24 июня 2022

Катастрофа дня. 3 июня 1973 года

3 июня 1973 года на Парижском авиасалоне Ле-Бурже произошла трагедия: во время демонстрационного полёта разбился советский сверхзвуковой лайнер ТУ-144. Все шесть членов экипажа погибли. Обломки самолёта рухнули на городок Гуссенвиль, где было разрушено 15 домов, 60 человек пострадали от ранений, 8 погибли.


Ту-144. Париж, салон Ле Бурже, июнь 1973 года


На авиасалоне в Ле-Бурже было представлено два сверхзвуковых лайнера – французский Конкорд и советский ТУ-144 и, естественно, между ними была конкуренция, кто покажет лучший пилотаж. В последний день салона первым маневрировал Конкорд, делая повороты и пролёты. А потом настала очередь ТУ 144. После двух запланированных проходов экипаж Ту-144 на удивление всем не стал заходить на посадку, а начал третий проход. Пока Ту-144 шёл на малой высоте, ничего не предвещало беды...

Но через несколько секунд самолёт начал резко набирать высоту и вошёл в пике. Неожиданно его нос дёрнулся вниз, и на глазах у тысяч присутствующих зрителей и свидетелей крушения, лайнер начал стремительно падать вниз, разваливаясь в воздухе на части. Потом произошёл взрыв и в клубах чёрного дыма до земли долетели только его обломки.




Погибшие лётчики, лучшие из лучших: заместитель Главного конструктора ОКБ Туполева генерал-майор Владимир Бендеров; главный штурман ГВФ СССР Георгий Баженов, в полете – штурман; руководитель испытаний Ту-144, ведущий инженер по испытаниям Борис Первухин; бортинженер Анатолий Дралин; командир корабля – заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза, начальник летной службы ОКБ Туполева Михаил Козлов; летчик-испытатель Валерий Молчанов, второй пилот.


ТУ-144 на Парижском авиасалоне 1973 года за день до аварии

Слухов было более чем достаточно. Французские и советские специалисты единодушно пришли к выводу об отсутствии каких-то погрешностей в конструкции или общем функционировании самолета и его систем. Расследованиями катастрофы занималась французская сторона. Официальной версии, которой мало, кто из специалистов, причастных к авиации, поверил, была та, что якобы человек, фотографировавший полёт, упал на панели управления, когда самолёт перешёл в горизонтальный полёт после набора высоты. По другой версии, над аэродромом кружил самолёт-разведчик Мираж III, который снимал полёт конкурентов, в том числе и Ту-144, и, возможно, лётчики увидев этот самолёт, мгновенно прекратили набор высоты и попытались пройти под ним, что могло привести к катастрофе. Короче, намёк на вмешательство человеческого фактора присутствовал.


Фрагменты Ту-144, разложенные на полу ангара
После трагического падения Ту-144 в Ле-Бурже, были собраны все уцелевшие обломки самолета,
и в Жуковском началась длительная и тщательная разборка и выявление недостатков


Памятный знак во французском Гуссенвиле


Скорбный монумент погибших лётчиков на Новодевичьем кладбище в Москве