30 июня 2022

О Руссо – в начале пути

28 июня 1712 года родился Жан-Жак Руссо – один из столпов Просвещения, идеи которого, как считается, вдохновили Французскую революцию… (Сам мыслитель, вероятнее всего, такое мнение опротестовал бы – для него репутация «ниспровергателя основ» была не более чем пиар-ходом… на протяжении всей жизни он неизменно предпочитал чьё-либо покровительство усердному труду (даже веру менял… дважды!) …И покровители исправно находились – вообще, «высшее общество» готово было на руках носить своего бесстрашного  хулителя!.. (Уж не в этом ли всеразъедающем либерализме – истинная причина последовавших вскоре после смерти Руссо событий и краха французской монархии?..) Ну, ладно…




…Итак, отцом будущего «титана мысли» был женевский часовщик – а матушка скончалась родами: «Я стоил жизни моей матери, и моё рождение было первым из моих несчастий». Тем не менее: «за детьми короля не могли бы ухаживать с большим усердием, чем ухаживали за мной в первые годы моей жизни», – отец и сын просиживали ночами, читая книжки. (Поначалу – доставшиеся в наследство от матери романы, потом – литературу посерьёзней, вроде Плутарха… последствия едва не окажутся травматичны – впечатлительный малец настолько вообразит себя «греком или римлянином», что попытается спалить на огне ручонку по примеру Сцеволы!.. (Вообще говоря – показательный выбор... Если вдуматься – Гай Муций был такой один, а вот резали всех подряд (и друг друга) римляне практически беспрестанно...)

…Увы, вся эта идиллия нежданно-негаданно прикроется – Исаак Руссо расквасит нос некому французскому капитану – и покинет Женеву, сдав малолетнего Жан-Жака дяде Бернару… тот отправит его «на пансион к священнику Ламберсье, чтобы обучить там, наряду с латынью, всякой ненужной дребедени, присоединяемой к ней под названием образования».

…Дребедень – не дребедень, но проблемы с катехизисом вскоре приведут мальца к телесному наказанию от руки добрейшей мадемуазель Ламберсье… последствия окажутся  несколько неожиданными: «…я обнаружил в боли и даже в самом стыде примесь чувственности, вызывавшую во мне больше желания, чем боязни снова испытать это от той же руки. Правда, к этому, несомненно, примешивалась некоторая доля преждевременно развившегося полового инстинкта…»



…что со второй попытки мадемуазель и осозна́ет – после чего наказания будут исключены из программы – а там наступит конец  и счастливому детству... Сначала будущего философа устраивают к городскому протоколисту – но обучение «полезному ремеслу судебного крючкотвора» как-то не пошло; следующей остановкой станет мастерская гравёра – тут получилось ещё хуже: «Тирания хозяина в конце концов сделала работу.. невыносимой и породила во мне пороки, которые могли бы стать для меня ненавистными: ложь, безделье, воровство». Одним словом – в шестнадцать Руссо покидает Женеву…

…чтобы тут же попасть в объятия (пока – фигурально выражаясь) к Франсуазе Луизе де Варан – обедневшая тридцатилетняя аристократка жила на пособие Сардинского короля… в числе прочего, в служебные обязанности дамы входила вербовка прозелитов…  Мгновенно обнаружив в себе задатки истинного католика, Жан-Жак отправляется в Туринский монастырь… (Важно, что обратившись он автоматически терял женевское гражданство… два десятилетия спустя философ вернётся-таки в кальвинизм).

…По прошествии четырёхмесячного «курса молодого бойца» Руссо отпускают на все четыре стороны… (В ближайшие годы ему предстоит сменить несколько хозяев… увы – ни в качестве лакея, ни в должности секретаря ужиться не удастся ни с кем… Характер!.. Зато, Жан-Жак всякий раз возвращается к «мамаше Луизе» – нимало не смущаясь тем обстоятельством, что иной раз его место оказывалось занято).

…Хм… этак мы никогда не доберёмся до, собственно, философии Руссо… (С другой стороны – все же знают: «Назад к природе!», «Общество – зло!», «Частная собственность – причина бед человеческих!» – и так далее… К слову – биография просветителя подробнейшим образом изложена в его «Исповеди», которую мы сегодня так часто цитируем… может, это и не совсем «документ» – но чтение преинтереснейшее).



…Итак, Руссо отправляется «покорять Париж» – и после ряда неудач (в частности, его цифирную нотную систему ретрограды отвергнут – а их театральные собратья не захотят ставить пьесы)… так вот – в конечном счёте ему повезёт прибиться к салону Мадам д’Эпине (эта дама ещё не раз появится в его жизни); познакомиться с Гриммом и Дидро… однако, истинный предвестник успеха явится к Жан-Жаку в виде невзрачного газетного объявления: «Дижонская академия объявляет премию на лучшее сочинение по теме: «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?..»

…Руссо откликнется: «Астрономия родилась из суеверий; красноречие – из честолюбия, ненависти, лести, лжи; геометрия – из скупости; физика – из праздного любопытства, –  все они и даже сама мораль вместе с ними – из человеческой гордыни. Науки и искусства, таким образом, обязаны своим происхождением нашим порокам…» Одним словом: просвещение – зло и преступление!.. («Позвольте! – возможно, спросите Вы, – но ведь Руссо – именно просветитель?..» Да… Так или иначе – Жан-Жак получит премию – и обретёт первую громкую славу…)

P.S. …В этот ответственный момент мы его и покинем – успев напоследок сообщить: лет за пять до упомянутого триумфа судьба сведёт Руссо с гостиничной служанкой Терезой Левассер – эта неприметная женщина будет сопровождать мыслителя до конца его жизни (то есть, почти тридцать лет – причём через двадцать они-таки поженятся) – и родит Жан-Жаку пятерых детей… которых философ, одного за другим, сдаст в воспитательный дом… Впрочем, это – совсем другая история.