После "прославившейся" на весь мир своими зверствами хунты Пиночета чилийскую военную элиту принято воспринимать как ультраправую и крайне реакционную силу с политическими взглядами, близкими к фашизму. Но были в истории Чили и другие военные.
В 1932 году в стране вспыхнуло воссстание против самозванного президента-диктатора Хуана Эстебана Монтеро, который правил менее года, но за это время успел организовать массовые убийства своих политических противников, а также - тех, кого он считал таковыми.
Во главе повстанцев встал полковник ВВС Мармадюк Гроув (необычные для чилийца имя м фамиличя, но он был потомком ирландских иммигрантов). 4 июня, то есть, ровно 90 лет назад, восставшие захватили столицу, а 6 июня провозгласили создание Социалитической Республики Чили и обнародовали программу широких преобразований левой направленности.
Было сформировано революционное правительство, которое возглавил генерал артиллерии Артуро Пуга, а Гроув занял в нем пост министра обороны и главнокомандующего вооруженными силами. Первыми декретами правтельства стали постановления об амнистии политзаключенных, о снятии запрета на деятельность коммунистической и социалистической партий, о национализации стратегических предприятий, о введении госконтроля за распределением пищевых продуктов, о запрете принудительного выселения арендаторов из единственного жилья за просрочку арендной платы, о конфискации у латифундистов пустующих земель и передаче их безземельным крестьянам.
Поскольку страна, сильно пострадавшая от великой депрессии, стояла на пороге массового голода, было принято решение о ежедневной бесплатной раздаче полумиллиона продуктовых пайков наиболее бедным слоям населения.
Между тем, как это нередко бывало, среди революционеров почти сразу возникли разногласия и личная вражда, которые привели к тому, что уже 18 июня член правительства Карлос Давила, опираясь на верные ему воинские части столичного гарнизона, захватил президентский дворец Ла Монеда, арестовал Гроува и Пугу и провозгласил себя "временным президентом социалистической республики". Арестованных отправили в ссылку на остров Пасхи, где в те времена не было ничего, кроме небольшого поселка, тюрьмы и лепрозория.
Но Давила тоже недолго продержался у власти. Против него сразу развернули борьбу местные капиталисты и крупные землевладельцы, поддержанные действовавшими в стране американскими монополиями, а также - военными и офицерами полиции правых взглядов.
Давиле предлагали для поддержки своего режима раздать оружие рабочим и сформировать из них отряды революционной самообороны, но он отказался, опасаясь, что это спровоцирует гражданскую войну (позже ту же ошибку повторил президент Альенде).
В результате, уже 13 сентября "социалистического президента" сверг его собственный министр внутренних дел генерал Бартоломе Бланш, который выслал Давилу в США, объявил об отмене большинства революционных декретов и об удалении слова "социалистическая" из названия государства. Таким образом, чилийскийй социализм продержался менее 100 дней. Однако, чтобы не накалять ситуацию, Бланш не восстановил запрет компартии и соцпартии, а вскоре вернул из ссылки Гроува и Пугу.
Но ему это не помогло. Уже 2 октября вспыхнул очередной военный мятеж, свергнувший Бланша, а новым временным президентом стал председатель верховного суда Абрахам Ояндель, который мог поставить себе в заслугу проведение всеобщих президентских выборов. На них к власти пришел первый после долгой смуты легитимный глава государства Артуро Алессандри.
В следующем году в Чили состоялся съезд левых сил, на котором была организована Объединенная социалистическая партия, а ее лидером стал Мармадюк Гроув. Он возглавлял чилийских социалистов вплоть до своей смерти в 1954 году. В 1937 году партия впервые провела делегатов в Конгресс, а самым молодым из них стал 19-летний Сальвадор Альенде, который в представлениях не нуждается. Но это уже совсем другая история.
На заставке - митинг у дворца Ла Монеда в поддержку социалистичееского правительства.
Мармадюк Гроув, Карлос Давила и Бартоломе Бланш.
Сальвадор Альенде, Мармадюк Гроув и "революционный" чилийский песо с серпом и молотом.