25 июня 2022

Канал, который пытались строить 2500 лет: уникальное сооружение для переброски воды из Волги в Дон


31 мая 1952 года открытие Волго-Донского канала — в 13 часов 55 минут между шлюзами слились воды Волги и Дона., а 27 июля того же года каналу было присвоено имя В.И. Ленина. С этого дня и отчитывает свой возраст это уникальное гидротехническое сооружение. Официальное открытие судоходства по Волго-Донскому каналу состоялось 2 августа, когда у входа в канал был открыт памятник И.В. Сталину, самый большой в мире. Фактически движение по этому пути началось с 1 июня. Беспрецедентный в мировой истории проект был реализован всего за четыре с половиной года.

Степной путь

Впервые идея сооружения рукотворного канала между двумя великими реками Танаисом и Итилем возникла еще в конце VII века до нашей эры, когда персидский царь Дарий I Гистасп погнал свою многотысячную армию в степи Причерноморья, преследуя непокорных скифов, отказавшихся дать мощнейшему монарху древности "земли и воды". Геродот, подробно передававший все сказки, слухи, сплетни и мифы о таинственной земле амазонок, описывая поход Дария, упоминает о не очень конкретных планах царя добыть себе воды посредством рытья канала для своего флота из Танаиса в Итиль.

Теоретически планы были вполне осуществимы - на тот момент население Среднего Востока имело богатый опыт сооружения всем миром трудоемких ирригационных систем, как в Междуречье, так и в Эламе, Мидии, Персии, Урарту, Малой Азии. А следы предшественника Суэцкого канала эпохи фараонов до сих пор сохранились в Египте.

Даже плохо знакомый с географией Дарий понимал, что, имея такой канал, можно было бы сделать Каспий "внутренним озером" Персии.

Однако великому царю катастрофически не везло - сначала он чуть целиком не положил войско в безводной Таврии, затем чуть не лишился оставленного на Дунае флота, а под конец жизни пережил еще и унизительную катастрофу при греческом Марафоне, что окончательно отправило шахиншаха в упокоительное путешествие в царство Ормузда. А с ним туда же полетела и мечта о канале.


Спустя полтора века смело раздвигавший пределы Ойкумены Александр Македонский вспомнил о персидских планах. Как победитель другого царя царей - Дария III Кодомана он унаследовал не только обширное государство, но и идею "внутреннего озера". Тем более, что им были биты проживающие на побережье Каспия и бактрийцы, и согды, и массагеты.

Однако окружению великого завоевателя уже отнюдь не улыбалось менять сладкие ночи Вавилона на насквозь продуваемую донскую прерию. Идею Александра саботировали как могли, да и сам он, уставший от походов, особо на очередной авантюре не настаивал.

Справедливости ради стоит заметить, что ни Дарий, ни Александр в глаза не видели района трудовых действий - а сомнительного качества карты того времени, сдобренные геродотовскими грифонами и драконами, вряд ли могли дать хотя бы относительно точного представления о сложности задачи.

Третий знаменитый воитель как раз-таки "испил шеломом Дону". Киевский князь Святослав Игоревич в 965 году лично отправился "отмстить неразумным хазарам" в их собственных кибитках. Князь в щепки разнес каганат, 300 лет наводивший ужас на южнорусские границы, сжег обе столицы Итиль и Семендер, и высказал уже неоригинальную идею "хожения лодьями в Хвалынское море" не волоком, а через прорытый в Диком Поле канал. Для наглядности Святослав с дружиной почти в точности прочертил посуху тот самый маршрут, которым позднее был проложен сам Волго-Донской канал и где раскинулось Цимлянское море широко. Как раз на его дне остался хазарский город Саркел, взятый князем на копье в конце своего маршрута.

Но и Святославу не пришлось начинать рыть канал. На разгромленный Восток он больше не ходил, пошел "на вы" на Византию, по возвращению откуда попал в печенежскую засаду, оставив буйный череп хану Куре в качестве застольной чаши. В ней же надолго утонул и замысел строительства канала.

Чаша пьяницы

Через 600 лет за перемычку взялись по-настоящему. Сын великолепного Сулеймана I Кануни и славянки Роксоланы турецкий султан Селим II Пьяница в 1569 году объявил поход на захваченную русскими войсками стрелецкого воеводы Ивана Черемисинова и казачьего атамана Ляпуна Филимонова Астрахань.

Поход лично разрабатывал великий визирь Мехмет Соколлу, ибо "оплот ислама" предпочитал больше проводить время не в бранных делах, а в гаремных забавах и за чарой зелена вина. Янычары терпеть не могли трусливого султана, дав ему кличку Мест (Пьяница). Однако босниец Соколлу, почитавший в свое время классиков, понял, что без флота крепость не взять, и реанимировал идею строительства канала между Волгой и Доном через Камышинку и Иловлю. Флот должен был транспортировать к Астрахани тяжелые осадные орудия, которые по бездорожью за полсотни верст перетащить на Волгу было бы невозможно.

Летом 1569 года поход начали 3 тысячи землекопов, которые отправились к Азову на 15 галерах. Их сопровождали 5 тысяч расстроенных алкоголиком на троне янычар под командованием Касим-паши при 50 орудиях. Еще 30 тысяч должен был предоставить крымский хан Девлет-Гирей, у которого русские и отбили Астрахань.

Однако поход сразу же столкнулся с многочисленными проблемами, главной из которых был сам хан. Крымчак, у которого было полно забот на самом полуострове, категорически не хотел надолго его покидать. К тому же захват Астрахани с помощью турок, да к тому же с призрачной перспективой ее удержать, ставил Крым в серьезную зависимость от Высокой Порты, чего Девлет-Гирею совершенно не хотелось. Поэтому никакого рвения от орды османы не дождались. Хан попросту "торопился медленно". Прислал войска гораздо меньше, чем обещал, да и земляные работы были совсем не для степняков.

Наемные землекопы с янычарами долбили донскую грязь более месяца, пока "с великой бранью" не взвыли, что "даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать". Касим-паша опасался, что янычары могут в любой момент "перевернуть котел", что означало турецкий бунт также "бессмысленный и беспощадный", поэтому попробовал было перетащить суда с пушками волоком. Но крымчаки отказались дать для тягловых работ своих боевых скакунов, а от верблюдов было мало толку.

Полтора месяца бессмысленных потуг и препирательств привели к тому, что плюнувший на союзников Касим-паша отправил тяжелую артиллерию на судах обратно в Азов, а сам с ногайской конницей и легкими орудиями едва дотащился до Астрахани только к 14 сентября.

Без осадной артиллерии штурмовать крепость было безумием, поэтому паша дал приказ строить лагерь для зимовки неподалеку. Но отсутствие съестных припасов, перспектива голодной зимы и известие о подходе к Астрахани русских войск во главе с воеводой Bасилием Серебряным вызвало-таки "переворачивание котлов" у янычар. Не исключено, что у турецкого страха оказались крайне велики глаза - князь Василий умер за год до осады. Да и не было у России тогда свободной рати, все войска были заняты в Ливонской войне.

Тем не менее, отвратительная разведка сослужила туркам плохую службу. Касим-паша снял осаду и увел истощавших янычар назад, навстречу своему "шелковому шнурку" от хмельного Селима. Оставляя в завьюженных донских степях сотни людских и конских трупов вдоль разрытой канавы несостоявшегося канала. Совсем как известный генерал Бонапарт два с половиной века спустя.


Пятый по счету самодержец лично принял участие в определении месторасположения вожделенного канала. К концу XVII века Петр I, еще не ставший Великим, начал рубку окна в Европу с "азовской форточки". Взяв крепость, царь основал Таганрог с расчетом сделать из него столицу России - душно ему было во враждебной реформам консервативной Москве. А новой столице нужны были и новые торговые пути. В частности, водный путь из Дона на Волгу и Каспий. Для чего юный царь, много беседовавший во время азовских походов с казаками о заброшенных турецких канавах, решил вернуться к проекту пьяницы Селима.

Петр, которому удавались практически любые, даже самые фантастические задумки обозначил трассу в полуверсте от заброшенного канала султана.

Земляные работы в зоне будущего канала начались в 1697 году под руководством Иоганна Бреккеля. Мужички с кирками и лопатами были согнаны из Воронежа, Тамбова, Ельца, Курска, Козлова, Рязани. В теплое время года все бы ничего, в заморозки же - мер народ толпами, в антисанитарии, голодухе и мздоимстве чиновников. Вскоре сбежал герр Бреккель. Государь привез из Великого Посольства другого инженера - англичанина Джона Перри. Работы возобновились ненадолго, но вскоре заглохли совсем. Началась Северная война, которая потребовала землекопов уже с мушкетами против Карла XII. А мистер Перри перебрался строить каналы на Ладоге и Оке.

В 1702 году сооружение канала между Доном и Волгой было перенесено в район Иван-озера. Ивановский канал соединил Дон с притоком Оки рекой Цной через Иван-озеро и вытекавшую из него реку Шат. Проектом предусматривалась шлюзованная часть канала длиной в 210 верст. Если бы она была полностью достроена, то стала бы самой длинной из всех шлюзованных систем дореволюционной России. Через пять лет после начала строительства по Ивановскому каналу было проведено около 300 судов, хотя система оказалось очень маловодной.

Вскоре после Полтавской виктории Петр претерпел позорную ретираду в Прутском походе, оставил Азов, срыл Таганрог, а вместе с ними - и идею канала на Волгу.

Планы Советов

В мае 1918 года на заседании Совета народных комиссаров РСФСР рассматривался вопрос о сооружении Волго-Донского канала. Гражданская война и трудности восстановительного периода заставили отложить работы.

Только почти через 10 лет, в феврале 1927 года, утвержден комитет по сооружению Волго-Донской водной магистрали под председательством Григория Кржижановского.


Воплотить в жизнь амбициозную задумку удастся только Иосифу Сталину, который не скромничал в выборе средств для строительства канала и щедро «удобрил» донские солончаки костями заключенных «каналоармейцев».

В 1940 году составление проектного задания по Волго-Донскому пути было поручено коллективу проектировщиков Главгидростроя, создавших к этому времени проекты Беломоро-Балтийского водного пути, канала имени Москвы и других крупных гидротехнических сооружений.

Развернувшиеся проектные работы прервала Великая Отечественная война, они возобновились лишь в 1944 году.

Окончательный проект строительства Волго-Донского судоходного канала (ВДСК) был утвержден 27 января 1948 года. Его автором стал коллектив Гидропроекта под руководством Сергея Жука.

Проект состоял из связанных между собой трех самостоятельных частей: судоходного канала, гидроузла и оросительной системы.

После изыскательских работ и проверки трассы в 1948 году началось грандиозное строительство канала от Волги до Дона. 25 марта 1949-го на стройплощадке был вынут первый ковш земли. И с этого времени 40 долгих месяцев ни на один день, ни на один час не смолкал гул моторов. Режим работы на стройке был круглосуточный.

31 мая 1952 года между 1-м и 2-м шлюзами воды Волги и Дона слились в единый поток. С 1 июня по каналу уже началось движение судов, первым пассажирским стал теплоход «Сергей Киров». 27 июля 1952 года сооружение было торжественно открыто, позже ему присвоено имя Владимира Ленина.


Чудо- техника

На строительстве канала, который коротко называли Волго-Дон, впервые опробовали новейшую технику. В работах было задействовано 8000 машин и механизмов отечественного производства: шагающие и многоковшовые экскаваторы, землеройные снаряды, мощные скрепера, бульдозеры, автосамосвалы.

«Никогда ни одно гидротехническое сооружение не знало такого насыщения техникой. А поэтому не знало таких сжатых сроков работы!» - писал в «Литературной Газете» 15 июля 1952 года академик Борис Патон.

«Чудо-экскаватором» называли шагающий экскаватор «ЭШ – 14/65». Длина его стрелы составляла 65 метров, ковш забирал сразу 14 кубометров грунта (почти 2 вагона), доставал его с глубины 40 метров, поднимал на высоту 40 метров и переносил на 100 метров. Машина весила 1200 тонн.

Экскаватор впервые был применен на строительстве Волго-Дона. Чтобы доставить его на строительство в разобранном виде, понадобилось 180 железнодорожных платформ. Чтобы подвести к месту работы, построили железнодорожную ветку. Там монтажники собирали его 6 месяцев.


С 1950 года строительством Цимлянского гидроузла руководил полковник Василий Арсентьевич Барабанов – личность легендарная. Его должность называлась «Начальник управления исправительно-трудовых лагерей и строительства Цимлянского гидроузла Волго-Донского судоходного канала МВД СССР». Василия Арсентьевича направляли туда, где не способны были справиться другие.

До Волго-Дона он работал на Печоре, на Дальнем Востоке. Вся страна зачитывалась в то время романом Василия Ажаева «Далеко от Москвы». Прообразом главного героя Батманова послужил Барабанов.

В состав Волго-Донского комплекса сооружений, помимо канала, входил и проект Цимлянского гидроузла (ЦГУ), который на тот момент из 96 возведенных гидротехнических сооружений в стране был самым крупным.

По проекту Сергея Жука необходимо было построить плотину для подъема уровня Дона и сделать его судоходным на всем протяжении пути. Для этого нужно было изменить движение реки, перекрыть старое русло Дона, заставить могучий Дон направить свои воды в другое русло, которое ему укажет человек, и тогда он, разлившись в подготовленном котловане, образует водохранилище.

Дном будущего водохранилища послужила территория станицы Цимлянской (отсюда его и название), так как она находилась в низине. Поэтому для котлована водохранилища не было вывезено ни одного кубометра земли. Дон должен был разлиться в естественной впадине.


В состав Цимлянского гидроузла входят: земляная плотина – 13,5 км; бетонная водосливная плотина – 496 м; 2 судоходных шлюза – №14 и №15; судоходный канал между шлюзами – 6,5 км; гидроэлектростанция с рыбоподъемником; головное водозаборное сооружение Донского магистрального оросительного канала; железная дорога; автодорога; 2 моста; порт и лесобаза; эксплуатационные поселки.

Цимлянская плотина, протянувшаяся на 13 километров, поглотила 35 миллиардов кубических метров песка и вошла в книгу рекордов Гиннеса, как первая в мире плотина, построенная на песчаном грунте. Она намывалась 28 мощными земснарядами. 6 июня Цимлянская гидроэлектростанция дала первый промышленный ток.

Из зоны затопления водами будущего Цимлянского водохранилища перевезли на новые места колхозные дворы, убрали железные дороги, различные мосты, пересадили кусты винограда, вырубили деревья, переселили 164 населенных пункта.

Кстати, площадь зеркала Цимлянского моря – 2700 кв. км. Длина водохранилища – 280 км., ширина – 30 км., средняя глубина – 9 метров.

Волго-Донской канал

Волго-Донской судоходный соединяет Волгу у Волгограда с Доном у города Калач-на-Дону. Общая его протяжённость – 101 км. Из них 45 км проходит по водохранилищам – Варваровскому, Береславскому и Карповскому.

Для прохождения полного пути из Волги в Дон суда должны пройти 13 шлюзов, разделённых на Волжскую шлюзовую лестницу (высота 88 м, состоит из 9 однокамерных однониточных шлюзов) и Донскую шлюзовую лестницу (высота 44,5 м, состоит из 4 шлюзов такой же конструкции). Габариты шлюзовых камер – 145×18 метров. Расстояние между шлюзами варьируется от 700 м на волжском склоне до 20 км на донском склоне.

На весь путь уходит около 10-12 часов. Канал питается донской водой из Цимлянского водохранилища, так как Дон лежит выше Волги на 44 метра. Часть воды используется для орошения полей.

Средняя продолжительность навигации на Волго-Донском канале составляет 211 суток. Проходят за это время до 5000 судов. Допускается движение судов грузоподъёмностью до 7 тыс. тонн. Пропускная способность канала оценивается в 16,5 млн тонн грузов в год.


Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 сентября 1952 за строительство Волго-Донского судоходного канала 12 человек получили звание Героя Социалистического Труда, в том числе – Василий Барабанов. Пятеро из награжденных – строители ЦГУ: Иван Ермоленко, Алексей Улесов, Евгений Симак, Дмитрий Слепуха, Анатолий Усков.

Строительство Волго-Донского водного пути было возложено на Главное Управление лагерей гидротехнического строительства, созданное в 1947 году. Общее число заключенных, работавших на строительстве Волго-Донского канала, составило 20680 человек. Основная часть спецконтингента трудилась вместе с вольнонаемными рабочими. Но на тяжелых участках – ручная выемка грунта, дробление камня, вкалывали только заключенные.

Уже в I квартале 1950 года в связи с увеличением количества строящихся объектов стал ощущаться дефицит специалистов. Поэтому там, где не хватало работников, ставились заключенные с определенным должностным окладом. Должности были различными – от истопника до инженера. Заключенные работали на тех должностях, на которых трудились еще на свободе. Они неплохо справлялись со своими обязанностями.

Памятники Волго-Дона

Волго-Донской судоходный канал – единый архитектурный ансамбль. Советские зодчие облекли в художественную форму действующее гидротехническое сооружение. Возле первого шлюза на высоком постаменте был установлен памятник Иосифу Сталину. Этот памятник простоял несколько лет, возвышаясь на 40 метров над уровнем Волги. В 1961-м его убрали, на старом постаменте 22 апреля 1973 был установлен памятник Ленину.


15-й шлюз – один из самых красивых и величественных сооружений канала. На вершине его каменных 30-метровых башен, установлены статуи донских казаков на вздыбленных конях. Их взоры устремлены в сторону Дона. Автор – заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии Георгий Мотовилов.



Сергей Кисин