В 1975 году на верфи Wartsila в финском городе Турку состоялась передача заказчику - Совкомфлоту СССР - нового судна автомобиле-пассажирского теплохода "Белоруссия". Это судно являлось головным в серии из пяти теплоходов. Первоначально все пять теплоходов были переданы Черноморскому Пароходству МинМорФлота СССР.
Автопассажирское судно типа «Белоруссия» - "Грузия".
С капитаном этого теплохода А. Гарагулей очень дружил В. Высоцкий.
Суда имели всего одну автомобильную палубу и предназначались все же для перевозки в первую очередь пассажиров, а потом уже и автомобилей между портами Черноморского побережья СССР. Они делали рейсы межу советскими портами Черного моря и ходили в круизы по всей Европе и не только.
Между прочим, именно на «Белоруссии» и однотипной «Грузии» очень любил бывать Владимир Высоцкий. Именно с этих судов и начались его ежегодные круизы по Черному морю. А с капитаном «Грузии» Анатолием Гарагулей они очень дружили. В 1975 году, буквально в один из первых круизов теплохода «Белоруссия» Владимир Семенович и Марина Влади отправились на нем в круиз из Генуи на Канарские острова.
У борта теплохода "Белоруссия": крайний слева: капитан
судна Ф. М. Дашков, в середине-Марина Влади, Владимир Высоцкий.
И это тоже на борту "Белоруссии".
Все каюты и помещения обеспечены кондиционированным воздухом с индивидуальным регулированием температуры. Судно оборудовано системой успокоителей качки.
Осенью 1979 года советские туристы путешествовали на «Белоруссии» в США. Однажды на перегоне из Бостона в Балтимор корабль умудрился проткнуть своим форштевнем кита — пришлось вызывать портовой буксир. В 1980-х «Белоруссию» фрахтовали немецкая компания Delphin Seereisen и французская Transtour Company: корабль стал ходить в арктические круизы с заходом на Шпицберген.
Автомобили могли заезжать на теплоход по трем аппарелям (специальные устройства для заезда автомобилей на паромы и суда) – носовой, кормовой и правой бортовой.
На теплоходе было восемь палуб. К примеру: на «Атлантической» палубе были расположены рестораны и бары. Самый большой ресторан мог одновременно вместить 200 человек.
На корме был ночной бар «Калинка». В носовой части был музыкальный салон на 276 мест со сценой для оркестра и барной стойкой. Днем здесь можно было посмотреть кинофильмы, вечером – потанцевать, послушать музыку.
На корабле продавалось множество сувенирной продукции, или, как сказали бы сейчас, мерча: буклеты, открытки, значки, календарики и даже настольные медали с изображением «Белоруссии». Особым шиком считалось отправить с борта судна почтовую открытку со штампом теплохода «Белоруссия»: на нее тогда ставили специальный почтовый штемпель с изображением теплохода. Фирменные открытки отправляли по крайней мере до 1992 года.
Если не хватало оригинальной открытки — можно было использовать со снимком однотипного корабля. Например, с теплохода «Грузия» пассажир посылал открытку с фотографией «Белоруссии», но на нее ставили штемпель с изображением «Грузии». Почту отправляли из ближайшего порта, и она могла прийти к адресату еще до того, как завершался сам круиз.
К началу восьмидесятых выяснилось, что грузопассажирские круизы не очень перспективны, и потихоньку корабли этой серии переделали целиком в круизные, для пассажиров. «Белоруссию» в 1985 году отправили в Бремерхафен на верфь Lloyd Werft: заварили грузовую рампу в носу, переделали машиноместа в пассажирские помещения.
После этого «Белоруссию» зафрахтовала крупная австралийская компания CTC Cruises: лайнер стал ходить в круизы из Сиднея в южную часть Тихоокеанского региона.
В 1992 году, когда Черноморское морское пароходство уже находилось в ведении независимой Украины и едва сводило концы с концами, «Белоруссию» отправли на ремонт в Сингапур. При постановке судна в док оно завалилось на бок вместе с доком и наполовину затонуло, повредив при этом подъемные краны и другое оборудование.
Спасение корабля с доком длилось полгода, после чего его решили отправить в Бремерхафен для окончания ремонта. При этом вскрылись финансовые скандалы (пароходство и до ремонта ходило у немецкой верфи в должниках), завели уголовные дела, а после завершения ремонта в конце 1993–го кораблю присвоили новое имя: «Казахстан II».
Судно продолжило круизы, и хоть репутация у бывшей «Белоруссии» оставалась хорошей, теплоход то и дело переходил из рук в руки: владельцы, операторы и фрахтователи сменяли друг друга и банкротились. Немецкая Delphin Seereisen, киприотская Lady Lou Shipping, немецкая MTC Marine Trade Consulting, израильская Diesenhaus Group, немецкие Hansa Kreuzfahrten и Passat Kreuzfahrten GmbH, маврикийская Vishal Cruises Pvt…
Еще в 1996–м судно регистрируют на Мальте и переименовывают в Delphin, а в 2012 году теплоход получает так называемый «удобный флаг» — регистрацию на Багамах.
Есть данные, что весной 2015–го ВМФ США зафрахтовал судно и использовал его в Хорватии как плавучую гостиницу для военных.
И сейчас теплоход «DELPHIN», бывший «Белоруссия» исправно трудится на водных просторах, обслуживая туристов. В настоящее время судно находится в Адриатическом море на стоянке. (С.)
Технические характеристики автопассажирского судна «Белоруссия»:
Длина наибольшая – 157 м
Ширина – 21,8 м
Высота борта (до шлюпочной палубы) – 19,1 м
Осадка – 5,75 м
Суммарная мощность главных двигателей – 18 000 л.с.
Скорость – 21 узел (39 км/час)
Пассажировместимость:
- В круизе – 350 пассажиров
- В линейном рейсе - 500 пассажиров
- В каботажном плавании – 1024 человека (на одной из палуб были установлены так называемые «самолетные» кресла)
Численность экипажа – более 200 человек.