10 октября 2021

"Либерти". Конвейер свободы



Исполнилось ровно 80 лет событию, которое крайне редко упоминается в истории Второй мировой войны, но, тем не менее, оно сыграло в ней исключительно важную роль. 27 сентября 1941 года в США были одновременно спущены на воду первые 14 грузовых пароходов типа ES2-S-C1MK "Либерти" ("Свобода") - самых массовых морских судов в мировой истории. Всего в течение 1941-44 годов было построено 2710 таких кораблей, в среднем со стапелей сходили по три штуки ежедневно.

Изначально эти суда предназначались для доставки в Англию военных грузов, поставляемых по программе ленд-лиза. Сооружение одного корабля от закладки до ввода в строй занимало 30 дней, но к 1943 году процесс удалось ускорить до 24 суток, при этом в постройке одновременно находились десятки "Либерти". И это были не какие-то мелкие суденышки, а очень солидные транспорты длиной 135 метров и водоизмещением 15 тысяч тонн.

Каждый из них мог взять на борт 2800 джипов, либо 260 танков "Шерман", либо 440 легких танков "Стюарт". Корабли оснащались 50-тонными подъемными кранами и могли самостоятельно осуществлять погрузку-разгрузку в необорудованных портах. Для ускорения строительства везде, где только можно, применялись упрощенные технологии, в частности, при сборке корпусов применялась не клепка, а сварка, хотя, это снижало их надежность и долговечность. 

Кроме того, было решено отказаться от деревянных палубных настилов, стальные палубы просто покрывали антикоррозийной мастикой. Однако на самом святом не экономили: "Либерти" оснащались качественными гальюнами с отдельными кабинками, фаянсовыми унитазами, рукомойниками и креплениями для рулонов туалетной бумаги. 

Размах судостроительной программы "Либерти" просто поражает воображение, ни одна страна мира, кроме США, не смогла бы осилить ничего подобного, особенно, если учесть, что в то же самое время на американских верфях строились сотни других кораблей самых разных классов, вплоть до линкоров и авианосцев.

Можно сказать, что без тысяч "Либерти" вряд ли было бы возможно открытие Вторго фронта и многочисленные американские десанты на Тихом океане. Нашим морякам эти суда тоже были знакомы: 38 "Либерти" СССР получил по ленд-лизу в 1943-44 годах, а еще 10 были куплены в 1963 году. Наиболее интересным образом к нам попали пароходы, впоследствии названные "Кировым" и "Тбилиси". В 1942 году американцы передали их Великобритании, потом они были захвачены итальянцами в Средиземноморье, а в 1946 году - получены Советским Союзом из Италии в счет репараций.

Более 300 "Либерти" погибли в ходе Второй мировой войны. Подавляющее большинство из них стало жертвами немецких подводных лодок, некоторые попали под бомбы, напоролись на мины или были протаранены камикадзе. 19 кораблей затонули из-за дефектов сварки корпусов, неизбежных при столь бешеном темпе производства.

Изначально срок службы пароходов был установлен всего в пять лет, но, вопреки прогнозам, "Либерти", несмотря на относительно тонкие листы обшивки, оказались довольно живучими. После войны они проплавали еще долго и, по большей части, были списаны по износу в конце 1960-х  - начале 1970-х годов.


Этапы постройки "Либерти". На первом снимке - второй день после закладки, формирование силового набора корпуса. На втором - 7-й день, каркас закончен, идет монтаж обшивки и палуб. На третьем - 12-й день, корпус готов, начинается установка оборудования и сооружение надстройки. Справа - 24-й день, корабль построен, окрашен и готов к спуску.


Компоновочная схема "Либерти". Коричневым выделены грузовые трюмы, бежевым - машинное отделение, каюты экипажа и служебные помещения, голубым - топливные и балластные цистерны. 


Силовая установка "Либерти" - трехцилиндровая паровая машина тройного расширения мощностью 2360 л.с. и ее схема. Эта машина позволяла кораблю развивать скорость до 11 узлов. Интересно, что у большинства судов котлы отапливались мазутом, но у транспортов, предназначенных для Британии и Советского Союза, они работали на угле, который в этих странах более доступен. 


На постройке "Либерти" работало в общем счете более 100 тысяч человек. На снимках - некоторые из них: двое сварщиков и девушка, зачищающая пневмомолотком от окалины сварные швы. До войны она была официанткой. 

Bwk_Liberty_Ship_Launch
Слева: поточное изготовление "Либерти" на одной из американских верфей в 1943 году. Один корабль сходит со стапеля, еще пять находятся в разных стадиях сборки. Справа: более сотни "Либерти", списанных в 1946 году из состава американского флота и собранных для распродажи.

Profile-Starboard
"Либерти" в военной окраске. Для самозащиты от вражеских самолетов, торпедных катеров и подводных лодок многие такие суда оснащались вооружением: скорострельными пушками калибра 76 и 102 мм, а также - 20-миллиметровыми зенитными автоматами. В состав их команд, помимо 46 моряков, входили 36 артиллеристов. 

libert13
Разоруженный "Либерти" в типовой послевоенной окраске греческого торгового флота. Греки после войны купили наибольшее количество таких судов - 634 штуки.

Liberty_ship_at_sea
Один из американских "Либерти" совершает переход через Атлантику. Эти корабли в 1942-45 годах осуществили десятки тысяч подобных рейсов.
a4d1c91b7950
Пароход "Жан Жорес" (бывший "Томас Нэст") был передан Советскому Союзу в 1943 году.

совгавань по пути на кубу
Во время Карибского кризиса советские "Либерти" действовали против своих бывших хозяев. На снимке, сделанном с американского разведывательного самолета, пароход "Советская Гавань" (бывший "Сэмьюэл Уорчестер") везет на Кубу спрятанные под деревянными чехлами ракетные катера.

5074279771_acc960deba_b (1)
До наших дней дожили два "Либерти", оба - в качестве плавучих музеев. Один из них сохранен в США, а второй, изображенный на снимке, - в Греции.