21 июня 2022

Четыре войны линкора «Марат»

b03b5e0e29eefd4b51215d2a2258bca3.webp

Про войну и про бомбежку,
Про большой линкор «Марат»,
Как я ранен был немножко,
Защищая Ленинград.

Рассказывал пионерам и октябрятам истории из своей жизни милиционер дядя Стёпа из известного стихотворения Сергея Михалкова. Линкор «Марат», бывший «Петропавловск», в других версиях стихотворения называемый «лихим», служил на Балтике ещё со времён царской России. За почти полувековую историю он прошёл четыре войны и стал символом Балтийского флота, хоть и не сохранился до наших дней.

Новые корабли для Балтийского флота

Отгремела русско-японская война, случилась Цусима — флот в 1905 году оказался в незавидном положении. Гордость страны, любимое детище Петра Великого, он в очередной раз в своей истории переживал непростые времена, вызванные уже набившим оскомину отставанием страны от великих держав. Пока другие (прежде всего, Германия и Великобритания) устраивали между собой своеобразную гонку вооружений, Россия была вынуждена заниматься реформами управления своих морских сил и отстройкой кораблей. Однако, своими дредноутами в Петербурге всё же занялись — великой державы без флота быть не может.

Разработкой нового типа линейных кораблей занялись уже в 1906 году — одновременно с определением новых векторов развития флота и принятием решений по реорганизации управления морскими силами. Требования к дредноутам оформили в 1907 году, а уже в следующем был проведён конкурс проектов, победителем из которого вышел Балтийский завод, хотя первоначально первое место завоевала немецкая фирма «Блом унд Фосс» — от её услуг отказались в связи с позицией Франции. Не за тем она выделяла займы России, чтобы та потом оплачивала заказы во враждебной стране.

Отказ от немецких услуг означал значительное увеличение времени выполнения государственного заказа. Много месяцев ушло на доработку проекта и его утверждение в различных ведомствах, пока, наконец, в апреле 1909 года Адмиралтейский и Балтийский (именно здесь начал свою жизнь «Петропавловск») заводы не приступили к постройке первых русских дредноутов, которых планировалось целых четыре. В 1911 году, благодаря привлечению новых кредитов, удалось спустить на воду корпуса — однако ещё предстояли работы по размещению вооружений (двенадцать 305-миллиметровых орудий и шестнадцать 120—миллиметровых), погрузке котлов и испытания новейших линкоров. Лишь в декабре 1914 года все препятствия на пути к зачислению в действующий флот были преодолены — Первая Мировая война длилась уже несколько месяцев.

«Севастополь» — «брат» «Петропавловска». «Севастополь» — «брат» «Петропавловска». Источник: wikipedia.org

Однако особенности войны на Балтике, достаточно мелководной для глобального применения дредноутов, не позволили России показать свои новейшие корабли во всей красе — да и экипажи лишь привыкали к управлению линкорами. «Петропавловск» и его братья выходили в море в качестве прикрытия тральщиков и не сталкивались с противником. Ни разу не поучаствовав в настоящем сражении, линкор встретил революцию и окончание Первой Мировой войны для России.

В Гражданской войне: по обе стороны баррикад

Зиму 1917−1918 года корабль провёл на базе в Гельсингфорсе, наблюдая за тем, как бывшее Великое Княжество Финляндское разрывается изнутри из-за борьбы красных и белых. Совсем скоро сам «Петропавловск» поучаствует в гражданской войне, но сначала было необходимо вывести корабль из порта, дабы он не попал в руки немцев. В ходе «Ледового похода» дредноут успешно перешёл в Кронштадт, где вскоре был в Действующий отряд кораблей Балтийского флота — он сохранился лучше остальных линкоров.

Боевые вызовы не заставили себя долго ждать: в конце 1918 года в Балтийское море для поддержки независимых прибалтийских республик прибыла британская эскадра, которой предстояло противостоять большевистскому флоту. Но и здесь до непосредственного столкновения с кораблями противника дело дошло лишь один раз, в конце мая 1919 года. Стычка с семью британскими эсминцами закончилась статусом-кво. После этого «Петропавловск» вернулся в Кронштадт и использовался в качестве артиллерийской точки — благодаря выстрелам 305-миллиметровых орудий большевики смогли летом подавить антисоветское выступление на форте «Красная горка».

3.jpg
«Петропавловск» ведёт огонь по Красной горке. (pinterest.ru)

Гражданская война подходила к своему завершению — и в марте 1921 года уже команда линкора сама стала участником восстания против большевиков. Именно на «Петропавловске» начались митинги матросов, которые вскоре переросли в настоящий бунт. Орудия дредноута били по оставшимся верными Москве фортам Кронштадта, а во время штурма Красной Армии острова обстреливали наступавших по льду солдат. Лишь ночью 18 марта экипаж линкора капитулировал — и не успевшие сбежать подверглись жестоким репрессиям.

4.jpg
«Петропавловск» и «Севастополь» в 1921 году. (wikimedia.org)

Спустя некоторое время «Петропавловск» был переименован в «Марат», в честь французского революционера — так советская власть стремилась избавиться от любых напоминаний о кронштадтском мятеже. Дредноут, несмотря на полученные повреждения, стал флагманом красного Балтийского флота и участвовал во всех учениях. В конце 1920-х годов началась модернизация корабля: на Балтийском заводе улучшили котлы, провели капитальный ремонт турбин, соорудили наделки для лучшей устойчивости корабля, усовершенствовали орудия. Вновь «Марат» принял участие в военных действиях уже в ходе Зимней войны: линкор вместе со своим собратом «Октябрьская революция» (бывший «Гангут») обстреливал финские батареи неподалёку от Выборга.

«Марат» на страже Ленинграда

Начало Великой Отечественной войны «Марат» встретил в Ленинграде и не принимал участие в боях за Лиепаю, трагической эвакуации из Таллина и борьбе за Моонзундский архипелаг. После стремительного приближения немцев к городу линкору была поставлена задача оборонять торговый порт и помогать обороняющимся на берегу артиллерийским огнём. В сентябре 1941 года он помог притормозить наступление немцев — однако кольцо блокады уже сомкнулось.

5.jpg
«Марат» до войны. (electro.nekrasovka.ru)

Огонь артиллерии «Марата» стал настоящей головной болью для немецких генералов, поэтому линкор стал для Люфтваффе приоритетной целью. Первые налёты состоялись уже 11 сентября, а спустя 3 дня 4 250-килограмовые бомбы серьёзно повредили корабль, погибло 25 членов экипажа. Корабль не мог далее продолжать выполнение боевых задач и был уведён в Кронштадт, что подорвало оборонительные позиции Красной Армии на южном побережье Финского залива.

Однако «юнкерсы» не позволили спокойно отремонтировать корабль. В результате двух налётов, 16 и 23 сентября, «Марат» был катастрофически повреждён. Немцы не щадили бывший царский линкор, сбросив на него несколько 500-килограммовых бомб и один снаряд весом в тонну — в результате погибло более 300 человек. Казалось, что судно вышло из игры: от попадания воды внутрь «Марат», несмотря на все попытки экипажа сохранить его плавучесть.

6.jpg
«Марат» после налёта немецкой авиации. (commons.wikimedia.org)

Но главные орудия линкора остались почти неповреждёнными. Такой ценный ресурс нельзя было бросать просто так — поэтому уже спустя месяц благодаря усилиям ремонтных бригад линкор превратился в стационарную батарею, которая каждый месяц усиливалась благодаря доставке новых орудий и ремонту старых. Немцы с помощью тяжёлой артиллерии несколько раз пытались уничтожить «воскресший» «Марат», но своей цели не достигали. Батарея же, напротив, до конца войны провела несколько сот стрельб, в ходе которых было ликвидировано 86 немецких полевых батарей, 25 единиц бронетехники и 2 поезда. В последний раз уже «Петропавловск» (историческое название кораблю вернули в 1943 году) открывал огонь по противнику в январе 1944 года, в ходе операции по полному снятию блокады Ленинграда.

Плавучая батарея «Марат». Плавучая батарея «Марат». Источник: waralbum.ru

***

После войны командование флота планировало восстановить корабль, но в Москве такое решение признали нецелесообразным: слишком тяжёлые были повреждения. Кроме того, военное министерство приступило к реализации новой морской программы, в которой кораблям, построенным ещё в царское время, места не нашлось. Несколько лет «Петропавловск» числился в качестве учебной артиллерийской батареи, в 1950 году переименовали в «Волхов» и, помимо учёбы курсантов, проводили там экскурсии. В 1953 году корабль отправился на металлолом, унеся с собой память о четырёх войнах России первой половины 20 века.