Ровно 50 лет назад, 10 октября 1971 года, произошла одна из самых загадочных катастроф в истории российской и советской авиации. Через семь минут после вылета из аэропорта Внуково взорвался в воздухе авиалайнер Ту-104, совершавший регулярный рейс Москва-Симферополь. Поскольку сезон отпусков давно закончился, самолет был почти пустой, на нем летело только 18 пасажиров и семь членов экипажа, включая бортпроводниц (да, экипажи Ту-104 были гораздо крупнее, чем на высоко автоматизированных современных лайнерах). Все они погибли.
Как это было принято в советские времена, катастрофу моментально засекретили, о ней не сообщили ни газеты, ни радио, ни телевидение. Некоторые подробности стали известны лишь через 20 лет, уже после распада СССР. Только тогда было опубликовано, что причиной трагедии стал теракт. При обследовании обломков на них обнаружили следы тротила, а по расположению этих следов выяснилось, что взрывчака массой от 400 до 800 была заложена под примыкающим к левому борту салона пассажирким креслом в районе задней кромки крыла.
Взрыв вырвал кусок обшивки, но что еще хуже, он перебил рулевые тяги, из-за чего самолет потерял управление. Его затянуло в левый крен, который летчики не смогли парировать. Машина опрокинулась на бок сорвалась в пике и врезалось в землю. Поскольку самолет взлетал с полными баками, удар вызвал взрыв такой силы, что обломки и останки людей разбросало в радиусе 300 метров.
Установить тип взрывателя следствию не удалось. До сих пор неизвестно, был ли это таймер или радиомина, или бомбу привел в действие террорист-смертник. Также не удалось выяснить главное - кто и с какой целью совершил этот теракт. Никто не взял на себя ответственность, а самостоятельно обнаружить виновников и причастных следователи не смогли.
Их работа значительно осложнялась тем, что в те времена авиабилеты в СССР продавали без паспортов и вообще - без каких-либо документов. Поэтому даже состав пассажиров остался неизвестным. Осмотр багажа перед посадкой на рейс также не производился и в самолет можно было свободно пронести хоть взрывчатку, хоть обрез. Только после ряда терактов с большим количеством жертв правила продажи билетов и проноса багажа стали более строгими. Но для этого должны были погибнуть летчики и пассажиры симферопольского авиарейса, а также множество других людей.
Фотографий взорванной машины мне найти не удалось, поэтому на заставочном снимке другой Ту-104 в стандартной окраске "Аэрофлота" начала 70-х, отличающийся только бортовым номером.