15 июня 1215 года король Иоанн Безземельный приложил свою печать к так называемым Баронским статьям – в считанные дни они превратятся в Magna Carta – или Великую хартию вольностей – а та, в свою очередь, станет старейшей частью Британской конституции (которой в виде отдельного документа на острове не существует); четыре статьи остаются в силе поныне!.. (Справедливости ради – сразу после подписания, исторический документ не действовал ни дня – и будет существенно пересмотрен уже через год…) Впрочем – по порядку.
… Иоанн Безземельный (более известный нам как принц Джон) в литературе и кино, как правило, предстаёт этаким недалёким слабаком – однако факты убеждают: младший из сыновей Генриха II был куда сложнее... Во всяком случае, унаследовав трон после нелепой гибели своего более знаменитого брата, Ричарда Львиное Сердце, король ретиво возьмётся править!..
…Надо сказать, права принца Джона были небезупречны – более законным кандидатом выглядел сын его старшего брата, Артур. Однако, тот обретался в Нормандии – что и обеспечит поначалу Иоанну поддержку английских баронов. Племянник, в свою очередь, призовёт на помощь французского Филиппа II – начнётся война...
…которую король Англии поведёт как-то странно... С Артуром-то он расправится быстро – а вот в дальнейшем особо усердствовать не станет, и в течение нескольких ближайших лет потеряет почти все свои владения на континенте. (Это не мешало Иоанну, под предлогом «военных действий», нещадно и регулярно обирать своих герцогов с баронами – и даже духовенство! – причём делал он это в какой-то особо издевательской, по мнению самих налогоплательщиков, форме…)
P.S. …Так что, знать потихоньку закипала – но, как водится, оппозиционеры никак не могли договориться… Возможно, всё бы и шло своим чередом – но, увы, на своё несчастье, Иоанн умудрится рассориться с самим Папой римским!.. Впрочем это – совсем другая история.
…Мы остановились на том, что Иоанн Безземельный рассорился с папой Иннокентием III. (Англия пока что была вполне католической страной – Генрих VIII порвёт с Римом только через два с лишним века). Потому, после смерти архиепископа Кентерберийского, папа назначает на эту должность кардинала Стефана Лэнгтона – тот, хоть и был англичанином, постоянно пребывал вблизи Святого престола. Иоанн, предлагавший собственного кандидата, счёл себя оскорблённым… недолго думая, король изгоняет «варяга»!..
…Как выяснилось – не на того напал!.. Папа Иннокентий (известный как раз существенным укреплением политических позиций Рима)… так вот – папа налагает на Англию интердикт (то есть, упрощённо, – временный мораторий на отправление церковных служб и обрядов) – а затем персонально отлучает строптивого короля. …Иоанн решается ответить – и объявляет на своём острове вне закона уже церковь!.. (А также, само собой, конфискует её собственность…)
…Неясно, смогли бы подданные Безземельного обойтись без мессы – но, впридачу, теперь они не имели возможности ни жениться, ни крестить детей – ни даже отпевать покойников!.. Иоанн пытается наказывать священников за саботаж, идёт на кое-какие поблажки для населения – а другой рукой усмиряет зашевелившихся, было, баронов, и принуждает епископов подписать дарственные на отнятые ранее земли… но действует всё это только отчасти – королевство погружается в разброд и уныние...
…И тут папа наносит решающий удар – в 1212 году Иннокентий снова отлучает английского короля – теперь не только от церкви, но и от престола – тем самым освобождая подданных Иоанна от присяги… Для верности, неумолимый понтифик призывает Филиппа II идти на Англию войной!.. (Француз-то был совсем не против… более того – когда на следующий год Иннокентий своё распоряжение отзовёт, Филипп сгоряча ляпнет: «Папе нет дела до того, что происходит между королями» – и, в свою очередь, угодит под интердикт со своей Францией вместе).
…«Отзыв» произошёл в связи с капитуляцией Иоанна – видя такой расклад, король пишет Иннокентию «повинную»; признаёт себя его вассалом; обещает вернуть всё отнятое у церкви… Одним словом, вскоре прибывает упомянутый Лэнгтон – и снимает санкции… на «принуждение к миру» английского короля ушло семь лет!..
…У Безземельного снова появился шанс более-менее благополучно продолжить правление – и он снова всё испортит. Приободрившись, король отправится на континент – воевать французского Филиппа; будет бит – а по возвращению злобно обложит непомерным налогом воздержавшихся от похода баронов… Ничто так не объединяет, как покушение на собственность… подданные, наконец, договариваются призвать своего сюзерена к порядку!.. Тот соглашается их выслушать – и разражается язвительным смехом: «Почему бы им не потребовать всё королевство? …Никогда не соглашусь на уступки, которые из меня, короля, сделают раба!»
(Надо заметить – сочиняя свою петицию, бароны опирались на законы времён Эдуарда Исповедника, совершенно распустившего своих вассалов – вскоре после чего Англия и была завоёвана Вильгельмом. Понять Безземельного можно – в конце концов, его папаша, Генрих II, положил немало трудов именно на укрощение баронской вольницы).
…Получив такой ответ, мятежники собирают войско – и выдвигаются на столицу, не встречая по пути никакого сопротивления. (Более того – лондонцы сами открывают им ворота!) Вокруг Иоанна словно образуется вакуум – и он нехотя соглашается подписать…
…О «Великой Хартии вольностей» сказано немало… не вдаваясь в содержание этих шестидесяти трёх статей, констатируем – суть их сводилась к ограничению королевской власти в пользу его вассалов. (Предусматривался даже Совет из двадцати пяти баронов – по заявлению любых четырёх его членов, и выждав сорок дней, этот контролирующий орган имел полномочия «принуждать и теснить короля всеми способами, какими только могут, то есть путем захвата замков, земель, владений…» Имеется там и вполне современно звучащая статья: «Ни один свободный человек не будет арестован или заключён в тюрьму, или лишен владения, или объявлен вне закона, или изгнан, или каким-либо способом обездолен…» Правда, специалисты вот уже восемь столетий спорят – кого бароны разумели под этим самым «свободным человеком»?..)
P.S. …Так или иначе – Иоанн на удивление быстро придёт в себя!.. Проводив незваных гостей, король собирает сторонников (как ни странно, таковые нашлись), призывает наёмников с континента – и переходит в наступление. (Папа Иннокентий на сей раз заступается за своего вассала – и объявляет договор «противозаконным и позорным»). Как знать – возможно королю снова удалось бы справиться с ситуацией – но вскоре Иоанн заболеет дизентерией и умрёт… Примечательно, что незадолго до этого внезапный прилив унесёт королевский обоз – со всеми нажитыми непосильным трудом ценностями… принято считать, что горе монарха и добило… Впрочем, это – совсем другая история.