10 марта 2021

О жизни и загадочной гибели великого летчика

Сегодня его имя мало кому известно. А в 60-х годах прошлого века Гарнаев по своей популярности мало уступал Валерию Чкалову и Юрию Гагарину. Первого он видел всего раз в жизни, со вторым был дружен.


Гарнаев – выдающийся летчик своего времени, обладал редким летным чутьем и был фанатично предан небу. Его высоко ценили авиаконструкторы, О.К. Антонов называл одним из самых крупных испытателей в мире. За тридцать лет летной службы он освоил около 120 типов летательных аппаратов и провёл ряд сложнейших испытательных работ на самолётах и вертолётах самых разных классов и назначений.

После загадочной гибели Гарнаева западные радиостанции назвали его признанным асом Европы.

Родился Юрий Гарнаев 17 декабря 1917 года в городе Балашове Саратовской области. Впервые самостоятельно поднялся в небо летом 1937 года в Мытищах. Потом был зачислен в Энгельсскую военную авиационную школу летчиков.

47fb3050e5f382462798b13465d3b4b6.png
Ю.А. Гарнаев

В 1939 году Гарнаев был распределен в Забайкалье. Впервые принял боевое крещение в воздушных боях с японскими летчиками на Халкин-Голе и получил первую в жизни награду - медаль «За отвагу».

В 1940 году Гарнаева, как одного из наиболее подготовленных боевых летчиков, назначили на должность лётчика-инструктора Забайкальской военной школы пилотов. В первые же дни войны он подал рапорт об отправке на фронт. Но ему отказали, поскольку была острая потребность в опытных летчиках-инструкторах.

До конца 1944 года Гарнаев занимал должность командира авиаэскадрильи в авиаполку ПВО, дислоцированном гор. Улан-Удэ, после чего был назначен штурманом 718-го авиаполка и перебрался в г. Дальний. В этой должности он и принял участие в 1945 году в войне с Японией в составе Забайкальского фронта. А потом … был арестован.

Произошло это переломное в жизни летчика событие в октябре 1945 года. В декабре того же года военный трибунал 9-й воздушной армии приговорил капитана Гарнаева по ст. 193-25 п. «а» УК РСФСР к трем годам лишения свободы.

Суть обвинения сводилась к следующему. В обязанности Гарнаева, как штурмана полка, входило составление учебных планов лётной подготовки, которые относились к секретным документам. План должен был печататься машинисткой, допущенной к секретной работе. Но однажды такой план перепечатала другая машинистка , о чем стало известно начальнику СМЕРШа.

Статья, по которой был осужден Гарнаев, предусматривала ответственность за разглашение секретных сведений о вооруженных силах. Самое интересное, что Указом от 27 июня 1947 года пункт «а» этой статьи, по которому летчик как раз и был осужден, отменили.

Как говорят юристы, уголовная ответственность по этому пункту была декриминализирована. А Гарнаев, судя по записям в учетных документах, еще более полугода продолжал отбывать наказание на заводе МВД в г. Ворошилов (ныне – г. Уссурийск) Приморского края, Освободили его только в октябре 1948 года.

Устроиться на летную работу с таким пятном в биографии было практически невозможно. Но и без авиации Гарнаев себя уже не мыслил. Поэтому стал работать мотористом на аэродроме в г. Жуковском Московской области. Потом ему удалось поступить в Летно-испытательный институт (ныне – ЛИИ имени М.М. Громова) на должность технолога в мастерских. Там он в качестве оператора сцепки принял участие в отработке системы дозаправки самолётов в воздухе. Дело это было абсолютно новым и опасным. Зато Гарнаев снова поднялся в небо. Правда, вскоре, как ранее судимый, был все же отстранён от работы. Но уже в следующем году, когда потребовался специалист с парашютной подготовкой для испытания катапульты, Гарнаев снова встал в ряды отважных покорителей неба. После того как его назначили парашютистом-испытателем ЛИИ, он выполнил семь испытательных катапультирований. Причем 14 мая 1951 года Гарнаев совершил первое в стране катапультирование в скафандре.

Послужной список летчика-испытателя Ю.А. Гарнаева впечатляет: испытания вертолётов и вертикально взлетающих аппаратов, высотных скафандров и средств спасения летчиков реактивных самолётов, эксперимент по отстрелу лопастей на вертолёте Ми-4 и участие в подготовке космонавтов к полётам в условиях невесомости в специально оборудованных самолётах-лабораториях.

21 августа 1964 года з а мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, лётчику-испытателю Ю.А. Гарнаеву была вручена Золотая Звезда Героя Советского Союза.

В ходе испытаний авиатехники летчик неоднократно находился буквально на волосок от смерти. По его собственным подсчетам он четырнадцать раз попадал в совершенно безвыходные ситуации. И каждый раз его выручали профессионализм, хладнокровие и просто человеческое везение.

Однажды во время прыжка в скафандре с большой высоты у Гарнаева отлетел кислородный шланг. И хотя воздуха оставалось всего на несколько глотков он сумел спастись, раскрыв купол парашюта у самой земли. В другой раз ему едва хватило высоты для раскрытия парашюта, после того как во время испытаний гигантского вертолета МИ-6 пожар в отсеке двигателей быстро распространился по всему фюзеляжу и пришлось выбираться из горящего вертолета через аварийный люк кабины штурмана. Потом произошла катастрофа при испытаниях экспериментального вертолета Ка-22 и Гарнаев снова спасся буквально чудом… И так четырнадцать раз. А вот в пятнадцатый раз произошло непоправимое…

82499cc6b987ae1d2e2f35498cb0e75e.png
Два друга - Юрий Гарнаев и Юрий Гагарин

Юрий Гарнаев погиб 6 августа 1967 года при тушении лесного пожара близ городка Ля Ров, что недалеко от Марселя на юге Франции.

В течение трех лет до этой трагической даты он совершал демонстрационные полеты в Ле- Бурже на вертолетах МИ-6. Летом 1967 года показывал уникальные возможности нового пожарного вертолета МИ-6ПЖ, который мог сразу сбросить на очаг возгорания до 10 тонн воды.

Французы обратились к советской стороне с просьбой помочь в борьбе с огромными лесными пожарами, бушевавшими на юге страны. Гарнаев вылетел в Марсель.

Каждый день летчики делали от 20 до 30-ти вылетов. И каждый из них был сопряжен с огромным риском. Температура обшивки фюзеляжа доходила порой до 200 градусов Цельсия! Но риск для Юрия Гарнаева был делом обыденным.

Вот выдержки из описания всего одного полета, сделанного корреспондентом Пьером Паре в газете «Марсейез» от 24 июля 1967 года: «Перед нами над горами поднимаются огромные клубы дыма. Мы теряем высоту. В вертолете адская жара. Экипаж в одних трусах, люди обливаются потом… Командир Гарнаев делает жест пальцем, и один из членов экипажа нажимает на рычаг — освобождает из резинового бака тысячи литров воды. Огонь шипит, сникает и в последнем прыжке бросается к небу. Менее чем через пять минут мы находимся над каналом Дюраз. МИ-6 зависает на высоте пять-шесть метров над водой, две длинные штанги, которые укреплены под животом аппарата, спущены. На их концах расположены два мощных насоса. Штанги входят в воду. Пустой бак, который напоминает большой бурдюк, с шумом наполняется. Эта операция очень трудная и опасная, она требует от летчика исключительного мастерства... Итак, меньше чем за два часа семь человек и один вертолет смогли сделать работу, которая вот уже 24 часа приковывала сотни пожарников и десятки механизмов. Они не в состоянии подняться в труднодоступную местность, и их усилия оставались бесплодны... Жизнь провансальских лесов будет спасена».

db802250fa9972399eca21546529465c.png
Ю.А. Гарнаев

Гарнаев с товарищами принял участие в тушении десяти больших пожаров на юге Франции. Он знал свое дело досконально, работал ювелирно и потому причины произошедшей 6 августа 1967 года катастрофы до конца не ясны. Вопросы остаются и сегодня. Главный из них – почему произошла потеря управляемости вертолета, в котором находились и погибли 9 человек?

Существует три версии о причинах катастрофы:
1. Вертолёт задел хвостовым винтом скалу (по другим данным - линию электропередач).
2. Произошла резкая потеря высоты из-за помпажа двигателя в зоне высокой температуры.
3. Была совершена диверсия.

Расследованием происшествия занималась французская сторона.

По характеру разрушений эксперты, а затем и следователи пришли к выводу, что, огибая высоковольтную линию электропередач, вертолет ударился хвостом о скалу, произошло разрушение хвостовой балки, после чего вертолет, потеряв управление, упал на площадку с северной стороны ущелья, а затем «сполз» в ущелье и горел более пяти часов...

Между тем, в ходе расследования рассматривалась также версия о диверсии. Под подозрением оказался бортрадист-переводчик Мишель Пупан, который вполне мог установить на вертолете взрывное устройство, срабатываемое от радиосигнала, поданного с земли. И якобы кто-то из очевидцев даже видел на трассе пролета вертолета автомобиль этого Мишеля. Обычно он летал с экипажем. Но в тот трагический день почему-то на работе не появился, зато был замечен недалеко от места катастрофы с кинокамерой. К тому же этот загадочный переводчик, по стечению обстоятельств, оказался гражданином США.

Так что эта версия родилась не на пустом месте. Тогда на Западе многие (как, впрочем, и сегодня) были не в восторге от успехов, достигнутых в советском авиастроении. Сам Ю.А. Гарнаев 22 марта 1966 года сделал в своем дневнике такую запись: «…несмотря на благожелательное отношение к нам правительства Франции во главе с де Голлем, многие влиятельные лица против нашего прилёта. Идёт борьба. Но побеждают пока наши сторонники, так как всё-таки нам разрешили перелёт на юг».

Этой версии придерживались друзья Героя, а также его сын - заслуженный лётчик-испытатель, Герой Российской Федерации Александр Гарнаев.

Так, Герой Советского Союза летчик Дмитрий Супонин называл случившееся классической «ликвидацией», на которой в те годы специализировались спецслужбы США и НАТО[3] . Еще один Герой Советского Союза летчик- испытатель Василий Колошенко в своих мемуарах подробно обосновал свои доводы о том, что вертолет был взорван радиоуправляемой с земли миной…

В заключение приведём одну из последних записей в дневнике Юрия Гарнаева: «Хотя мы поднимаемся очень высоко, все мы очень любим землю и всегда помним о ней. Земля не оставляет нас в полёте, и поэтому мы не чувствуем в воздухе одиночества. Мы не считаем свою работу похожей на риск игрока. Игрок тешит сам себя, а мы работаем. Для нас это значит жить. Жить во что бы то ни стало! Это делает волю напряжённой и острой, начинаешь соображать быстрей, чем это кажется возможным. Не думаешь о неудаче. Не веришь в неё. В этом – главное! Такая профессия. Смысл жизни там, где борьба и победа – над сложностью твоей работы, над скоростью и высотой! » .

27094b337b79b48b3e22a3a7ab470224.png