Ровно 30 лет назад в России стартовала величайшая афера и обман населения с того момента, когда большевики в 1961 году торжественно объявили, что за 20 лет в стране будет построен коммунизм. Думаю, многие уже догадались, о чем идет речь.
11 июня 1992 года была принята государственная программа ваучерной приватизации, в ходе которой всем жителям РФ раздали так называемые ваучеры (приватизационные чеки) номинальной стоимостью по 10 тысяч рублей (в 1992 году это еще считалось довольно приличной суммой). За эти бумажки "дорогие россияне" могли приобрести долю в собственности на средства производства и потом получать с нее доход. Во всяком случае, так им объяснили организаторы "ваучеризации".
Широко известна фраза тогдашнего председателя Госкомитета по управлению государственным имуществом Анатолия Чубайса, что цена ваучера якобы эквивалентна двум престижным автомобилям "Волга", воплощавшим мечту о богатстве типичного советского обывателя. Однако это была наглая ложь и Чубайс прекрасно об этом знал.
На практике сразу выяснилось, что никаких действительно ценных и высокодоходных акций приватизируемых предприятий за ваучеры купить невозможно. А те, что было можно, вскоре превратились в макулатуру, поскольку эти предприятия обанкротились. Либо - упали в цене почти до нуля, как, например, акция торгового дома "ГУМ", за которую в 1992 году требовали аж семь ваучеров, а за несколько лет она обесценилась до 100 рублей.
Одновременно в стране моментально расплодились конторы по скупке ваучеров за бесценок, а также - так называемые "чифы" - чековые инвестиционные фонды. Это были чисто жульнические фирмы-однодневки, собиравшие ваучеры в обмен на собственные акции с якобы высоким и стабильным доходом. На деле все эти фирмы вскоре растворились в воздухе, а миллионы поверивших им людей остались с носом.
Вспоминается история одного моего приятеля - талантливого электронщика, который в 1992 году помог мне приобрести мой первый компьютер, установил на него программы и научил с ним обращаться. Этот приятель - уже взрослый мужик в возрасте за 30, с самого рождения жил с родителями в крохотной двухкомнатной хрущевке без каких-либо надежд на улучшение жилищных условий. В очередь их не ставили, поскольку у них было больше тогдашней "санитарной нормы" - 7 квадратных метров жилплощади на человека.
В конце 1992-го ему попалась на глаза реклама чекового инвестиционного фонда "Жилтоварищ", обещавшего квартиры в обмен на ваучеры. Он сдуру отнес туда все три ваучера своей семьи, да еще и доплатил, получив взамен аж 1600 акций, по которым ему, в соответствии с заключенным договором, полагалась однокомнатная квартира в строящемся доме. Но ее он, разумеется, так и не дождался.
В 1994 году этот "Жилтоварищ" исчез в сиреневом тумане вместе с деньгами акционеров и несколькими десятками тысяч ваучеров, которые ему удалось обманом заполучить. Приятель, которого постоянно пилили родители за то, что он лох и "просрал" их ваучеры, с горя запил и вскоре погиб в уличной пьяной драке. История для 90-х годов вполне типичная.
Слава богу, у меня хватило ума сразу после получения ваучера продать его по номиналу - за 10 тысяч, а на эти деньги - купить солидный двухтумбовый письменный стол, за которым я вот прям сейчас сижу, набивая этот текст. А буквально через полгода продажная цена ваучера упала до трех тысяч, но фактически, с учетом галопирующей инфляции, - гораздо ниже.
А еще через полгода за ваучер можно было получить лишь бутылку паленой водки. У многих эти бумажки так и остались, а сейчас их цена у коллекционеров составляет, в зависимости от сохранности, от 200 до 1000 нынешних рублей, за которые даже игрушечную "Волгу" не купишь. А как вы распорядились своим богатством, полученным от Анатолия Борисовича Чубайса?
На заставке - Чубайс на презентации дизайна приватизационного чека. Его номинал тогда еще не был определен, поэтому на плакате нарисованы нули. Собственно, для подавляющего большинства россиян плакат оказался пророческим.
Две "Волги", вы поняли? Две!