Двадцать восьмого мая 1987 года 18-летний немец Матиас Руст беспрепятственно пересек границу СССР и посадил свой небольшой самолет «Сессна-172 Скайхок» у Кремля на Васильевском спуске. После этого события жители СССР еще долго называли Красную площадь Шереметьево-3.
«Подарок» на День пограничника
Руст совершил полёт из Гамбурга в Москву, беспрепятственно преодолев более 1 тыс. км. По иронии судьбы, именно в этот день в СССР отмечался профессиональный праздник пограничных войск — День пограничника.
Руст вылетел из Хельсинки 28 мая в 13:20. Диспетчеру Руст сообщил, что летит в Стокгольм. Первые 20 минут он не сбивался с курса, но затем резко развернулся в сторону советской границы и выключил радиостанцию. Молодой пилот снизился до 80-100 метров, чтобы как можно дольше не попадаться в поле зрения советских РЛС ПВО. Границу Советского Союза он пересек в городе Кохтла-Ярве (Эстонская ССР), где находился воздушный коридор для пролета гражданской авиации. Проникнув на территорию СССР через Кохтла-Ярве, Матиас Руст становился не нарушителем границы, а нарушителем режима полетов.
В небо, как и полагалось в такой ситуации, был поднят МиГ-23. Советские пилоты видели самолет Руста, но команды сбить его от руководства так и не получили. Коридоры гражданской авиации были для военных неприкосновенны после трагедии с корейским самолетом в 1983 году.
Тем временем Руст продолжил свой полет, удивительным образом ему сопутствовала удача. Самолет пропал с радара, пройдя между зонами ответственности 14-й дивизии ПВО и 54-го корпуса ПВО ВС СССР. Но на этом везение Руста только начиналось.
Одним из самых уязвимых мест ПВО являлась граница между локационными зонами. Сплошное радиолокационное поле тогда было только в узкой полосе вдоль границы, дальше шли мертвые зоны, и 18-летний юноша выбирал для полета именно их.
По мнению авиаэксперта генерал-майора Владимира Попова, этот полет был тщательно продуман.
«Он был хорошо подготовлен и в плане знаний вот таких нюансов, когда на локационных станциях, на станциях обзора и целеуказания, и в авиации, и в ПВО цели могут теряться. Допустим, 50, 80, 100 метров полета над лесом, когда фоновый состав подстилающей поверхности дает отрицательный эффект. От него отражается все. От дерева, от дома какого-то, от горы, от сопки. Электронный сигнал отражается и наводит помеху. И в этом случае, соответственно, и плохо видно будет объект, который летит», - пояснил Попов.
Русту везло на протяжении всего его пути к столице. Попав в зону ответственности ПВО, «Сессна» появилась на экранах радаров во время учебных полетов одного из авиаполков. Тогда в небе одновременно находилось 12 машин. Руст попал в смену кода опознания, и его приняли за своего.
Военный летчик-снайпер Валерий Валявин считает, что немецкий юноша при выполнении этого полета применял военную тактику.
«Я вам скажу, что многие вопросы именно военного искусства применены при выполнении этого полета. То есть меры по обману, введение в заблуждение. Это, конечно, была малоскоростная летящая цель, по этим целям работать на истребителях очень сложно. После этого полета нас стали усиленно готовить к уничтожению нескоростных, низколетящих, малоразмерных целей», - рассказал он.
На подходе к Москве самолет «Сессна» вновь попал на экраны радаров, но тогда его приняли за метеорологический зонд. Поднятые на проверку сигнала МиГ-23 прочесали территорию, но ничего не обнаружили.
Немецкий пилот трижды пытался сесть на брусчатку Красной площади, но у него не получилось это сделать. Тогда он принял решение приземляться на Москворецкий мост. Избежать катастрофы удалось лишь благодаря сотрудникам ГАИ, которые успели включить светофоры. Руст посадил «Сессну» между нитями троллейбусных электросетей.
«Для того чтобы выполнить подобный полет, нужна определенная подготовка. И не только как летчика-любителя, как летчика-профессионала, который может знать хорошо навигацию, условия пилотирования, метеоусловия и это все сопоставлять в таком сложном международном полете», - объяснил Владимир Попов.
Когда Руст вышел из кабины, к Красной площади стянулась толпа удивленных людей. Около десяти минут он раздавал автографы и улыбался на камеры. А вскоре был арестован. Руст утверждал, что хотел установить «воздушный мост» между двумя враждебными общественными системами. Дескать, прилетел в бывшую «империю зла» с миссией мира, вдохновлённый потеплением отношений между Западом и СССР.
Несмотря на это, летчика обвинили в хулиганстве, нарушении авиационного законодательства, незаконном пересечении границы и приговорили к 4 годам лишения свободы. Но уже летом 1988 г. председатель Президиума Верховного Совета СССР Андрей Громыко подписал указ о его амнистии. Руст провел в следственном изоляторе «Лефортово» 432 дня, после чего вернулся в ФРГ. В 2012 г. в возрасте 44 лет в интервью журналу «Штерн» он назвал свой полет «безответственным поступком».
«Горбачев показал свою силу»
Как позже выяснилось, на территории СССР самолет Руста был обнаружен радиотехническими средствами подразделений ПВО, после чего в боевую готовность были приведены 3 зенитных ракетных дивизиона. Однако команды на уничтожение цели они так и не получили. Затем советские истребители визуально зафиксировали «Сессну» неподалеку от Гдова, определив его из-за сходства как «спортивный самолёт типа Як-12». «Сессна» шла на малой высоте и низкой скорости, поэтому сопровождать ее истребители не смогли, и, совершив облет вокруг нарушителя, вернулись на базу.
Самолёт «Сессна» засекли наши военные, но не придали этому особого значения: подумаешь, какой-то один маленький спортивный самолетик с одним-единственным пилотом на борту. Такой и сбивать неприлично, поскольку вреда он никакого наверняка не принесет... Его могли десять раз уничтожить, но, видимо, просто не захотели. И его посадка на Красной площади стала для всех полной неожиданностью.
Однако Горбачев использовал это ничтожное по сути событие самым нечестным образом: уволил ряд выдающихся военных начальников, которые никоим образом не отвечали за посадку самолета Руста на Красной площади. В частности, она стала поводом для отставки министра обороны Сергея Соколова и главнокомандующего Войсками ПВО Александра Колдунова, являвшихся противниками политики Михаила Горбачёва, а также для масштабной чистки в армейских рядах. Хотя достаточно было бы наказать командующего ПВО города Москвы.
Тем самым Горбачев показал свою силу и власть, взял под контроль армию и назначил на высшие военные посты малоавторитетных людей. Военные подчинились, однако страшно невзлюбили генсека — мне об этом рассказывал маршал Сергей Ахромеев, который был помощником Горбачёва по военным делам.
Генсек добился своей цели, но породил недовольство всего генералитета. И когда в 1989-1990 гг. у самого Горбачева возникли кризисные ситуации, связанные с властью, армия его не поддержала. И это оказало огромное влияние на судьбу страны.
Эксперты с тех пор так и не пришли к единому мнению, что же это было — проделка, ребячество, глупость юнца-одиночки, скрупулезно подготовленная операция спецслужб или провокация самого Горбачева, который решил таким образом подставить военных? Это не исключено. Организовать такой полет он не мог, но мог «пропустить» Руста, когда ему по линии госбезопасности и разведки доложили о его намерениях или о начале его полета. Но скорее всего, это все-таки был просто случайный поступок «безбашенного» молодого человека. Но это незначительное событие привело к очень важным внутриполитическим переменам в СССР.
Лина Давыдова