25 июня 2022

Самый дальний флот Великого океана: как создавался Тихоокеанский флот России


21 мая отмечается День Тихоокеанского флота. Это относительно молодой праздник, он был учрежден в 1999 году. Но военные корабли на Дальнем Востоке появились еще при Анне Иоанновне, именно по ее указу 21 мая 1731 года была учреждения Охотская военная флотилия (база в Охотске), положившая начало Тихоокеанскому флоту. Тогда перед флотилией ставилась задача нести дозорную службу, охранять рыбные промыслы, побережье и острова.

На сегодняшний день Тихоокеанский флот — средство обеспечения военной безопасности России в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Для выполнения поставленных задач ТОФ имеет в своем составе ракетные подводные крейсера стратегического назначения, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую ракетоносную, противолодочную и истребительную авиацию, сухопутные войска, части сухопутных и береговых войск.

Освоение Дальнего Востока и создание Охотской флотилии

Начало плаваний русских судов по морям Тихого океана относится к 1639 году, когда отряд казачьего десятника Ильи Москвитина, спустившись на ладьях по реке Улья, вышел к побережью Охотского моря, где зазимовал. Казаки соорудили "плотбище" (верфь), на которой выстроили два 17-метровых мореходных коча, чтобы в 1640 году обследовать побережье до района нынешнего Магадана и Шантарских островов.

Вслед за Москвитиным на восток отправляются новые экспедиции, которые возглавляют отважные землепроходцы и мореходы Поярков, Хабаров, Шелковников, Дежнев, Попов и другие. Оружие этих отважных мореходов сегодня хранится в историческом музее ТОФ. А картина художника Арса "Выход русских на берег Охотского моря" наглядно показывает, какими были первые отряды, пришедшие на восточное побережье России из Сибири.


Начиная с 18 века, в освоении и изучении тихоокеанского побережья Дальнего Востока принимают участие государственные экспедиции под командованием русских военных моряков.

Важным событием для тихоокеанского мореплавания стало основание в 1716 году в Охотске военного порта, который в течение 140 лет оставался единственной русской военно-морской и судостроительной базой на Дальнем Востоке.

В мае 1716 года корабельный мастер Плотницкий построил в Охотске ладью "Восток", которая стала первым и до 1727 года единственным русским военным кораблем на Тихом океане. С июля 1716 года по май 1717 года эта ладья совершила плавание до Большерецкого острога, тогдашней столицы Камчатки. С этого времени начались регулярные военно-транспортные и экспедиционные рейсы из Охотска на Камчатку.

В 1723 году казенный отряд в Охотском море увеличился на одну ладью — был построен шитик "Фортуна", в 1729 году — боты "Лев" и "Восточный Гавриил". Эти корабли, пока еще не оформленные организационно в соединение флота, активно участвовали как в завоевательных походах и военных операциях, так и в научно-исследовательских плаваниях, а также регулярно совершали транспортные рейсы из Охотска на западное побережье Камчатки.


Именно эти корабли стали впоследствии основой для создания Тихоокеанского флота России. 21 мая 1731 года в Москве был издан именной указ императрицы Анны Иоанновны об учреждении Охотской военной флотилии с базой в Охотске — первого постоянного военно-морского подразделения России на Дальнем Востоке.

Вплоть до конца 18 столетия организованное строительство морских судов на Тихом океане русским правительством почти не велось, и практически все вооруженные транспорты сооружались на частные средства. Однако после образования указом императора Павла I "состоящей под высочайшим покровительством Российско-Американской компании" появилась потребность в создании регулярных военно-морских сил в этом стратегически важном регионе.


Оборона Петропавловска-Камчатского и развитие флота до начала 20 века

С 1849 года главной базой флотилии стал Петропавловск-на-Камчатке. Именно в это время морские силы России на Тихом океане получили свое первое боевое крещение. Главной причиной нападения союзников на Петропавловск была борьба великих держав за господство на море и, в частности, на Тихом океане. В особенности стремилась к этому Британская империя.

Одержав победу над Китаем в Первой опиумной войне 1840—1842 годов, британцы решили, что смогут овладеть и слабо укрепленными русскими тихоокеанскими поселениями. Уже с 1840-х годов русское правительство было обеспокоено будущим русских тихоокеанских владений и, в частности, будущим Камчатки. Многим казалось подозрительным, что с середины 1840-х годов в порт зачастили иностранные китобои. Особенно тревожило появление в порту отдельных английских судов, часто — под чужим флагом.

В период с 18 по 24 августа 1854 года силам союзников, состоявшим из шести кораблей при 218 орудиях и имевших на борту 2,6 тысячи человек экипажей и войск десанта противостояли гарнизон города, насчитывающий 920 человек, два корабля — фрегат "Аврора" и транспорт "Двина" при 67-ми орудиях. Петропавловск был крайне слабо укреплен. В городе имелось всего шесть 6-фунтовых пушек и одно полевое 3-фунтовое орудие на конной тяге.

Тем не менее дважды, 20 и 24 августа, противник предпринимал попытки высадить на берег десант с целью захвата города, но оба раза отряды русских моряков, поддержанные огнем кораблей и береговых батарей, сбрасывали неприятеля в море. Потерпев поражение, англо-французская эскадра вынуждена была отступить. Руководил обороной Камчатский военный губернатор и командир Петропавловского порта генерал-майор Василий Завойко.

Немало для укрепления Тихоокеанской флотилии сделал занимавший с 1847 по 1861 год пост генерал-губернатора Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьев-Амурский. Именно с его санкции и при его активной поддержке капитан-лейтенант Геннадий Невельской на транспорте "Байкал" в 1849-1850 годах открыл пролив между островом Сахалин и материком, обследовал устье Амура и основал там русскую крепость Николаевск-на-Амуре.

В 1856 году Охотская военная флотилия стала именоваться Сибирской. Главной ее базой в 1855 году стал Николаевск-на-Амуре, а с 1871 года — Владивосток, открытый Муравьевым-Амурским.


Для увеличения корабельного состава, который к концу XIX века был невелик, и в связи с заметным обострением русско-японских противоречий, в 1898 году была принята специальная судостроительная программа "для нужд Дальнего Востока". Правда, на практике она реализовывалась очень медленно.

Военно-морские силы России на Дальнем Востоке состояли к началу 1904 года из одной Тихоокеанской эскадры и Сибирской военной флотилии, базировавшихся в Порт-Артуре, который был взят в аренду у Китая в 1898 году на 25 лет, где и была учреждена главная база Тихоокеанского флота.

Русско-японская война и революция

В ночь на 27 января (9 февраля) 1904 года стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура Тихоокеанскую эскадру внезапно атаковали японские миноносцы. Так началась русско-японская война. Уже первый день войны был ознаменован подвигом двух русских кораблей — крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец". В неравном бою с японским флотом "Варяг" получил множество повреждений. Осмотр показал, что исправить их уже невозможно. Учтя все это, командир крейсера Руднев принял единственно правильное решение, единодушно одобренное советом офицеров — взорвать корабль.

Однако корабль был слишком большим, и заминировать весь "Варяг" моряки просто не успели, в связи с чем, его пришлось затопить на рейде Чемульпо, что вызвало гнев командования российского флота. В 1905 году "Варяг" был поднят и после ремонта вошёл в состав японского императорского флота.

Одним из центральных событий русско-японской войны стала оборона Порт-Артура, которая продолжалась 11 месяцев. В числе защитников Порт-Артура были батальоны моряков, сформированные из личного состава кораблей Тихоокеанской эскадры. Несмотря на мужество и героизм участников обороны крепости, в тяжелых боях Порт-Артур все же был сдан 20 декабря 1904 года.

Печальной страницей в истории ТОФ стало Цусимское морское сражение 1905 года, предопределившее поражение России в войне.

Военные моряки сыграли важную роль и в истории гражданской войны и интервенции (1918-1922 гг.) на Дальнем Востоке. В силу разных причин они встали по разные стороны баррикад братоубийственной войны.


Сибирская флотилия с 1918 года до победы Советов на Дальнем Востоке находилась в составе Белого движения. 20 октября 1922 года Сибирская флотилия под командованием контр— адмирала Георгия Старка (пролив между островными территориями назван в честь другого адмирала Старка — прим. ред.) почти в полном составе покинула Владивосток и перешла в Манилу, где моряки продали свои корабли и больше, как правило, не возвращались на родину.

В 1920 году была создана Дальневосточная Республика (ДВР), в которой была организована Народно-революционная армия, а также морские силы, представленные в основном кораблями Амурской военной флотилии. Морские Силы ДВР сыграли существенную роль в исходе вооруженного противоборства на Дальнем Востоке


Начало Советского периода и Вторая Мировая война

После окончания гражданской войны и интервенции морские и речные силы на ДВ практически перестали существовать. Амурская флотилия превратилась в небольшой отряд. Оставшиеся корабли и суда Сибирской флотилии, реорганизованные во Владивостокский отряд особого назначения Тихого океана, были ветхи, разрушены или находились в ремонте.

С 1922 года началось восстановление Морских Сил Дальнего Востока. Во Владивостоке были отремонтированы и введены в строй миноносцы "Бравый", "Твердый", "Точный", канонерская лодка "Красный Октябрь" и несколько вспомогательных судов. В 1923 году из нейтрального китайского порта Шанхай во Владивосток прибыло посыльное судно "Адмирал Завойко", которое вошло в состав МС ДВ в качестве сторожевого корабля под именем "Красный Вымпел". По сей день он стоит на корабельной набережной Владивостока в качестве музея.

В 1932 году вступил в строй дивизион торпедных катеров и прибыли восемь подводных лодок (первая подлодка появилась здесь еще в 1904 году). В 1934 году в состав Морских сил ДВ вошли два сторожевых корабля, несколько торпедных катеров, минных заградителей, тральщиков, вспомогательных судов и более 150 самолетов. К началу 1935 года Морские силы Дальнего Востока настолько выросли, что, по существу, уже представляли собой вполне организационно оформленный военно-морской флот. Исходя из этого, приказом Народного комиссара обороны СССР от 11 января 1935 года они были переименованы в Тихоокеанский флот.


Моряки-тихоокеанцы настойчиво осваивали новые корабли и подводные лодки, самолеты и технические средства, поступающие на флот. Они изучали технику творчески, стремясь улучшить и усовершенствовать ее, получить от нее наивысший эффект. Ярким примером этому являются подводные лодки ТОФ, которые впервые в ВМФ стали плавать и отрабатывать задачи боевой подготовки в течение всего года, увеличив в несколько раз нормы автономности плавания.

В 1936 году два эскадренных миноносца — "Сталин" и "Войков" — прибыли во Владивосток Северным морским путем с Балтики. Это был первый переход советских военных кораблей по арктическим морям. В 1940 году на ТОФ прибыла ПЛ "Щ-423". Ее переход вошел в историю как первый проход подлодки Северным морским путем за одну навигацию с запада на восток.

Быстрое развитие Тихоокеанского флота, рост его технической оснащенности требовали подготовки флотских кадров, способных наиболее эффективно использовать оружие и боевую технику. В 1937 году во Владивостоке было создано Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. Макарова.

Настоящую проверку на боевую готовность Тихоокеанский флот прошел в 1938 году во время событий у озера Хасан. С началом военных действий корабли ТОФ перешли на повышенную боевую готовность. Подводные лодки охраняли морские коммуникации, а надводные корабли перевозили в район боевых действий войска, боеприпасы и снаряжение, эвакуировали раненых.

В 1939 году командующий ТОФ Кузнецов докладывал советскому правительству о том, что флот на Тихом океане построен. И как раз "вовремя", началась Вторая Мировая война.

В Великую Отечественную войну часть сил и средств Тихоокеанского флота была переброшена на Северный флот и участвовала в боях на Баренцевом и других морях. На фронтах в составе морских стрелковых бригад и других частей сражались свыше 140 тысяч моряков-тихоокеанцев. Они приезжали эшелонами на самые напряженные участки фронта. Моряки-тихоокеанцы и амурцы участвовали в битвах под Москвой и на Волге, в героической обороне Севастополя и Ленинграда, в боях за Северный Кавказ и Заполярье. Их можно было встретить на кораблях и в частях Северного, Балтийского и Черноморского флотов, на озерных и речных флотилиях.

Как вспоминал Жуков, именно морская пехота ("Черная смерть", как прозвали ее гитлеровцы) с Дальнего Востока показала под Москвой пример мужества и самоотверженной борьбы за родину, которому начали следовать после нее и другие бойцы, что позволило отбросить немцев от столицы.


Главная задача Тихоокеанского флота в период Великой Отечественной войны заключалась в обороне побережья. В случае нападения Японии он должен был совместно с войсками первой и второй Отдельных Дальневосточных армий осуществлять противодесантную оборону, нарушать морские коммуникации противника и защищать свои морские пути сообщения.

Первостепенной задачей тихоокеанцев по-прежнему было освоение новых боевых кораблей, самолетов, оружия и технических средств, которые продолжали поступать на флот, не смотря на трудности военного времени.

"200% — норма военного времени" — под таким девизом трудились рабочие и служащие предприятий тыла Тихоокеанского флота. Вместе с моряками-тихоокеанцами они вносили свой вклад в дело достижения победы над врагом.

Во время советско-японской войны Тихоокеанский флот содействовал войскам первого Дальневосточного фронта в освобождении Северной Кореи, участвовал в Южно-Сахалинской и Курильской десантных операциях. С 13 по 16 августа была проведена Сейсинская десантная операция. В ходе боев за Сейсин десантники проявили массовый героизм. Только в одном 355-м батальоне морской пехоты звания Героя Советского Союза были удостоены сразу 6 человек.

Тихоокеанский флот до 1991 года

В сентябре 1945 года Северная Тихоокеанская военная флотилия была расформирована. В январе 1947 года Тихоокеанский флот был разделен на два флота — пятый ВМФ (главная база — Владивосток) и седьмой ВМФ (главная база — Советская Гавань). Но уже в апреле 1953 года эти флоты были вновь объединены в Тихоокеанский флот.

Первостепенной задачей, вставшей перед Тихоокеанским флотом после окончания Великой Отечественной войны, стало проведение боевого траления вод Тихого океана. В течение 10 лет продолжалась связанная с огромным риском борьба с минной опасностью.


В 1961 году в состав Тихоокеанского флота вошла первая атомная ПЛ "К-45" под командованием капитана второго ранга Белашева. Имея на борту крылатые ракеты, лодка была способна их применить как по наземным, так и морским целям.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1965 года за выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм, стойкость и мужество, проявленные личным составом при защите Отечества и в ознаменование 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне Тихоокеанский флот награжден Орденом Красного Знамени.

К началу 1970-х годов на Тихом океане был создан новый океанский ракетно-ядерный флот, который успешно выполнил важнейшую задачу — стратегического сдерживания.


Легендарные крейсеры "Дмитрий Пожарский", "Адмирал Сенявин", "Адмирал Фокин", "Варяг", эскадренные миноносцы "Возбужденный", "Вдохновенный", большие противолодочные корабли "Василий Чапаев", "Адмирал Октябрьский", "Адмирал Трибуц" и многие другие в течение многих лет с честью выполняли задачи службы, побывали с визитами в различных странах мира. На боевом счету тихоокеанцев — очистка порта Читтагонг (Бангладеш) от затонувших кораблей и взрывоопасных предметов в 1972 году, боевое траление в Суэцком заливе (Египет) в 1974 году, охрана судоходства в Персидском заливе и Ормузском проливе.

7 февраля 1981 года в авиакатастрофе под Ленинградом погибло почти все руководство флота, в том числе его руководитель адмирал Эмиль Спиридонов.

Современное состояние флота

После 1991 года Тихоокеанский Флот, как наиболее удаленный от оперативно-командных центров ВМФ, оказался в наихудшем положении среди флотов РФ. В кратчайшие сроки из боевого состава были выведены наиболее боеспособные тяжелые авианесущие крейсера, тяжелый атомный ракетный крейсер проекта, большие десантные корабли океанской зоны проекта, все большие противолодочные корабли проекта; две трети эсминцев, а также большой атомный разведывательный корабль "Урал".

К концу 2000-х годов вновь началось серьезное строительство для Тихоокеанского флота военных кораблей и судов вспомогательного флота.


Сегодня для выполнения поставленных задач Тихоокеанский флот имеет в своем составе ракетные подводные крейсеры стратегического назначения, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую ракетоносную, противолодочную и истребительную авиацию, части береговых войск.


Основные задачи Тихоокеанского флота России:

● поддержание морских стратегических ядерных сил в постоянной готовности в интересах ядерного сдерживания;

● защита экономической зоны и районов производственной деятельности;

● пресечение незаконной производственной деятельности;

● обеспечение безопасности судоходства, борьба с пиратством;

● выполнение внешнеполитических акций правительства в экономически важных районах Мирового океана.

Ранее корабли флота принимали участие в выполнении миссии Организации Объединенных Наций в зоне Персидского залива, совершали официальные визиты в порты Вьетнама, Джибути, Индии, Индонезии, Йемена, Китая, Омана, Сингапура, США, Таиланда, Франции, Шри-Ланки и Японии.


Сергей Белкин