Появившись возле нашего лайнера, он начал совершать опасные маневры на небольшом расстоянии.


Тогда летчики отправили срочную радиограмму на английском и французском языках в Алжир с описанием ситуации и просьбой отозвать истребитель. Услышав в ответ слово «О’Кей», повторенное дважды, казалось бы, можно уже облегченно вздохнуть, но не тут то было.

Вместо того чтобы улететь, истребитель начал обстреливать наш самолет. То ли советский экипаж сумел ловко увернуться, то ли у французского летчика не было задания сбивать русских, но лайнер с будущим генсеком никаких повреждений не получил. Истребитель перестал преследовать самолет Брежнева, и советская делегация благополучно прибыла в Рабат.

Трудно сказать, какая цель преследовалась французами и была ли она достигнута.

За этим инцидентом, естественно, последовало гневное заявление Министерства иностранных дел СССР и еще более гневные статьи в советских газетах, осуждающих «подлую провокацию французской военщины».

А закончилась эта история практически ничем. Французы выразили сожаление и пообещали провести расследование, но как-то спустили его на тормозах. Затем последовало событие, затмившее своим масштабом инцидент над Средиземным морем. Через два месяца после покушения на самолет Брежнева состоялся полет первого человека в космос, который совершил простой советский парень Юрий Алексеевич Гагарин. Так что о французской атаке все забыли.

Вскоре Борис Бугаев, управлявший Ил-18, перешел на административную работу и сделал головокружительную карьеру, дослужившись в 1970 году до должности министра гражданской авиации СССР.


А Леонид Ильич Брежнев, благополучно пережив атаку французского истребителя, через три года после этого стал Генеральным секретарем ЦК КПСС, возглавил Советский Союз и пробыл на этом посту без малого два десятилетия.


Сергей Кузмицкий