2 мая 1937 года у Кремлевской набережной пришвартовались два новеньких, сияющих свежей белой краской пассажирских теплохода. Это были первые суда, прошедшие по только что построенному каналу Москва-Волга - одному из крупнейших гидротехнических сооружений советской эпохи.
На первом теплоходе, который, естественно, назывался "Иосиф Сталин", прибыло в Москву руководство строительства. Казалось бы, его должен был ждать пышный прием, однако, пассажиров никто не встретил, а сами они выглядели растерянно, испуганно и подавленно.
Дело в том, что еще в ночь с 28 на 29 апреля, на одной из промежуточных остановок, на борт взошли сотрудники НКВД и неожиданно для всех арестовали главного виновника торжества (впрочем, это слово уже можно взять в кавычки) - начальника Дмитровского исправительно-трудового лагеря (Дмитлага), старшего майора госбесопасности Семена Фирина. Именно он на протяжении четырех лет являлся непосредственным руководителем огромной стройки, на которой трудилось в общем счете более 200 тысяч заключенных "каналоармейцев" под охраной нескольких тысяч сотрудников НКВД.
Канал имени Москвы, Южный склон, шлюз №8
Арестом Фирина дело не ограничилось. 1 мая, в день международной солидарности трудящихся, был взят под стражу начальник Волжского участка строительства, капитан госбезопасности Сергей Быховский. 6 мая забрали главного архитектора Дмитлага Иосифа Фридлянда и начальника строительного отряда Анушевана Лазарева. 11 мая арестовали сотрудницу культурно-воспитательнго отдела (КВО) Дмитлага Лидию Могилянскую и скульптора Галину Левицкую, чьи работы до сих пор украшают шлюзы, пристани и берега канала.
Элита Дмитлага - инженеры и чекисты. Интересно, пережил ли кто-нибудь из этих людей эпоху репрессий?
17 и 18 мая за ними последовали работники лагерной газеты "Перековка" и агитационно-пропагандистского журнала "На штурм трассы" Давид Виленский, Николай Жигульский и Павел Лухтикер, а также - инструктор по национальной работе КВО Исмаил Шир-Ахмедов и начальник одного из участков Дмитлага Михаил Брилев. Через два дня пришли за женой Брилева, работавшей кассиршей в парикмахерской города Дмитрова.
26-30 мая арестован начальник отряда бетонщиков Николай Ефремов, жена Семена Фирина Софья Залесская, руководитель центральной агитбригады КВО Игорь Терентьев и ответственный секретарь журнала "На штурм трассы" Роман Тихомиров.
Рабочие на строительстве канала. Интересно, что тачки - подписаны. Воровали их, что ли? Или за каждым "агрегатом" был закреплен ответственный работник?
4 июня оказался за решеткой начальник центральной художественной мастерской Управления строительства, выдающийся художник и скульптор Глеб Кун - автор скульптуры "Водный путь", установленной у Северного речного вокзала Москвы. А вскоре после него арестовали молодого талантливого художника Константина Соболевского, работавшего под руководством Глеба Куна.
Кроме того, в июне арестовали начальницу женского строительного отряда Галину Тасарскую, командира дивизиона охраны Бориса Кравцова и начальника архитектурной мастерской Петра Козырева. Всего же по "фиринскому делу" было репрессировано 228 человек - практически всё руководство строительства канала Москва-Волга, а также - большинство инженерно-технических и творческих работников системы Дмитлага. Всех их расстреляли без суда по стандартному для 1937 года обвинению в "контрреволюционной деятельности". Уцелели буквально единицы, например, главный инженер канала Сергей Жук и несколько начальников участков.
Под музыку работа спорится
Историки до сих пор ищут хоть какое-то логичное объяснение того факта, что руководство страны столь "щедро" наградило людей, обеспечивших успех одной из главных сталинских строек и возведение жизненно необходимого для Москвы объекта. Одна из версий - стандартна: эти люди слишком много знали о царивших в Дмитлаге жутких условиях и об огромной смертности заключенных-строителей, которую скрывала официальная статистика. Ну а самый надежный способ заставить человека хранить тайны известен с древних времен.
Однако эта версия не выдерживает критики, так как по окончании строительства были амнистированы и распущены по домам почти 55 тысяч заключенных Дмитлага с уголовно-бытовыми статьями. Разумеется, они могли рассказать всем и каждому о том, что видели, а потому не было никакого смысла убивать две сотни секретоносителей. Тем более, что многие из этих секретоносителей были реально ценными кадрами, обладавшими организационными способностями и творческим потенциалом.
А охрана - бдит
Есть и более конспирологическая гипотеза, состоящая в том, что Сталин якобы испугался созданной Фириным мощной организации с тысячами вооруженных охранников и "прикормленных" зэков, которых он мог использовать для попытки государственного переворота. В пользу этой гипотезы говорит то, что отношение Сталина к руководству Дмитлага резко изменилось после совершенной им 22 апреля 1937 года инспекционной поездки по строительным объектам.
Неизвестно, какие мысли возникли в голове диктатора во время этой "экскурсии". Известно только, что никаких претензий к Фирину и его подчиненным Сталин не высказал и выглядел вполне довольным, однако, буквально через неделю начались аресты. Можно только гадать, была ли тут какая-то связь, и если была, то в чем она заключалась. В общем, сколько бы ни выходило книг и статей, посвященных зловещим тайнам "большого террора", а тайн этих меньше не становится. И я не уверен, что они когда-нибудь будут разгаданы.
Начальник Дмитлага Семен Фирин, его заместитель Сергей Пузицкий, начальник Управления строительства канала Москва-Волга Лазарь Коган и сменивший Фирина на посту руководителя Дмитлага Зиновий Кацнельсон. Все они, кроме Когана, были расстреляны в 1937 году. Когана расстреляли в 1939-м.
Известный в сталинские времена лозунг "От жаркой работы тает срок" родился на строительстве канала Москва-Волга и потом разошелся по всей системе ГУЛАГа. Слева - плакат Глеба Куна, а справа - Константина Соболевского.
Еще два выразительных "каналоармейских" плаката Соболевского. Этот художник был расстрелян в сентябре 1937 года, в возрасте 25 лет.
Секретная подписка о неразглашении, которую в обязательном порядке давали все вольнонаемные сотрудники Волгостроя, вплоть до уборщиц.
На первом теплоходе, который, естественно, назывался "Иосиф Сталин", прибыло в Москву руководство строительства. Казалось бы, его должен был ждать пышный прием, однако, пассажиров никто не встретил, а сами они выглядели растерянно, испуганно и подавленно.
Дело в том, что еще в ночь с 28 на 29 апреля, на одной из промежуточных остановок, на борт взошли сотрудники НКВД и неожиданно для всех арестовали главного виновника торжества (впрочем, это слово уже можно взять в кавычки) - начальника Дмитровского исправительно-трудового лагеря (Дмитлага), старшего майора госбесопасности Семена Фирина. Именно он на протяжении четырех лет являлся непосредственным руководителем огромной стройки, на которой трудилось в общем счете более 200 тысяч заключенных "каналоармейцев" под охраной нескольких тысяч сотрудников НКВД.
Канал имени Москвы, Южный склон, шлюз №8
Арестом Фирина дело не ограничилось. 1 мая, в день международной солидарности трудящихся, был взят под стражу начальник Волжского участка строительства, капитан госбезопасности Сергей Быховский. 6 мая забрали главного архитектора Дмитлага Иосифа Фридлянда и начальника строительного отряда Анушевана Лазарева. 11 мая арестовали сотрудницу культурно-воспитательнго отдела (КВО) Дмитлага Лидию Могилянскую и скульптора Галину Левицкую, чьи работы до сих пор украшают шлюзы, пристани и берега канала.
Элита Дмитлага - инженеры и чекисты. Интересно, пережил ли кто-нибудь из этих людей эпоху репрессий?
17 и 18 мая за ними последовали работники лагерной газеты "Перековка" и агитационно-пропагандистского журнала "На штурм трассы" Давид Виленский, Николай Жигульский и Павел Лухтикер, а также - инструктор по национальной работе КВО Исмаил Шир-Ахмедов и начальник одного из участков Дмитлага Михаил Брилев. Через два дня пришли за женой Брилева, работавшей кассиршей в парикмахерской города Дмитрова.
26-30 мая арестован начальник отряда бетонщиков Николай Ефремов, жена Семена Фирина Софья Залесская, руководитель центральной агитбригады КВО Игорь Терентьев и ответственный секретарь журнала "На штурм трассы" Роман Тихомиров.
Рабочие на строительстве канала. Интересно, что тачки - подписаны. Воровали их, что ли? Или за каждым "агрегатом" был закреплен ответственный работник?
4 июня оказался за решеткой начальник центральной художественной мастерской Управления строительства, выдающийся художник и скульптор Глеб Кун - автор скульптуры "Водный путь", установленной у Северного речного вокзала Москвы. А вскоре после него арестовали молодого талантливого художника Константина Соболевского, работавшего под руководством Глеба Куна.
Кроме того, в июне арестовали начальницу женского строительного отряда Галину Тасарскую, командира дивизиона охраны Бориса Кравцова и начальника архитектурной мастерской Петра Козырева. Всего же по "фиринскому делу" было репрессировано 228 человек - практически всё руководство строительства канала Москва-Волга, а также - большинство инженерно-технических и творческих работников системы Дмитлага. Всех их расстреляли без суда по стандартному для 1937 года обвинению в "контрреволюционной деятельности". Уцелели буквально единицы, например, главный инженер канала Сергей Жук и несколько начальников участков.
Под музыку работа спорится
Историки до сих пор ищут хоть какое-то логичное объяснение того факта, что руководство страны столь "щедро" наградило людей, обеспечивших успех одной из главных сталинских строек и возведение жизненно необходимого для Москвы объекта. Одна из версий - стандартна: эти люди слишком много знали о царивших в Дмитлаге жутких условиях и об огромной смертности заключенных-строителей, которую скрывала официальная статистика. Ну а самый надежный способ заставить человека хранить тайны известен с древних времен.
Однако эта версия не выдерживает критики, так как по окончании строительства были амнистированы и распущены по домам почти 55 тысяч заключенных Дмитлага с уголовно-бытовыми статьями. Разумеется, они могли рассказать всем и каждому о том, что видели, а потому не было никакого смысла убивать две сотни секретоносителей. Тем более, что многие из этих секретоносителей были реально ценными кадрами, обладавшими организационными способностями и творческим потенциалом.
А охрана - бдит
Есть и более конспирологическая гипотеза, состоящая в том, что Сталин якобы испугался созданной Фириным мощной организации с тысячами вооруженных охранников и "прикормленных" зэков, которых он мог использовать для попытки государственного переворота. В пользу этой гипотезы говорит то, что отношение Сталина к руководству Дмитлага резко изменилось после совершенной им 22 апреля 1937 года инспекционной поездки по строительным объектам.
Неизвестно, какие мысли возникли в голове диктатора во время этой "экскурсии". Известно только, что никаких претензий к Фирину и его подчиненным Сталин не высказал и выглядел вполне довольным, однако, буквально через неделю начались аресты. Можно только гадать, была ли тут какая-то связь, и если была, то в чем она заключалась. В общем, сколько бы ни выходило книг и статей, посвященных зловещим тайнам "большого террора", а тайн этих меньше не становится. И я не уверен, что они когда-нибудь будут разгаданы.
Начальник Дмитлага Семен Фирин, его заместитель Сергей Пузицкий, начальник Управления строительства канала Москва-Волга Лазарь Коган и сменивший Фирина на посту руководителя Дмитлага Зиновий Кацнельсон. Все они, кроме Когана, были расстреляны в 1937 году. Когана расстреляли в 1939-м.
Известный в сталинские времена лозунг "От жаркой работы тает срок" родился на строительстве канала Москва-Волга и потом разошелся по всей системе ГУЛАГа. Слева - плакат Глеба Куна, а справа - Константина Соболевского.
Еще два выразительных "каналоармейских" плаката Соболевского. Этот художник был расстрелян в сентябре 1937 года, в возрасте 25 лет.
Секретная подписка о неразглашении, которую в обязательном порядке давали все вольнонаемные сотрудники Волгостроя, вплоть до уборщиц.