07 марта 2021

Автомобильное-пассажирское судно «Белоруссия»


В 1975 году на верфи Wartsila в финском городе Турку состоялась передача заказчику - Совкомфлоту СССР - нового судна автомобиле-пассажирского теплохода "Белоруссия". Это судно являлось головным в серии из пяти теплоходов. Первоначально все пять теплоходов были переданы Черноморскому Пароходству МинМорФлота СССР.



4b7f931b22611bf53d653c2f8018ecbd.jpg
Автопассажирское судно типа «Белоруссия» - "Грузия". 
С капитаном этого теплохода А. Гарагулей очень дружил В. Высоцкий.
Заказ был отдан финской верфи не спроста - фирма Wartsila была уже известна в СССР, да и опыта у финских корабелов в строительстве паромов было немало. При всей внешней схожести с крупными автомобиле-пассажирскими паромами, курсировавшими в Балтийском бассейне, новые суда нельзя назвать паромами в обычном смысле.
2f5484d5b57f7664ed0d0054e81fd515.jpg
План теплохода "Белоруссия".
Суда имели всего одну автомобильную палубу и предназначались все же для перевозки в первую очередь пассажиров, а потом уже и автомобилей между портами Черноморского побережья СССР. Они делали рейсы межу советскими портами Черного моря и ходили в круизы по всей Европе и не только.
3b2ada11453ddfd66f5f925a7054f630.jpg
Еще один теплоход финской серии - «Казахстан»
Между прочим, именно на «Белоруссии» и однотипной «Грузии» очень любил бывать Владимир Высоцкий. Именно с этих судов и начались его ежегодные круизы по Черному морю. А с капитаном «Грузии» Анатолием Гарагулей они очень дружили. В 1975 году, буквально в один из первых круизов теплохода «Белоруссия» Владимир Семенович и Марина Влади отправились на нем в круиз из Генуи на Канарские острова.
4d30cde40cbd6b0e6527e500e4b989a8.jpg
У борта теплохода "Белоруссия": крайний слева: капитан
судна Ф. М. Дашков, в середине-Марина Влади, Владимир Высоцкий.


197bca16ab3a41ff4f17870a3a6c5ffc.jpg
И это тоже на борту "Белоруссии".
На судне созданы условия для обеспечения пассажирам максимальных удобств. Все каюты телефонизированы, каждый пассажир имеет возможность вести переговоры с береговыми абонентами непосредственно из своей каюты. К услугам пассажиров — рестораны, бары, салоны, бассейны для плавания с проточной водой, финские бани, гимнастический зал, эстрада, парикмахерские, фотолаборатория, торговый комплекс», сообщал буклет про теплоход.
61c89e9a04e450f8f04b5961786ce32c.jpg

e634afa2a486af0f27c9910eafdd4023.jpg
Все каюты и помещения обеспечены кондиционированным воздухом с индивидуальным регулированием температуры. Судно оборудовано системой успокоителей качки.
9a4d1fac505e794838fa342d3f8c1155.jpg

df2e83d059fc44475c3612ccb6d48834.jpg
Осенью 1979 года советские туристы путешествовали на «Белоруссии» в США. Однажды на перегоне из Бостона в Балтимор корабль умудрился проткнуть своим форштевнем кита — пришлось вызывать портовой буксир. В 1980-х «Белоруссию» фрахтовали немецкая компания Delphin Seereisen и французская Transtour Company: корабль стал ходить в арктические круизы с заходом на Шпицберген.
ae878ec6591d25db50446ed5f29b332f.jpg
Автомобили могли заезжать на теплоход по трем аппарелям (специальные устройства для заезда автомобилей на паромы и суда) – носовой, кормовой и правой бортовой.
3d20ea4afdf39fdc9a9b052552225601.jpg
Опускается носовая аппарель для заезда автомобилей на судно
На теплоходе было восемь палуб. К примеру: на «Атлантической» палубе были расположены рестораны и бары. Самый большой ресторан мог одновременно вместить 200 человек. 
634866f272f8a2f287dca0da5bac7551.jpg
На корме был ночной бар «Калинка». В носовой части был музыкальный салон на 276 мест со сценой для оркестра и барной стойкой. Днем здесь можно было посмотреть кинофильмы, вечером – потанцевать, послушать музыку.
1f22418029ac5a8c5b4a9663fbdda73d.jpg
На корабле продавалось множество сувенирной продукции, или, как сказали бы сейчас, мерча: буклеты, открытки, значки, календарики и даже настольные медали с изображением «Белоруссии». Особым шиком считалось отправить с борта судна почтовую открытку со штампом теплохода «Белоруссия»: на нее тогда ставили специальный почтовый штемпель с изображением теплохода. Фирменные открытки отправляли по крайней мере до 1992 года. 
86683ab00192105a183f69ded220e4e3.jpg

6997f1aff3f5d3c549b95a25e4016a20.jpg
Если не хватало оригинальной открытки — можно было использовать со снимком однотипного корабля. Например, с теплохода «Грузия» пассажир посылал открытку с фотографией «Белоруссии», но на нее ставили штемпель с изображением «Грузии». Почту отправляли из ближайшего порта, и она могла прийти к адресату еще до того, как завершался сам круиз.
021f8edf645eaaa39fe5b38773e688c2.jpg 

b05fa726b5e5c113128bb215d60c2b83.jpg
Печать теплохода "Белоруссия".
К началу восьмидесятых выяснилось, что грузопассажирские круизы не очень перспективны, и потихоньку корабли этой серии переделали целиком в круизные, для пассажиров. «Белоруссию» в 1985 году отправили в Бремерхафен на верфь Lloyd Werft: заварили грузовую рампу в носу, переделали машиноместа в пассажирские помещения.

После этого «Белоруссию» зафрахтовала крупная австралийская компания CTC Cruises: лайнер стал ходить в круизы из Сиднея в южную часть Тихоокеанского региона.
2a0954fbcd99637ff88dac7cf383203f.jpg
«Белоруссия» в Сиднее, Австралия.
В 1992 году, когда Черноморское морское пароходство уже находилось в ведении независимой Украины и едва сводило концы с концами, «Белоруссию» отправли на ремонт в Сингапур. При постановке судна в док оно завалилось на бок вместе с доком и наполовину затонуло, повредив при этом подъемные краны и другое оборудование. 
404bc3d8695b2eec18cc02b007f35031.jpg
Спасение корабля с доком длилось полгода, после чего его решили отправить в Бремерхафен для окончания ремонта. При этом вскрылись финансовые скандалы (пароходство и до ремонта ходило у немецкой верфи в должниках), завели уголовные дела, а после завершения ремонта в конце 1993–го кораблю присвоили новое имя: «Казахстан II».
b19a5f2c16891889c335884abfbe4638.jpg
Уже под именем «Казастан II», Дурбан, 1994 год.
Судно продолжило круизы, и хоть репутация у бывшей «Белоруссии» оставалась хорошей, теплоход то и дело переходил из рук в руки: владельцы, операторы и фрахтователи сменяли друг друга и банкротились. Немецкая Delphin Seereisen, киприотская Lady Lou Shipping, немецкая MTC Marine Trade Consulting, израильская Diesenhaus Group, немецкие Hansa Kreuzfahrten и Passat Kreuzfahrten GmbH, маврикийская Vishal Cruises Pvt… 
1544803c1ed1bd51498faf2022b5f2c2.jpg
Т/х "Белоруссия", 1992 год. Идет на буксире через Английский канал (Ла-Манш) под буксиром.
Еще в 1996–м судно регистрируют на Мальте и переименовывают в Delphin, а в 2012 году теплоход получает так называемый «удобный флаг» — регистрацию на Багамах.
6175d83c0dc1ca01e48d58ed07810ed6.jpg
Такая она в наши дни - «DELPHIN»
Есть данные, что весной 2015–го ВМФ США зафрахтовал судно и использовал его в Хорватии как плавучую гостиницу для военных.
bbd73e0668d60a8a500f91a5b4f2c77f.jpg
И сейчас теплоход «DELPHIN», бывший «Белоруссия» исправно трудится на водных просторах, обслуживая туристов. В настоящее время судно находится в Адриатическом море на стоянке. (С.)
cbcc7270bfea5c45f43022730c7a0815.jpg
Технические характеристики автопассажирского судна «Белоруссия»:
Длина наибольшая – 157 м
Ширина – 21,8 м
Высота борта (до шлюпочной палубы) – 19,1 м
Осадка – 5,75 м
Суммарная мощность главных двигателей – 18 000 л.с.
Скорость – 21 узел (39 км/час)

Пассажировместимость:
- В круизе – 350 пассажиров
- В линейном рейсе - 500 пассажиров
- В каботажном плавании – 1024 человека (на одной из палуб были установлены так называемые «самолетные» кресла)

Численность экипажа – более 200 человек.