7 марта 1960 года американский авианосец обнаружил в Тихом океане советскую самоходную баржу Т-36, на которой четверо моряков дрейфовали без еды два месяца.Баржа потерялась 17 января 1960 года. Утром этого дня в районе курильского острова Итуруп начался шторм, сорвавший с места швартовки советскую самоходную баржу. Точнее, десантный катер проекта 306. На борту находилось четверо солдат-срочников инженерных войск: рядовые Поплавский, Крючковский и Федотов, а также младший сержант Зиганшин. Двоим было по 20 лет, двоим — исполнилось по 21 году.
Сильным штормом корабль быстро отнесло далеко от берега. Запасов топлива на судне было так мало, а волны — такие сильные, что все попытки экипажа выброситься с баржей на берег закончились израсходованным без толку топливом. В одной из попыток почти удалось добраться до берега, но судно вновь отнесло волнами. Добираться вплавь при январской температуре воды — самоубийство. Да еще и ударом вывело из строя радиорубку
После конца шторма близ побережья нашли несколько разбитых ящиков и спасательный круг с корабля. Решили — судно затонуло в бурю. Всерьез баржу никто не искал.
У Зиганшина, а точнее у его родителей, на всякий случай провели обыск — власти подозревали, что под прикрытием шторма корабль ушел в Японию. Но версия не подтвердилась.
Баржа продолжала дрейфовать из-за сильных местных течений. Запасы еды на судне также почти отсутствовали. На четверых у экипажа осталось меньше килограмма пшена и гороха, одна буханка хлеба, банка консервов и немного картофеля, основательно подпорченного дизельным маслом. В качестве питьевой воды использовалась дождевая.
Когда еда закончилась, пришлось съесть кожаные ремни. Затем начали готовить совсем уж несъедобные кирзовые сапоги, которые после варки и жарки разделялись на маленькие кусочки и съедались.
Но и эти запасы уже подходили к концу. Жить служивым оставалось всего несколько дней. По воспоминаниям других моряков, рядовой Федотов, который в экипаж совсем недавно пришел из учебки, спал с топором под подушкой, на всякий случай. Но обошлось.
7 марта 1960 года их случайно обнаружил американский авианосец Kearsarge. Точнее не сам авианосец, а летчик, патрулировавший местность и обнаруживший маленькую баржу, на которой лежали тела исхудавших, но подающих признаки жизни моряков.
Филипп Поплавский (слева) рассказывает о случившемся главному авиационному механику американского авианосца Филиппу Казнецоффу. В центре — Асхат Зиганшин
Солдат спасли и доставили в Америку. Они получили свои пять минут славы, поучаствовали в нескольких пресс-конференциях и получили поздравительную телеграмму от Хрущева, который хвалил их за стойкость и выдержку. После встречи с советским послом в Америке фотографии моряков попали и в советскую прессу — на миг они стали знаменитостями и у себя на родине.
Морякам выдали по 100 долларов, на которые они накупили в Америке подарков для родственников и друзей. Кроме того, мэр Сан-Франциско преподнес спасенным морякам символический ключ от города.
Моряки в США
Из Америки они на корабле вернулись в Старый Свет, откуда приехали в Москву. Героев встречал лично министр обороны Родион Малиновский, наградивший солдат орденом Красной звезды и подаривший всем часы.
Спасенные провели в море 51 день (однако Хрущев по ошибке назвал цифру 49 дней, и она закрепилась в качестве официальной) и почти вдвое потеряли в весе.
Тем не менее все остались живы и со временем вернулись в форму. По горячим следам Высоцкий написал про дрейфующую баржу песню, а вскоре вышел художественный фильм. В общем, до полета Гагарина в космос четверо чудом спасшихся солдат были главными звездами СССР. Потом, на фоне космической одиссеи, история основательно позабылась.