Египетский поход Наполеона не особо удался. Главным образом по причине слабости французского флота, не сумевшего обеспечить сухопутной армии ни поддержки с моря, ни безопасных путей снабжения. И все же на суше французы показали себя отличными вояками. Способными творить чудеса. До сих пор в качестве хрестоматийных иллюстраций превосходства качества над количеством историки приводят в пример битву у горы Табор. Сражение, где генералы Франции хоть и показали себя храбрыми солдатами, но оказались слишком самоуверенными командирами. А вот гений Бонапарта был продемонстрирован во всей красе.
Началось все с того, что в 1798 году французы вторглись в Египет, а позже переместили активные действия в Сирию. В марте 1799 они осадили Акру. В это время Ахмет Джаззар-паша, правившей Палестиной и Сирией, имел в своем распоряжении две армии, готовые отразить вторжение французов. Общей численностью около 50 тысяч человек. Это вдвое больше всего французского экспедиционного корпуса. Одна армия паши формировалась в Дамаске, вторая – на Родосе.
После Абукира флот англичан полностью контролировал море, так что было решено, что часть (меньшая) армии Джаззар-паши высадится непосредственно в Акре, а вторая, перейдя Иордан, выйдет в тыл французам, зажав их между собой и городом. Но потом, опасаясь падения города, решили форсировать события. И дамасский паша Абдалла получил приказ действовать, не дожидаясь родосских союзников. Во главе 35 тысяч (25 тысяч всадников и 10 пехоты) он дошел до Иордана и встал лагерем около брода св. Иакова. Отправив на другой берег авангард (3000 под командованием сына Абдаллы) для осады передового форта французов Сафад. Если бы все удалось, силы осаждающих отсекались от снабжения из Египта. А этого французы допустить не собирались.
Генерал Мюрат во главе сборной колонны в 1000 человек ударил по авангарду армии противника и снял осаду Сафада. Потом он сбил охранение брода Иакова и, пользуясь размазанностью сил противника по местности, овладел лагерем сына Абдаллы. Не встревая в потасовки с основными силами паши, форсированным маршем дошел до Тиверии и овладел ею. В итоге французы получили трофеи в таком количестве, что смогли содержать всю свою армию на протяжении полугода только за счет армейских складов Тиверии.
Пока Мюрат громил базы неприятеля, для защиты брода из Назарета с четырьмя сотнями вышел генерал Жюно. Этого хватило, чтобы удерживать позиции против 3000, выделенных Абдаллой для возврата брода. Вскоре к Жюно присоединился генерал Клебер и 2500 его солдат. Но Абдалла тоже не сидел сложа руки, и постепенно наращивал авангард, доведя его до 7000. Понимая, что численное превосходство противника дает ему возможность отрезать французов от Назарета и Акры (откуда шло снабжение), Клебер принял решение отойти. Тем самым освобождая переправу.
Абдалла незамедлительно воспользовался отходом противника и переправил остальную армию. И вскоре на правом берегу Иордана уже находились 24 тысячи солдат Абдаллы. Правда, эта позиция имела и недостаток – паша оказывался отрезанным от баз снабжения в Дамаске рекой.
Клебер, оценив положение, принял решение нанести противнику внезапный удар на рассвете по турецкому лагерю. Надеясь захватить того врасплох. И доложил о том в 2 часа ночи Наполеону. Однако Клебер не учел то, что местность была плохо разведанной. И то, что силы врага стояли эшелонировано. В таком случае поражение Клебера ставило под удар всю французскую армию под Акрой. И Наполеон, видя недостатки плана подчиненного, выделив резервную батарею и дивизию Бона, к которым присовокупил всю наличную кавалерию, пошел на выручку.
16 апреля в 7 утра Клебер начал операцию. Он сходу уничтожил передовые посты турок, но те успели поднять тревогу. И атакующие части французов оказались окружены на склоне горы Табор. Поскольку турки атаковали кавалерией, солдаты Клебера выстроились в два каре и стойко отражали все наскоки. Пока к 4 часам пополудни у них не стали заканчиваться боеприпасы. Понимая, что дальше не устоять, Клебер отдал приказ перестраиваться в колонну , чтобы идти на прорыв. И вот в этот критический момент и появился Наполеон. Менее чем за сутки его солдаты прошли 25 миль от Акры и, пользуясь посадками ржи, которыми была покрыта вся долина, незамеченными подошли к месту битвы.
Современные злаковые посредством селекции адаптированы под механизированный сбор. А в те времена рожь достигала высоты 1,8 метра. Так что Наполеону удалось подкрасться практически вплотную. Подойти, осмотреться и ударить с трех направлений. 300 человек ворвались в лагерь турок и захватили раненых, после чего подожгли палатки, вызвав переполох. Одновременно с двух направлений атаковали турецкий фланг. Клебер, закончивший перестроение, ударил по фронту. Этого хватило. У турок началась паника и они побежали. 4000 пехоты с горсткой кавалерии и 8 пушками наголову разбили турок. У Клебера потери составили 250 убитыми, у пришедшего на помощь Наполеона – всего 2 человека. У турок погибло не менее 3000. Причем примерно треть утонули в Иордане – вода в реке поднялась из-за дождей, а бегущая в панике армия особо не выбирала мест для переправы.
До конца последующего дня силы Клебера преследовали убегающих турок и сумели захватить массу трофеев. Угроза окружения французов миновала. И им даже открылась дорога на Дамаск. Но уже от этой соблазнительной идеи Наполеону пришлось отказаться – силы его все же были ограничены и попытка поспеть везде грозила крахом.