21 июня 1956 года, на вооружение "инженерных бригад резерва главного командования" (так из соображений секретности официально назывались ракетные войска стратегического назначения) поступила ракета Р-5М - первая советская баллистическая ракета с термоядерным боезарядом мощностью в одну мегатонну. Она еще не была межконтинентальной, но ее дальность полета в 1200 км позволяла держать под прицелом почти всю Западную Европу, вплоть до Ирландии, центральной Италии и южной Франции.
Р-5М была последней разработкой, сделанной на базе немецких трофейных ракет "Фау-2", но она уже очень сильно от них отличалась. Ее оснастили отделяемой боеголовкой, несущими баками значительно увеличенного объема, форсированным двигателем и улучшенной системой управления. На ракете отсутствовали аэродинамические стабилизаторы, из за чего внешне она была не похожа на своего германского "пращура", да и по характеристикам она его значительно превосходила.
В том же году ракета была запущена в серийное производство на Днепропетровском заводе, а в следующем - начала поступать на вооружение строевых дивизионов. Всего, не считая экспериментальных образцов, сделали 48 таких ракет, которые базировались под Калининградом, в Эстонии, в Закарпатье, в Крыму, на Кольском полуострове и под Владивостоком.
А в конце 1958 года в обстановке строжайшей секретности два дивизиона разместили на территории ГДР, к северу от Берлина. Об этой операции под кодовым названием "Туча" не поставили в известность даже высшее руководство Восточной Германии и командование Народной армии ГДР.
Ракеты были нацелены на Париж, Лондон, Брюссель, Бонн, Амстердам, Дортмунд, Эссен и целый ряд других городов. Максимальное количество Р-5М, одновременно стоявших на боевом дежурстве, - 36 штук было достигнуто в 1960 году. И в этом количестве они оставались на вооружении до 1965 года.
С Р-5М связан один уникальный эпизод военной истории. 2 февраля 1956 года с полигона "Капустин яр" состоялся испытательный пуск этой ракеты по территории Казахстана с реальным ядерным зарядом. Правда, его мощность специально ослабили до 80 килотонн, но все равно это четыре Хиросимы. Целью был полигон к северу от Аральского моря, который ракета успешно поразила, а боеголовка сработала в штатном режиме.
Американская разведка зафиксировала взрыв и примерно определила его мощность, но американцам не пришло в голову, что это не стационарный испытательный заряд и даже не авиабомба, а баллистическая ракета. Об этом стало известно только во времена "перестройки и гласности".
Сейчас такое испытание выглядит безумием, ведь страшно подумать, что могло произойти, если бы ракета уклонилась от курса или упала преждевременно на какой-нибудь населенный пункт. Но в 1950-е годы, когда еще недавно закончилась самая чудовищная война в истории с десятками миллионов жертв, отношение к безопасности и допустимой степени риска было совсем не то, что в наше время.
В дальнейшем подобные испытаня проводились еще дважды, в сентябре 1961 года, но тогда ядерный полигон, по которому с Кольского полуострова запустили две ракеты, располагался на необитаемом архипелаге Новая Земля, а весь маршрут полета проходил над Северным Ледовитым океаном, что позволило значительно снизить угрозу.
В связи с появлением более совершенных ракетных систем Р-5М в 1966 году сняли с вооружения и утилизировали, за исключением нескольких экземпляров, установленных в качестве памятников и музейных экспонатов.
На заставке - фото развернутого стартового комплекса Р-5М с машинами обеспечения. В правом верхнем углу замазана надпись "секретно" и номер отпечатка.
Слева - внешний вид и разрез Р-5М, в центре - ракета, установленная перед зданием Центрального музея Советской армии, а справа - такая же ракета в парке города с характерным названием Мирный.
Ракеты Р-5М на московском первомайском параде 1960 года.